Еф., 227 зач., IV, 25-32.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Заповедь о любви к ближнему — это краеугольный камень всей христианской нравственности. Христианские проповедники во все времена призывали любить тех, кто нас окружает. Согласитесь, нередко этот призыв воспринимается нами довольно абстрактно. Мы теряемся в догадках, что это означает, любить человека? В том отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах, мы найдём довольно конкретный ответ на этот вопрос. Давайте послушаем.
Глава 4.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;
27 и не давайте места диаволу.
28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.
29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.
31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;
32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел предлагает христианам города Ефес прямые инструкции, как по-христиански, то есть с любовью, относиться к окружающим. Не лгать, даже если сказать правду очень страшно. Если случился конфликт и ты прогневался на человека, то до захода солнца сделай всё от тебя зависящее, чтобы примириться с ним. Не красть, как в прямом смысле, так и в переносном. То есть не быть иждивенцем, платить работникам по счетам. Не допускать гнилые слова, то есть не сплетничать об окружающих и не оскорблять их напрямую. Да и вообще всячески сдерживать свои негативные эмоции. Помимо этого, апостол предлагает во всех ситуациях быть со всяким встречным приветливым, сострадательным, великодушным.
Согласитесь, всё довольно ясно, понятно и конкретно. Можно каждое утро читать этот отрывок именно как руководство к действию. И стараться именно так вести себя с окружающими на протяжении дня. Более того, можно выписать себе эти инструкции на листочек и каждые два-три часа, а то и чаще, останавливаться, прочитывать их и обращаться к Богу с молитвой, чтобы Он помог осуществить всё это на практике. А вечером следует сесть, вспомнить прожитый день и честно ответить себе на вопрос: что получилось сделать, а что нет. Поблагодарить Бога за поддержку и попросить помочь завтра быть лучше, чем сегодня. И так изо дня в день. Если у меня что-то не получается, то я всегда могу посоветоваться у тех духовно опытных людей, которые преуспели на этом пути.
Если мы будем придерживаться подобной практики, то вкупе с молитвой и участием в таинствах Церкви, этого вполне достаточно, чтобы познать простую истину: та любовь, о которой говорит христианство и к которой нас призывает Христос, — это не спонтанная эмоция. Это даже не растянутое во времени чувство. Любовь — это действия. Действия, которые я совершаю ради Христова Евангелия в интересах другого человека.
Очевидно, что зачастую моё нутро всячески сопротивляется совершению этих действий. Ведь зачастую для него не свойственно думать об окружающих. Разве что это те, к кому я испытываю естественную привязанность. Или же те, о ком мне выгодно проявлять заботу. Как замечал святитель Игнатий Брянчанинов, «моё сердце согласно быть милосердным по движению крови, но быть милосердным по заповеди Христовой для него распятие».
Но пусть это нас не останавливает. Чтобы совершать дела любви не обязательно испытывать нежность и симпатию к людям. Для этого необходима просто готовность совершать конкретные поступки ради Евангелия. Это похоже на то, как порой заводят холодный двигатель машины. Автомобиль или толкают или используют ручной стартёр. Само движение передаёт энергию мотору. Так и здесь. Пусть внутри всё пусто. Пусть работа кажется поначалу механической. Но именно она заводит наше сердце. Именно в результате этого усилия в душе рождается особое состояние благости. Уже в процессе мы начинаем ощущать, как оживаем. Это Бог согревает нас Своей благодатью. Преподобный Амвросий Оптинский прямо говорил по этому поводу: «Если не имеешь любви, делай дела любви, хотя бы и без любви. Господь, видя твоё усердие, даст тебе любовь».
А потому, дай же нам, Господи, не просто называться Твоим именем, но ежедневно подтверждать своё христианство на практике. Помоги нам вопреки своим страхам совершать конкретные дела любви. Чтобы благодать наполнила наше сердце и в нём поселились мир и радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Василий Бакшеев. «Молебен с водосвятием»
— Как много в Пермской картинной галерее экспонатов, рассказывающих о православной вере! Правда, Андрюша?
— Да, Алла, здесь богатая коллекция богослужебных предметов и старинных икон.
— И картин с религиозными сюжетами! Например, посмотри – «Молебен с водосвятием».
— Работа выразительная! Священника пригласили в частный дом, чтобы совершить богослужение. Вот он стоит, с крестом – старенький уже, седой. Рядом с батюшкой поёт церковный служка. Остальные участники молебна внимательно слушают, крестятся.
— Написал это полотно Василий Бакшеев. Ты знаешь о нём что-нибудь?
— Талантливый художник! Представляешь, он прожил девяносто пять лет, из них половину – в девятнадцатом, половину – в двадцатом веке.
— А полотно «Молебен с водосвятием» когда было написано?
— На перекрестке столетий, в 1894 году. В самое безоблачное время в жизни Василия Николаевича! Он два года как женился по большой любви на Анне Лосевой. Супруги построили дом в подмосковной деревне Зайцево. В усадьбе часто гостили Константин Коровин, Исаак Левитан, Михаил Нестеров, другие художники. Там царила атмосфера дружбы и творчества.
— Наверное, поэтому и картина получилась такой светлой! Комната, в которой совершается молебен, залита солнцем. Окно распахнуто, за ним угадывается свежая зелень. Лёгкий ветерок колышет белоснежные занавески. Кажется, они недавно постираны и накрахмалены. Как и покрывала – на комоде, на стуле и маленьком круглом столике.
— А на цветовую гамму ты обратила внимание? Она говорящая! Занавески и покрывала, обои на стенах и деревянный пол выдержаны в бело-золотистых тонах с голубыми бликами. Те же цвета мы видим в одежде священника, но только здесь они уже насыщенные, густые. На батюшке синяя ряса, а поверх неё золотая риза, она называется фелонь.
— Ой, получается, как будто облачение батюшки отражается на всех предметах вокруг!
— Такой приём в живописи называется рефлексом. И Василий Бакшеев использовал его неспроста. Художник показал, что визит священника и связанная с ним общая молитва изменяют действительность.
— Андрюш, а я вот задумалась – а почему в комнате так пусто? Из мебели здесь только комод, два стула и маленький круглый столик – на нём стоит чаша для освящения воды. Ни ковров, ни картин на стенах.
— И даже икона, перед которой совершается молебен, не в красном углу помещена, а на стуле. Полагаю, хозяева недавно переехали, дом ещё не обжит. Смотри, доски, которыми выложен пол, совсем свежие.
— Так, наверное, эти люди затем и позвали батюшку – чтобы освятить жилище?
— Верно! И художник призывает нас верить, что жизнь в новом доме, начатая с молитвы, будет чистой и светлой. Как эта солнечная комната с распахнутыми в зеленый сад окнами.
— А у меня на сердце стало светлее от картины Василия Бакшеева «Молебен с водосвятием»!
Картину Василия Бакшеева «Молебен с водосвятием» можно увидеть в Пермской государственной картинной галерее.
Все выпуски программы: Краски России
Рядом с Пушкиным. Ольга Шушкова
Пушкина я горячо полюбила с детства и пронесла это чувство через всю жизнь. Помню, как ребёнком с радостью без конца повторяла строчки из сказок: «Ветер по морю гуляет...». А уже в зрелые годы с трепетом читала пушкинское покаянное: «И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю».
Я видела в Александре Сергеевиче живого, близкого человека, родную душу. Надо ли говорить, что он оказал на меня большое влияние, и что, поэтом я стала во многом благодаря и ему. А вот точно, благодаря кому получила я такое призвание — поняла уже много позже... Это — Господь!
Расскажу небольшую предысторию. Крестили меня еще ребенком. А в храм впервые привела родственница, когда у меня в жизни был тяжелый период. Это был храм «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Помню, как я сидела там на скамеечке, заливалась слезами. Поплакала, помолилась, и мне стало легче.
Второй раз пришла сама, когда снова обрушились неприятности — помнила, где становится легче. Поговорила с батюшкой — и опять отлегло. Стала приходить в храм регулярно. Выбрала себе местечко в центре храма около прохода.
И вот, спустя несколько месяцев я случайно прочитала в интернете, есть икона, на которой изображен мой любимый поэт! Точнее, там запечатлен сюжет поэтического диалога между святителем Филаретом Московским и Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт тогда написал стихи, в которых были следующие строки: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?..» А после публикации получил ответ от святителя Филарета с такими словами: «Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана...»
Пушкин с благодарностью написал стихотворный ответ будущему святому, в котором признал правоту митрополита и свои заблуждения, назвав их «скептическими куплетами».
Так вот, когда иконописцы писали образ митрополита Московского Филарета (Дроздова), вспомнили про эту историю. Изобразили рядом со святителем великого русского поэта. Как мне же мне захотелось посмотреть на эту икону!
И каково же было мое удивление, когда я узнала, что образ находится в храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»! В том самом, где я обрела душевный и духовный приют.
Я знала многие иконы в храме, они стали важными и любимыми для меня. Но — Александра Сергеевича я не видела.
Я переходила от одной иконы к другой, приглядывалась, внимательно изучала. Началась служба, и я остановилась на своем любимом месте в храме. И тут обнаружила — Пушкин смотрел прямо на меня! Икона со святителем Филаретом и любимым поэтом оказалась напротив моего места, но в глубине. Слезы благодарности выступили на глазах.
Я восприняла это как знак. Как будто Господь благословил меня. И теперь каждый раз, приходя на любимое место в храме, я кланяюсь святителю Филарету, улыбаюсь Александру Сергеевичу и благодарю Всевышнего за то, что, как отметил святитель Филарет в упомянутой переписке, «не без воли Бога тайной» все сложилось в моей жизни.
Господь говорит с каждым из нас через ситуации, через обстоятельства. Он знает, что для каждого человека дорого, что тронет душу.
Главное — суметь услышать Спасителя. На мой взгляд, для этого нужно учиться слушать Бога. Воспитывать душу. Учиться домашней молитве. И стремиться к Богу, хотеть быть рядом. Ходить в храм, участвовать в церковных таинствах, в соборной молитве. Христос посреди нас!
Автор: Ольга Шушкова
Все выпуски программы Частное мнение
26 декабря. О значении слов Христа о пророке Илии
В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Говорю вам, что и Илия пришёл, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём».
О значении этих слов Христа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова сказаны Господом в ответ на вопрос, с которым ученики обратились к Нему. Произошло это сразу после Преображения. По поверьям иудеев перед пришествием Мессии должен прийти Илия, пророк Божий Илия, и устроить все, то есть приготовить богоизбранный народ к грядущим событиям. И Господь говорит, что Илия уже пришел. Это Иоанн Креститель, пришедший в силе и духе Илииной. И с ним поступили так, как хотели, как написано о нем. Ведь это известное изречение пророка Малахии.
«Я пошлю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия Дня Господня. Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я, придя, не поразил земли проклятием». Важно то, что из этих слов становится ясно, что долгожданный Мессия, долгожданный Спаситель мира уже пришел. Он уже идет своим путем. Путем страданий, путем воскресения.
Все выпуски программы Актуальная тема