
«А зовут меня Касьяном, а по прозвищу Блоха», — так говорит о себе персонаж одного из рассказов Ивана Тургенева. Есть в произведениях этого автора и другие герои с прозвищами — «Хорь и Калиныч», «Бирюк». Тургенев, будучи писателем наблюдательным, приметил это явление и использовал в своих произведениях — как часть народной жизни.
Прозвища существуют с глубокой древности — начиная с античных царей и полководцев. Встречаются они и в Писании. Вспомним, что Иисус Христос нарёк двух братьев — Иакова и Иоанна — «Воанергес», сынами грома, из-за их вспыльчивого и горячего нрава. А апостол Симон получил имя Пётр, камень, — по предназначению, которое определил ему Иисус — стать «камнем», на котором будет основана Церковь.
Можно сказать, что прозвище — это второе имя, данное человеку по его характерной черте: происхождению, роду занятий, нраву или внешности.
На Руси прозвища, или назвища, существуют давно. Сначала при рождении давали семейные имена: Смеяна, Забава, Остромир, Большак, Томило, Потеха, — а после принятия православия основным именем становится крестильное, или, как его называли, «молитвенное». Мирское имя долгое время существовало наряду с христианским, а потом постепенно перешло или в прозвища, или в фамилии. Так, Большак превратилось в Большаков, Крикун в Крикунов и так далее.
Вторые имена давались князьям — за их деяния, свойства характера, внешние черты: например, Ярослав Мудрый, Иван Калита, Юрий Долгорукий, Василий Тёмный.
Встречая в древних документах прозвища, можно узнать интересные факты о прошлом. Например, многое скажут нам о людях того времени такие прозвания, как Рунь, то есть лохмотья, или Голик — веник без листьев.
В наше время мы тоже используем прозвища, и бывает, что они носят насмешливый характер. Поэтому стоит быть аккуратными: не все люди готовы откликаться на прозвище. Возможно, стоит узнать у знакомого, нравится ли ему его «второе имя».
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
24 августа. О милосердном отношении к людям

В 18-й главе Евангелия от Матфея есть притча о немилосердном должнике.
О милосердном отношении к людям, оказавшимся в трудном положении — священник Захарий Савельев.
Каждому человеку необходимо помнить, что перед Богом мы все равны, и каждый человек, который находится в каком-то затруднительном положении, нуждается в нашей поддержке. Иногда и мы требуем, чтобы нас поддержали, но мы это должны делать, как бы не ожидая возвращения долгов, мы должны это совершать без желания наживы, или как взять ещё под проценты кто-то хочет.
Это безусловно неправильный подход к делу, но в то же время нам необходимо понимать, что бывает настолько экстремальное положение у человека, что, если сейчас мы его не поддержим, вся его жизнь может рухнуть.
Поэтому именно православные люди обязаны проявлять милосердие и снисхождение к другим.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 августа. О печати апостольства

В 9-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Если для других я не апостол, то для вас апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе».
О плодах служения апостола Павла — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Святой апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам, напоминает о действительности своего апостольства. Некоторые могли сомневаться в том, что он апостол, равный ученикам Господа Иисуса Христа. Неоднократно Павел приводит доказательства своего избранничества.
В этом месте послания к коринфянам он вновь напоминает о своём апостольстве, но без долгих рассуждений и в доказательство своего чрезвычайного дара приводит самих коринфских христиан как плоды подлинного апостольского служения. Собственно, употреблённое им слово «печать» и означает «доказательство».
Итак, доказательством миссии Павла как апостола являются коринфские христиане. Какие это доказательства? Павел сам называет их во втором послании: это знамения, чудеса, различные силы, которые проявлялись во время его проповеди, отсутствие корысти.
Апостол проводил между христианами безукоризненную жизнь. Подвергался, как и другие Христовы ученики, опасностям, но Бог действовал в нём, и вера коринфян вместе с благочестием, принятые от своего первого проповедника, стали доказательством, что Бог избрал Павла для проповеди язычникам.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 августа. О подвиге преподобного Иоанна Святогорского

Сегодня 24 августа. День памяти преподобного Иоанна Святогорского, затворника, жившего в девятнадцатом веке.
О его подвиге — игумен Лука (Степанов).
Преподобный Иоанн получил прекрасное образование, стал очень успешным предпринимателем. Он, тем не менее, уже во взрослом возрасте восчувствовал решимость направиться в Киево-Печерский монастырь для духовного назидания. И оттуда уже был направлен старцами в Глинскую пустынь, где тогда старчество процветало, где замечательные духовные наставники приняли его.
Он и молился непрестанно, и трудился непрестанно. И был в этом отношении совершенно недосягаем по своему могуществу. Но на определённом этапе он оттуда переходит уже в Святогорскую обитель, а это обитель в пещерах.
Через некоторое время он принимает решение затвориться в уединённой келье, пещере. На двери водружается огромный замок, который открывается только раз в месяц. Маленькое окошко в двери служит для получения самой простой пищи, и то в минимальных размерах: сухари, вода. Спит он в гробу в этом полном уединении. Множество всяких насекомых поедают его в течение всего пребывания.
Но на определённом этапе, уже при старости своей, он получает уведомление своему сердцу открыть дверь свою для приёма людей, для утешения страждущих. И к нему направляются многочисленные паломники, и он обладает уже даром и прозорливости, и даром исцелений, и даром утешений.
И уже его блаженная кончина стала началом его и небесной славы, и церковного почитания.
Все выпуски программы Актуальная тема