
«Ничто не может сравниться с любовью... Ныне же любовь оскудевает; разделились мы между собою», — такие слова сказал святитель Иоанн Златоуст больше полутора тысяч лет тому назад. С тех пор в этом смысле мало что изменилось — всё так же человек нуждается в любви, ищет её. В своих поисках ему часто нужен мудрый проводник, советы и наставления которого помогут найти верный путь. Такими помощниками для каждого из нас станут святые отцы Церкви — древние и современные духовные писатели и проповедники. Во все времена они шли путём, указанным им Самим Господом, который и есть Любовь. О любви — к Богу, к ближнему, супругов друг к другу — беседуют они с нами на страницах книги «О любви, о браке, о детях. Священное писание и церковный опыт».
«В ком любовь, тот вместе с Богом. Храни любовь, как зеницу ока, в ней — свет и жизнь. Храни её, она радость для всех приверженных к ней», — говорит преподобный Ефрем Сирин, святой первых веков христианства. Ему вторит другой великий учитель Церкви, святитель Иоанн Златоуст: «Любовь есть глава, корень, источник и мать всех благ». В этом же уверен и святой начала ХХ века, праведный Иоанн Кронштадтский: «Господь для того нас держит на земле, чтобы любовь к Богу и ближнему всецело проникла в наши сердца».
Какой же призвана быть наша любовь к ближнему? На этот вопрос на страницах книги отвечает святитель Василий Великий. «Какую любовь должно иметь друг к другу? Какую Господь показал и какой научил, сказав: любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». А святитель Тихон Задонский даёт нам подробный алгоритм действий: «Как не хочешь, чтобы кто тебя обидел, отнял что у тебя, оклеветал, оболгал, прельстил, обманул, опорочил, похитил что, осудил тебя, укорил и прочее зло сделал, так не желай и не делай того и ближнему. Как не хочешь, чтобы кто тебя в нужде оставил, так не оставляй и ближнего своего. Как хочешь, чтобы кто тебе в бедности помог, так желай и помогай сам бедствующему».
Подобную же любовь, по слову святителя Феофана Затворника, питают друг к другу муж и жена. Святой говорит: «У нас есть всеобщая заповедь: друг друга тяготы носить; тем охотнее должны исполнять её такие близкие лица, как супруги». Святая страстотерпица, царица Александра Фёдоровна, считала единство интересов супругов залогом счастливого брака: «Пусть всё в их жизни будет общим».
По мнению святых отцов церкви, ещё один признак любви — забота о детях. «Родители! Не забывайте благословлять детей своим любящим сердцем!» — призывает святитель Филарет Московский. А священномученик Арсений (Жадановский) говорит: «Высоко, свято, духовно любят родители своих детей, когда смотрят на них, как на Божие благословение».
Апостол Павел в евангельском послании к Коринфянам увещевал: «Всё у вас да будет с любовью». О том, как можно достичь этого во все времена, расскажет книга «О любви, о браке, о детях. Священное писание и церковный опыт».
Все выпуски программы Литературный навигатор
- «Учитесь сохранять семью. Старцы Псково-Печерского монастыря о семейной жизни»
- «Рождественская книга ангелов»
- Протоиерей Павел Карташёв. «Что нам в жизни светит…»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема