
«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» — эти слова Господа из Евангелия от Матфея писательница и публицист Татьяна Грудкина взяла в качестве эпиграфа к своей книге «Дела любви». Это — сборник удивительных историй о милосердных людях. Имена некоторых из них у всех на слуху. О других, читатели, возможно, узнают впервые. Так или иначе, автор поближе познакомит нас с теми, в ком, по её словам, воплотилась природа подлинно русского человека — умеющего сострадать, не отворачиваться от чужой беды и с готовностью отдавать просящему даже то, что необходимо самому.
На страницах книги мы найдём более десятка увлекательных историко-биографических очерков, героями которых стали Александр Суворов, Антон Чехов, Фёдор Гааз, няня Александра Пушкина — Арина Родионовна и многие другие, кому не понаслышке было знакомо слово «милосердие». Открывает эту плеяду рассказ о праведной Иулиании Лазаревской. Будущая святая родилась в XVI-м веке в богатой семье, но в 6-летнем возрасте осиротела, попав на воспитание в чужой дом, где девочку попрекали куском хлеба. Иулиания со смирением сносила упрёки и обиды. А потом подросла, вышла замуж и вновь стала жить в достатке. Но никогда не забывала, каково приходится несчастным сиротам, обездоленным беднякам. И щедро раздавала милостыню. Однажды пришёл страшный голод — три года подряд случался неурожай. Овдовевшей Иулиании и самой нечего было есть. Она научилась печь хлеб из лебеды и кормила им нищих и голодных. В народе Иулианию прозвали Милостивой, а после её кончины Церковь прославила милосердную женщину в лике святых.
История Иулиании Лазаревской довольно известна. А вот о добрых делах великого полководца Александра Васильевича Суворова многие знают, пожалуй, меньше, чем о его ратных подвигах. В книге «Дела любви» Татьяна Грудкина рассказывает о том, как ещё 15-летним подростком будущий генералиссимус раздавал большую часть личных денег неимущим. Позже в своем новгородском имении Суворов поселил солдат-инвалидов, своих бывших сослуживцев, а также пожилых солдатских вдов, и полностью оплачивал их содержание. И в военное время Суворов проявлял благочестие и праведность. Своих воинов он учил: мирного жителя не обижать, с пленными поступать человеколюбиво.
На страницах своей книги Татьяна Грудкина цитирует слова преподобного старца Гавриила (Ургебадзе): «Для того только мы и существуем на свете, чтобы как можно больше сделать добра». Принять на себя чужую боль, сделать всё, чтобы облегчить чужое страдание — значит истинно любить, продолжает автор мысль святого. Именно об этом книга Татьяны Грудкиной — о том, как дела любви преображают человеческие жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Свято-Елисаветинский женский монастырь на Калининградской земле
В программе рассказывается о монастыре, который находится на самых западных рубежах России. Эта обитель была построена неподалёку от города Черняховска с нуля, трудами и молитвами настоятельницы обители Игумении Елисаветы (Кольцовой), сестер и их единомышленников. В монастыре построено 3 храма, в которых созданы уникальные интерьеры, например, здесь созданы иконы из янтаря и иконостасы из карельской берёзы. Есть в обители и свой чудотворный образ Божией Матери Приезерная «Яко мы с Тобою». В монастыре есть прекрасный музей, посвящённый покровительнице обители Святой Преподобномученице Великой Княгине Елисавете Феодоровне и Царственным Страстотерпцам, а также, художественная галерея, где выставлены картины Матушки Игумении Елисаветы, настоятельницы монастыря, и её книги. Есть в обители и святые источники, и необыкновенный парк птиц.


Свято-Елисаветинский женский монастырь

женского монастыря








с сестрами монастыря

Игуменья Елисавета Кольцова

Игуменьи Елисаветы Кольцовой



Фотографии предоставлены Свято-Елисаветинским женским монастырём.
Все выпуски программы Места и люди
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.