У нас в гостях был клирик храма всех святых в земле Российской просиявших в Новокосино, духовник общины глухих протоиерей Григорий Крыжановский.
Разговор шел о том, как зависимости и страсти отдаляют человека от Бога и Царствия Небесного и как преодолеть этот разрыв.
Ведущий: Константин Мацан
Константин Мацан
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня священник Григорий Крыжановский, клирик храма Всех святых, в земле российской просиявших в Новокосино. Добрый вечер.
Священник Григорий Крыжановский
— Добрый вечер.
Константин Мацан
— У нас сегодня с вами тема волнующая, потому что мы поговорим о зависимостях. Я думаю, что в самом широком смысле слова, под словом «зависимость» мы обычно понимаем алкогольную и наркозависимость, и, наверное, об этом тоже поговорим. Священникам часто приходится сталкиваться или просто напрямую заниматься окормлением людей, которые в себе борются с такого рода зависимостью. Но ведь, наверное, более широко можно посмотреть в жизни, даже если мы говорим не об алкоголе или наркозависимости, мы много от чего зависим. А зависим ли мы от гаджетов?
Священник Григорий Крыжановский
— Ну, безусловно, мы от всего буквально зависим. От солнечного света, мы зависим от сна, от потребления пищи, умеренного, неумеренного. Мы зависим от присутствия или отсутствия людей нам дорогих и близких. И ровно так же мы зависим от общественного мнения в отношении себя и даже зависим от собственного мнения о себе. То есть, в принципе, это проблема широчайшего просто круга, и зависимость связана и с удовлетворением физиологических потребностей человека, и с духовно-нравственными аспектами. И сегодня зависимости, наверное, круг, список зависимостей умножается, и умножается довольно стремительно.
Константин Мацан
— А для вас, как для пастыря, тема о зависимостях, где главный её нерв?
Священник Григорий Крыжановский
— Главный её нерв в душе человека. Ведь все мы дети падшего Адама, и когда мы перестали зависеть только лишь от Бога, от Его воли, когда мы потеряли эту надежную связь в Адаме в раю, мы теперь ищем что-то вместо Кого-то. То есть, когда мы теряем это богообщение, это блаженство в богообщении и эту абсолютную любовь, мы не божественную теряем, а свою любовь к Богу, мы начинаем уходить в какое-то забытье, в какое-то, наверное, буквально, ну, это может быть всё, что угодно. Если мы читаем Писание, то это и вторая жена появляется уже у потомков Адама, у его внуков там. Это и третье, и четвёртое, и пятое, да множество. Потом это алкогольная зависимость, конечно же, она была известна человечеству с незапамятных времён. И, конечно, это зависимость от страстей. Все мы знаем гедонизм, это от второго имени Гедеон брата Иакова. Вот он был любителем вкусно покушать, он любил мясное, он любил дичь. Вот он мог много дней гоняться за этой дичью, до такой степени изматывать себя, что когда он не мог поймать дичь, он чуть ли не умирал, он приходит к Иакову и просит: дай мне этого красного, красного, неспроста здесь слово «красное» употребляется дважды таким образом автор этих строк указывает нам на то, что человек просто ну вот жаждет, просто алчет чрезвычайно и готов даже продать первородство, он готов продать эту, скажем, привилегию представлять народ пред Богом, представляя свое семейство, свое племя пред Богом, до такой степени он зависим от еды в данном случае. Множество страстей другого порядка. Сегодня мы можем говорить, вот если немного позволим себе перепрыгнуть, о зависимости от социальных сетей. Ведь это уход от реальности. Почему апостол учит нас, что блудники, пьяницы, воры не наследуют? Мы же знаем, что...
Константин Мацан
— Идолослужители.
Священник Григорий Крыжановский
— Да, идолослужители, безусловно. Почему они не наследуют Царство Божие? Оно им не нужно. Они упиваются вот таким бытовым, низменным, плотским. И плоть тут ни в коем случае не виновата. Это психологическая проблема. И человек, наоборот, свою плоть эксплуатирует без ограничений, без каких-либо, наверное, правил, и доводит её до изнеможения и до гибели в итоге. Поэтому Священное Писание, вера и участие в церковных Таинствах значительно помогает людям, у которых есть зависимость, если не избавиться от нее целиком, как от навязчивой и бесконечной мысли, которая преследует человека с таким недугом, то хотя бы воздерживаться. То есть мы хорошо все знаем, это, наверное, у всех на слуху, что бывших не бывает, бывших наркоманов или алкоголиков, вот, что просто человек держит такой подвиг, пост, но бесы, видя уязвлённость такой души, такого человека, они пытаются в эту точку всё время так или иначе давить человека, опрокинуть, уронить, подвести его к краю, где его ждёт падение и, возможно, уже последнее в этой жизни.
Константин Мацан
— А каков механизм, что церковь предлагает человеку для борьбы со своими зависимостями? Причем я сейчас предлагаю пока вот не говорить об опыте тяжелых зависимостей, таких как алкогольная, наркотическая. Об этом обязательно поговорим, но надо полагать, что среди наших слушателей таковых не так много. А вот людей, которые зависят от социальных сетей или шире, от гаджетов, наверное, каждый первый, ну, может быть, второй. Вот вы говорите, что церковь помогает, дает человеку возможность, да, какие-то инструменты. Как это преодолеть? Как это происходит?
Священник Григорий Крыжановский
— В целом человек, который не имеет опыта веры, он просто вынужден получать гормоны счастья от каких-то действий, эти эндорфины, серотонины, дофамины, есть такое понятие дофаминовая петля, он вынужден получать удовольствие, ну, какими-то вот, давайте назовем, традиционными, нетрадиционными способами. Ведь не является грехом поспать или поесть. Господь нам дал эти способности нашему физическому телу для того, чтобы мы действительно поели, и хорошо, чтобы мы поели вкусно, и хорошо, чтобы мы поели полезно, и воздали хвалу Богу, который сотворил и нас, и то, что мы можем есть, с радостью, с благодарностью. Вот уже когда начинается чрезмерное употребление, ну давайте возьмем сладкое. Я считаю, что сегодня у нас тотальная зависимость у верующих людей от сладкого. Вот в качестве замены поста вот людям болящим предлагал я часто отказаться от сладкого или от телевизора. Вот вообще не смотреть вот этот вот экшн, да, мы можем использовать гаджет, телефон для работы, мы можем использовать для связи, коммуникации с семьей и для контроля каких-то процессов, но когда мы начинаем залипать, зависать, погружаться, тонуть в этой информации, мы попадаем вот в эту зависимость сверхпотребления, и она по спирали раскручивается, раскручивается, пока мы не улетаем куда-то на обочину жизни. Потому что мы начинаем терять контроль над процессами, над собой и над тем, как мы получаем удовольствие. Что же предлагает церковь? Церковь предлагает борьбу с помыслами. Это обыкновенная молитва, простая молитва. Церковь предлагает участие в Таинствах. А ведь когда мы над чем-то потрудились, допустим, мы физически трудились и не позволяли себе излишнего отдыха, то простой сон доставляет нам массу удовольствия. Здоровый сон доставляет нам массу удовольствия, здорового удовольствия. Значит, если мы потрудимся в молитве, если эта молитва будет сопряжена с физической нагрузкой, со стоянием или бдением, так называемым, это будет и в этом участвовать и тело, и душа, и дух, то отдых после этого и те чувства, которые мы переживем, они превосходят, они превосходят то обычное удовольствие, земное, условное удовольствие. И у нас есть опыт святых отцов, у нас лично у каждого есть опыт. Ведь всякий, кто приходит в церковь на начальном этапе, он получает так называемую призывающую благодать. Это такой аванс от Господа, чтобы мы почувствовали вот эту восхищенность, эту лёгкость после первой, второй, третьей, первых исповедей, чтобы мы почувствовали силу молитвы, когда всё задаётся, всё спорится, чтобы мы почувствовали возвышенность молитвы, богослужения, участия в Таинствах. Это надо запомнить, к этому надо не привыкнуть, нет, но к этому надо навыкать и вырабатывать привычку в этом искать удовольствие. Почему? Потому что со временем вот эта первичная эйфория, вот это вот неофитское горение, оно проходит, и неспроста, так буквально и в спорте, если кто-то занимался спортом, ну более-менее профессионально, то знает, сначала успехи просто стремительны, а потом медленнее, медленнее, потом вообще нет успехов. Потом бывает болезнь, травма, регресс, да? И прогресс приходится добывать просто кровью и потом. Здесь ровно так же. Но если в опыте потребления, поглощения у нас есть условия для этого, ну какие-то должны быть, побольше солнца, побольше сладкого, то в опыте молитвы и духовного роста, напряжения, нам ничего особо не нужно, кроме внутренней работы. В нас всё есть. Даже наоборот. Если мы откажемся от того, что нам зачастую нужно, мы достигнем большего успеха. Ну, ровно так же и в спорте. Многие спортсмены сбрасывают вес, там, сушат себя. Ну, такое понятие. В этом смысле спорт — хорошая аналогия. И в этом смысле Церковь предлагает широкий спектр тех способов, которыми мы можем получать это удовольствие, это удовлетворение от своей деятельности, от своей жизни, от своего роста. И ставить новые планки, новые горизонты, и примеры обширны, и женщины, и мужчины, и женатые, и монахи, и юноши, и девы, и в разных климатических поясах по всему миру, и разных сословий, то есть примеры многочисленные. Тут уже спор проигрывает церковь.
Константин Мацан
— Священник Григорий Крыжановский, клирик храма Всех святых, в земле Российской просиявших в Новокосино сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Ну хорошо, тогда поговорим о зависимостях серьёзных. Вот каков ваш пастырский опыт общения с людьми с такими зависимостями? Я их называю серьёзными в смысле, что они связаны просто с потреблением, с химическими зависимостями. Понятно, что когда мы говорим «зависимость», мы в первую очередь подразумеваем алкогольную зависимость и наркотическую.
Священник Григорий Крыжановский
— Хочу отметить, что так уж случилось, что я общался действительно с ребятами, которые боролись или не боролись. Разные были представители зависимости со своими болезнями, недугами. И сразу ко всем обращаюсь, взываю просто: лучше не начинать. Лучше не начинать, потому что химическая зависимость, она выжигает привычный механизм получения удовольствия в человеке. Просто... Организм реагирует на прием этих лошадиных доз, для нас лошадиных доз, для обычного человека, психотропных химических веществ таким образом, что блокируются нейроны в мозгу человеческом. И восстановить зачастую при принятии тяжелых наркотических веществ невозможно. Первый и второй прием наркотика. Зависимость есть и наркотики, особенно синтетические, современные, которые вызывают зависимость с первого приёма и уже это навсегда. Этим пользуются злодеи. Злодеи для вот этих юношей и девушек, которые в этом не разбираются, они подмешивают, они делают такой микс. Сегодня мы должны говорить о таком явлении, как полинаркомания. То есть, когда человек и пьёт, и употребляет разные наркотики всех видов практически. И к этому его злодеи подводят профессионально, и им об этом неизвестно зачастую. К сожалению, сегодня кинематограф, масс-медиа косвенно пропагандируют такой образ жизни и как бы возможность, да, вот многие там герои, употребляют в той или иной степени, но мы же не знаем, что именно они употребляют. К сожалению, сегодня фармацевтические компании по всему миру пытаются под видом препаратов, доступных без рецепта, продавать то, что содержит наркотические вещества. Значит, теперь возвращаемся к тем ребятам, с которыми я общался. Например, хочется сказать, вот у меня до сих пор в кругу общения есть женщина, которая начала употреблять лёгкие наркотики с 13 лет, ввиду развода родителей и конфликта с матерью, а она похожа на отца по своему характеру. И вот мать невзлюбила одну из дочерей, и эта дочь с 13 лет стала потреблять, вся её жизнь, до сих пор она тяжелая, она полна отчаяния. Отчаяние зачастую на грани суицида. Несмотря на то, что она смогла завязать с наркотиками, ей так или иначе в кризисные периоды жизни хочется, и это происходит, употребить хотя бы алкоголь. И алкоголь в такой степени, чтобы забыть свою душевную травму, потому что она не освоила, наверное, я не знаю, насколько это возможно для нее в ее физиологическом состоянии. Она не освоила вот этот способ, иной способ что ли улаживать свои проблемы. Вот. И мы должны говорить... Ну, я также с мужчинами общался со всего мира, из Америки, из разных наших постсоветских стран. Начинается всё просто. Иногда это люди высокого сословия, от нечего делать, от того, что нечего больше хотеть, как в песне поётся. А иногда это ребята за компанию, за компанию их угощают. Вот. И просто времени, наверное, 100 часов не хватит, чтобы рассказать вот все эти трагические судьбы. И раз за разом, когда человек уже попробовал, как, насколько хочется ему вернуться в это состояние забытья. Вот. И это на физическом уровне. Вот хочется сказать о том, что там ломка, да? Дело в том, что когда человек рождается, он от всякого вдоха, в его легких умирает множество клеток, миллионы. Механизм человеческой физиологии таков, что вырабатывается обезболивающее. А вот когда человек принимает героиновые наркотики, ну и синтетические, скажем так, компонента, этих молекул, там же всё на молекулярном уровне связано, он лишается естественного механизма выработки этого обезболивающего. И когда он перестаёт принимать наркотик, вот это называется ломка. И он буквально умирает. Буквально. И нередки случаи, когда после прекращения, да, за неимением получить наркотик, какую-то дозу, малую дозу, чтобы выйти, люди умирают. Умирают от физического истощения, от этой ломки. Вот, значит, не будем особых там терминов медицинских применять, но радиослушатели должны понимать, что надо рассматривать такого человека как жертву, как жертву, но в то же самое время очень аккуратно подходить к помощи. Конечно, лучше обращаться к профессионалам, к тем людям, которые знают, как... Вот это детокс называется, да? Как выводить человека из состояния... Ну, назовём это запой. Запой бывает и алкогольный, и опиоидный запой, и, ну, скажем так, есть какой-то вот... скажем так, период приема и других наркотиков, и человек не в состоянии сам соскочить, да, выйти, прекратить. За редким исключением, 1%. Вообще избавляется от героиновой зависимости около 3%. Это, ну, вот, ну, это ничтожно малое число. Ну, не без последствий, конечно же. И хочется сказать, что когда мы помогаем такому человеку, я вот обращался к радиослушателям, хочется закончить том, с чем. Будьте внимательно и аккуратны, потому что вот это состояние, видеть умирающего, видеть жертву, жертву воздействия, я думаю, когда у человека поражена воля, над ним прямо довлеет дух нечистый. Его окружают бесы, они паразитируют на душе такого человека. Вот, надо быть аккуратным во всех аспектах, потому что он может лгать, просто дьявольски лгать. Он может причинить вред семье, себе, чрезвычайный. Вот, и по итогу он может вас втянуть в такие отношения, которые называются сегодня, это уже, наверное, у всех на слуху, созависимость. Вот, и вот эта созависимость, сострадание, ну, жалость, такая жалость. Непростое сострадание, потому что мы можем сострадать человеку, но всё-таки бороться с его болезнью и не поддаваться его манипуляциям. Вот, а вот именно жалость, которая каким-то образом приводит к тому, что мы начинаем действовать и поддаваться его манипуляциям, приводит к тому, что уже зависимость у созависимого от каких-то эмоций, от того, чтобы помочь этому человеку, спасать, есть такие спасатели. И это тоже проблема, это тоже вид зависимости. Есть даже специальный термин психиатрии «жена алкоголика». Алкоголик пьёт, а жена в это время страдает, то есть психологически страдает. Вот она переносит вот эти вот состояния. Но это даже настолько наш мир духовный таинственный и интересный, что даже животные, домашние животные у людей созависимостью страдают. Иногда берут на себя, я не знаю, как это происходит на самом деле, это таинственно, но психиатры описывают такой случай, что, например, собака-алкоголика умирает от цирроза печени. Вот она так тоскует, видя, что происходит с её хозяином, а собака любит своего хозяина, и он её любит на самом деле. Она каким-то образом, не знаю, может быть, чтобы показать, может, это Господь так устроил, чтобы собака показала хозяину, что его ждёт. Она вот буквально умирает от цирроза. Вот. Ну, это, я считаю, чудесное явление. И, таким образом, сам Господь пытается вмешаться в обстоятельства жизни человека, который идёт к обрыву, к пропасти. Нужно быть очень аккуратным, обращаться к специалистам, обращаться... Таким людям советую, конечно, молиться, Иисусовой молитвой, простой молитвой, гнать от себя навязчивые помыслы, искать замену. Как молитва, как путешествие, как какого-то рода деятельность, не быть праздным. Ну, тут уже, наверное, сладкое поможет.
Константин Мацан
— А вот какие-то с виду безобидные или даже, скажу жёстче, с виду благородные вещи могут превратиться в зависимости? Например, может ли страстью стать чтение книг? Человек настолько любит читать, что не замечает вокруг никого. У нас недавно был в гостях священник, который в прошлом профессионально известный шахматист. И вот он рассказывал про то, что в юности, когда он еще не был священником, общался в основном с такими же коллегами, друзьями-шахматистами, видел людей, для которых кроме шахмат ничего не существовало. Вот это было единственное их влечение, единственная их жизнь. И может быть какой-то родитель, допустим, скажет: ну это хорошо, если у ребенка есть такая страсть, берем в кавычки это слово. Вот есть увлечение большое, которое его наполняет, потому что большинство детей, мы как родители это знаем, скорее мы их порицаем за то, что им ничего не интересно, и нет какой-то у них влюблённости в какое-то дело, в какую-то тему свою. А тут наоборот, она есть, эта влюблённость. Может быть, она нас настолько поглотит, что уже станет во вред? Вот что вы об этом думаете?
Священник Григорий Крыжановский
— У подростков практически у всех влюблённость, даже в безделье. У всех есть влюблённость, но я даже повышу градус. Есть понятие духовной алчности, то есть даже зависимость от прочтения духовных книг. Когда человек читает Священное Писание запойно, то есть пока читает, всё у него хорошо, возвращается в жизнь, встречается с родной матерью, или отцом, или, наоборот, сыном, или дочерью, и тут же возникает какой-то неслыханный конфликт. Или когда юноша начинает осознавать себя верующим и начинает творить подвиги, а тут его просят вынести мусор, и он вспыхивает в каком-то непонятном для него и для окружающих, гневе, абсолютно простое дело. Пойди да вынеси мусор.
Константин Мацан
— Это про что, про меру какую-то во всём? А как её искать вообще? Может быть, найдено рационально и сформулировано вот это до меры, а это уже сверх меры? Или это только чувствуется интуитивно здесь, сейчас?
Священник Григорий Крыжановский
— Ну, есть совет, давний совет, что сверх меры, то не по Богу. То есть у каждого есть своя мера, и мы должны эту меру испытывать и искать. Вот, и есть даже пословица такая шуточная, чем лучше знаешь свою меру, тем сложнее ее соблюдать. И это упражнение, что по-гречески звучит как аскеза, оно приличествует всякому верующему. То есть нам необходимо эту меру чтить, меру, у каждого свои обстоятельства в жизни. И насколько муж может себе уделить времени, или сколько времени он должен посвятить семье, работе, и всему, Господу Богу. Ведь Бог нас не создал абстрактно где-то во взвешенном состоянии. Здесь и сейчас. Эту меру каждый должен испытывать самостоятельно. Это должна быть задача. Каждый должен себе её поставить. И, конечно, если у вас есть сомнения, вот тут нужно у опытнейшего человека проконсультироваться. Это вполне могут быть ваши родители. Почему я хочу сказать, вот родительское благословение, заповедь почитать отца и матерь, почему оно всё время нас преследует? А вот почему. Ведь наши родители, даже на генном уровне, от нас не особо отличаются. Яблочко от яблоньки недалеко падает. И они могут иметь опыт победы над какими-то своими страстишками, и в том числе и страстями, и могут быть хорошими советчиками. Может быть, их не надо выводить на признания какие-то, но к их советам я бы советовал прислушиваться, нужно советы слушать, они родительские, в первую очередь. Потом, я надеюсь, что наши радиослушатели со своими родителями дружат, дружат и общаются, и почитают их. Если нужно более серьёзное решение задачи, ну, тут уже надо подходить к духовникам.
Константин Мацан
— Вернёмся к этому разговору после небольшой паузы. Священник Григорий Крыжановский, клирик храма Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Не переключайтеcь.
Константин Мацан
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. У микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня священник Григорий Крыжановский, клирик храма Всех святых, в земле Российской, просиявших в Новокосино. Мы продолжаем наш разговор о зависимостях и прервались на том, что если есть сомнения у человека в том, насколько он все делает в меру. Мы заговорили даже о хороших вещах, когда, например, человек может сверх меры молиться или читать Евангелие. А почему сверх меры? Потому что это ведет к тому, что все остальные жизненные вопросы, внимание к детям, к жене или мужу, оказываются чем-то раздражающим, чем-то вызывающим гнев, чем-то, что вы ко мне пристаете по мелочам, я тут духовным подвигом занимаюсь. Значит, сверх меры человек на себя подвиг взял. И вот мы на том остановились, что чтобы понять, где твоя мера, можно с духовником посоветоваться.
Священник Григорий Крыжановский
— Конечно, да. И есть совет, что необходимо искать духовника по характеру подобному. Мы же знаем от святых отцов, что веселый человек становится веселым святым, если он ищет святость. Строгий становится строгим святым. И если вы понимаете, что вам мягкий духовник не подходит, ищите более строгого. Пусть он действительно накладывает на вас епитемью, пусть, может быть, он повысит градус вот этой аскезы, да, того подвига, или скажет вам остановиться строго, да, не поднимать эту степень подвига. Пусть будет с вами строг, если вы склонны к такому советчику, прислушаться к такому человеку.
Константин Мацан
— Я бы вот какой разворот вам хотел предложить в связи с тем, о чём мы говорим. Я знаю от людей, намного более сведущих, чем я, что до революции в старом языке, в старой орфографии слово «смирение» писалось через букву «ять», через «е». Смерение. И вот мы привыкли в русском языке говорить, что это слово «мир», вот некий мирный подход ко всему. Но старый корень показывает, что в основе слова «мера», смерение, знание своей меры, понимание своей меры перед Богом, как это замечательно формулировал в одном интервью Николай Николаевич Лисовой, наш замечательный философ, историк, богослов, от которого я это, собственно, и слышал, вот ты только в ту меру, которую тебе Господь дает, можешь вместить в себя и радость этого мира, и боль этого мира, вот такое трезвое понимание того, сколько тебе от Бога дано, вот не больше и не меньше мера, — это и есть смирение. Это такой подход к себе со смирением, со знанием своей меры. И вот тогда весь наш разговор о мире, о поиске своей меры, ещё одно обретает измерение, ведь отчего, как мне кажется, мы нарушаем меру в чем-то, даже в хороших вещах. Даже если брать такой пример, как переусердствовал человек в молитве и духовной жизни, хотя, надо полагать, немного таких, в основном мы недотягиваем скорее, но как пример. Человек, как мне представляется, тогда нарушает меру, когда ищет своего, когда ищет себя. Вот я много прочитал, я такой духовный и так далее. Когда переводишь взгляд с себя на Бога, на ближних, когда себя убираешь из центра мироздания, вот возникает какое-то смирение. Ну вот есть моя мера, она не больше и не меньше, потому что я, в общем-то, сейчас никакой вот такой самореализации в этом не ищу. Я делаю, что сейчас посылает Господь обстоятельства, сейчас нужно с детьми играть, буду с детьми играть, сейчас нужно работать, буду работать, сейчас чистить картошку, чистим картошку, а потом молиться, будем молиться. И вот так какое-то возникает простое к себе отношение, может быть, в этом есть мера? Что вы об этом думаете?
Священник Григорий Крыжановский
— Я соглашусь, единственное, что хочу поправить, что поиск себя не есть что-либо плохое. Другое дело, что вот исполнение своих желаний прежде исполнения желаний Господа, ну грубо говоря, воли, не грубо, а по-другому говоря, исполнение своей воли прежде воли Божией, вот где вот это нарушение вот этой меры.
Константин Мацан
— Да, согласен с этим замечанием.
Священник Григорий Крыжановский
— Потому что нам нужно себя найти, нужно себя отыскать, нужно с собой примириться, нужно с Господом примириться.
Константин Мацан
— Но я и не сказал, что человек ищет себя — ищет своего.
Священник Григорий Крыжановский
— Своего. Это другое. Ну, в душе каждого, ведь душа по природе христианка, и в своей душе мы должны отыскать эту бездну, пустоту, куда вместить Господа Бога. Мы должны ощутить эту, наверное, всё-таки зависимость, должны зависимость правильную найти.
Константин Мацан
— Вот, зависимость от Бога, она нам нужна.
Священник Григорий Крыжановский
— То есть это в структуре нашей души. Вот вспомним пословицу, что одиночество так же полезно, как и голодовка, но при передозировке ведет к летальному исходу. Ведь гордыня ведет к одиночеству. Признаки гордыни — это когда человек абсолютно одинок. Ему никто, кроме него самого, не нужен. Он себя нашел.
Константин Мацан
— Знаете, на эту тему я встречал у нескольких авторов, у Льюиса, у Честертона такое замечание, оно очень спорное, но нужно его правильно расслышать. Иногда тщеславие — страсть, противоположная гордыне, потому что тщеславному хотя бы важно мнение о нём других, пускай он ищет похвалы, но ему хотя бы важны другие, как те, кто ему эту похвалу дадут. А вот горделивым вообще никто не нужен. Никто не нужен человеку в гордыне. И в этом смысле можно даже... Гордыня может в этом особенном смысле врачеваться тщеславием. Хотя тщеславие тоже вещь очень нехорошая.
Священник Григорий Крыжановский
— Вот я не знаю, может ли гордыня врачеваться тщеславием, но признаки тщеславия — это, скажем так, ну, как для врача признаки более лёгкой болезни несравненно лучше признаков более тяжёлой. То есть тяжёлая болезнь не врачуется лёгкой, но если от тяжёлых признаков мы вдруг стали замечать лёгкие признаки заболевания, то мы можем немножко вдохнуть и расслабиться. Это путь вперёд немножко. Да, это путь вперёд, да. Это какое-то развитие, да, или торможение падения нашего. Да, соглашусь, сто процентов это так, да.
Константин Мацан
— Ну вот, а еще один тогда разворот хочу вам предложить, вырастающий из того, о чем вы сказали. Вы это слово произнесли страшное: созависимость. Почему страшное, и почему я об этом говорю не без иронии сейчас, потому что я хочу поговорить не про созависимость в серьёзных, критических, тяжелейших ситуациях, когда, вот мы говорили про жену алкоголика, или когда родственники начинают из любви, как им кажется, помогать своему ближнему, который в наркотической зависимости, и каким-то образом в итоге только потворствуют этой зависимости, как бы только её поддерживают, там, давая ему деньги, не знаю, там, и так далее. И неслучайно можно найти очень компетентных священников и психологов, которые работают с зависимыми, которые говорят, что в иной ситуации привить любовь со стороны ближнего к такому зависимому — это перестать ему помогать, перестать его поддерживать, чтобы он испытал как бы нехватку чего-то и пошёл, может быть, лечиться, пошёл, может быть, избавляться. Но это тяжёлая ситуация. А я хочу почему об этом сначала с иронией говорить, потому что мы сегодня слово созависимость используем направо и налево, описывая просто семейные отношения. И вот два человека, которые, не знаю, живут вместе или встречаются, может быть, даже они муж и жена, и они так друг к другу относятся немножко так... с дистанцией такой, с ироничной. И при этом они про себя говорят: зато мы не в созависимых отношениях. Вот он уходит там или она уезжает в командировку, а я не скучаю. А мне одному хорошо, потому что у меня нет созависимости. А вот если я скучаю, значит, что-то не так, значит, я зависим от этого человека. Вот что вы про такие ситуации думаете? Наверняка они вам тоже встречались, когда вот это слово «созависимость» употребляется, скорее, для оправдания равнодушия.
Священник Григорий Крыжановский
— Но здесь не слово «созависимость» употребляется, а здесь равнодушие оправдывается отсутствием какой-либо зависимости. Здесь, наверное, опасность попасть в созависимые отношения. Человек в крайность впадает: в равнодушие. То есть зависимость в браке есть, безусловно. Ну как это? Муж и жена одна плоть. И как это, если она куда-то удалилась, как это мужу не скучать и не чувствовать? Да, а кто будет утром борщ варить, в конце концов? И ну сварю борщ, но он будет совершенно другой, и компания уже не та. Ведь борщ надо кушать в хорошей компании с женой. Желательно. Я думаю, что это такая конструкция... Ну, это... Это, скорее всего, выходит за пределы нашей темы. Это такая от страха... Скорее всего, могу предположить, что человек, чувствуя, что он склонен к зависимым отношениям, к патологически зависимым отношениям, старается их избежать в такой способ. Но это же неправильно. То есть, если я, допустим, склонен к полноте и откажусь от еды и могу впасть в серьёзные какие-то... там проблемы, ведь сейчас не только ведь проблемы набрать, точнее избавиться от веса, сейчас же масса людей у которых проблема набрать вес. И эта проблема возникает как раз вот из психологии. Я вот во что бы то ни стало не буду кушать, я во что бы то ни стало сохраню свою фигуру, вечную молодость, я не буду рожать детей, не дай Бог, такие есть мысли. А если рожать, не буду кормить, чтобы не потерять каких-то форм. Ну, это зависимость. Это зависимость, которая не исцелена, но нашла себе другие формы: равнодушие, крайняя степень аскезы, изнурение, болезненное изнурение плоти, и в итоге такие люди страдают не меньше.
Константин Мацан
— А вы можете привести примеры созависимости в браке, ну не имею в виду, когда один из двух алкоголик или наркоман, а вот у здоровых людей?
Священник Григорий Крыжановский
— Ну, относительно здоровых. Дело в том, что признаки созависимости — это вот недоразвитость личности. То есть когда человек абсолютно не мыслит себя без другого и теряет, скажем так, способность к действиям, обычным повседневным действиям. Когда муж уезжает, например, в командировку, а жена места себе не находит, в доме бардак, не наводится порядок, она не готовит себе сама еду, потому что она делает это только для мужа. Порядок только для мужа. Всё только для мужа. И вся её жизнь в муже. И она себя не нашла. Ведь мы говорили о том, что для всякого человека нужно себя найти и реализоваться в полноту своих способностей. И любовь — это видеть смысл своей жизни в другом. То есть она создаёт для своего мужа вот эти домашние условия, возможно, наоборот, даёт ему вот эту вот свободу длительных командировок, у него такая работа, да? Но она себя не теряет в этом, а реализовывает себя. И когда отсутствие супруга или супруги, или... А бывает болезнь, вот когда человек заболеет и какие-то супружеские обязанности не исполняет, женщина по дому не убирается и так далее. Вот, и это не приводит к краху отношений, раз. Это не приводит к личностному краху второго супруга, два. Он не теряет связи с реальностью, он полноценен. Рыбак рыбака видит издалека. И две личности, которые развиты, полноценны, независимы, они дополняют друг друга в большей степени, в еще большей степени, чем те, у которых какой-то недостаток. Да, таких примеров много, что ж поделать?
Константин Мацан
— Священник Григорий Крыжановский, клирик храма Всех святых, в земле Российской просиявших в Новокосино сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Что вы советуете супругам, которые в таких созависимых отношениях вдруг оказались или вдруг осознали, что они в таковых находятся?
Священник Григорий Крыжановский
— Ну, совет всегда один. Ведь мы, когда идём просто на рынок или просто в магазин, чтобы какую-то меру ощутить, мы снова возвращаемся к этому понятию меры, мы сравниваем всё с эталоном. Где-то хранится этот эталонный килограмм, недавно поменяли его определение, но неважно. Есть некий эталон, и всякому необходимо себя с этим эталоном сравнивать. У нас есть отличные примеры жития святых. У нас есть достаточно грамотных, развитых духовно и успешных в семейной жизни проповедников. У нас есть примеры литературных героев, реальных героев, которые проживали свою жизнь достойно, в достойных отношениях. Можно посмотреть на них, сравнить себя с ними и сделать какие-то выводы. Ну и пойти, конечно, за советом к священнику, к психологу, к психиатру. Ведь степени бывают очень различны, и вы уже там определяйтесь, каждый должен сам собой определиться, какого уровня специалист ему нужен. В конце концов, супруги могут говорить между собой довольно откровенно. Ведь степень откровенности как раз и определяет степень доверия, любви. Ведь могут быть такие отношения, что супруги друг другу не доверяют, не доверяются, и это из-за страха, из-за страха ощутить боль, переживание. Но всякое лечение связано с болью. Общая жизнь связана с болью. И боль — это Божий дар. Это первая сигнальная система. Это в нас просто вшито и неразрывно с нами. И поэтому я бы советовал не бояться боли, не бояться исправлений, искать грамотного, деликатного советчика, и советы слушать. Но сегодня и на страницах литературных изданий можно найти такие книги, там «Выбираем любовь», «О созависимости». Понятно, что там будут крайние случаи, патологические случаи отношений. Но где-то в какой-то степени 2, 3, 10, 15, 20, 40% еще не перевалили за 50, когда это уже серьезная степень. Каждый может себя обнаружить. Давайте, работайте, читайте, развивайтесь. Ведь есть и в кинематографе хорошие примеры, когда кто-то из супругов, скажем, имеет какую-то девиацию, психопатию, но не такой, не патологической формы. Или вот эта зависимость. У женщин, ну, есть же определённые склонности у женского пола, определённые склонности у мужского пола. Кто-то там пытается довлеть, у него зависимость к тому, чтобы ему подчинялись, а кто-то может наоборот довлеть к тому, чтобы искать вот это вот подчинения. Ну, что же делать? Лучше всего, когда оба супруга видят пример святых, и оба хотят подражать им и находят общий язык и доверие. Вот как доверяют Богу, так и доверяют друг другу. И важный момент, ведь муж и жена друг другу духовники. Хорошо, если это так. Хорошо, если ваш супруг человек в той степени развит духовно, что с ним можно советоваться как с духовником. А вот тем, кто еще не замужем, кто еще не женат, советовал бы именно так выбирать себе супруга. Ведь чаще всего, вот эта мы говорили, подростковая влюблённость, это внешнее, это беда всех молодых людей, вот этих скоротечных быстрых браков, в том, что они психологически, где-то даже инстинктивно, каким-то вот влечением животным выбирают себе спутника жизни. А нужно же, как раньше, сватовство, родители обязательно участвовали. Мы всё возвращаемся, мы как будто бы по кругу ходим в нашей беседе. Почему так? Потому что умудрённые опытом, потому что знали свои страсти и проблемы, потому что искали лучшее, потому что любили, умели любить, любить себя, любить супруга, любить своих детей. И могли испытывать эту боль, укор от своих детей, что ты, мол, почему ты мне не разрешаешь за него выйти замуж, обиды, просить прощения, искать, если не компромисс, то решение. Так или иначе, нам всем необходимо в конечном итоге обращаться к Богу за помощью. То есть решение должно быть взвешенным еще на этапе до супружества, на этапе знакомства, на этапе выбора.
Константин Мацан
— А вот наверняка среди наших слушателей есть те родители, у которых дети-подростки, и рано или поздно, скорее всего не очень поздно, достаточно быстро встанет вопрос о том, что вот чадо пришел домой с избранником или избранницей, и у родителей может возникнуть сомнение. А вот что в этом смысле можно ребёнку говорить взрослому родителю, взрослому ребёнку? Ведь у нас сегодня, особенно если семья не глубоко церковная и нет такой традиции в семье, как родительское благословение. Для кого-то, даже для людей церковных, это вещь, которая, скорее, осталась в прошлом. Хорошо это или плохо — другой вопрос. И вот я такое мнение, допустим, встречал от одного опытного современного священника, что ну сейчас невозможно сказать: «Я тебя не благословляю», если ребёнок это не воспримет как по-настоящему что-то значимое. Ну, не благословляешь, подумаешь, всё, пойдём распишемся там сами и будем жить вместе. Это хорошо ещё, если распишутся. Но если всё-таки родитель хочет уберечь своего ребёнка, то, ну, можно сказать, вот по мысли того священника, что, ну, вот, хорошо, ну, подождите полгодика. Ну, хотя бы вот, ну, ради нашей дружбы, вот ради наших всех лет вместе, ради наших отношений, там, папа и сына, папа и дочки, там, мама и сына, мама и дочки. Ну, подождите чуть-чуть. Если через полгода всё будет хорошо, то вот поженитесь, да, там, и так далее. И практика показывает, что за это время что-то случается, если это не тот вариант. Что вы об этом думаете, во-первых, о таком рецепте? Ну и для вас как, там, для родителей, я не знаю, у вас дети в том возрасте уже, когда...
Священник Григорий Крыжановский
— Нет ещё, слава Богу.
Константин Мацан
— Вот, вас это ждёт, вас это ждёт.
Священник Григорий Крыжановский
— Конечно.
Константин Мацан
— И как вы к этому готовитесь морально и так далее?
Священник Григорий Крыжановский
— Ну, так или иначе, мы так, деликатно ходим вокруг темы сексуальной зависимости и вообще отношения современного человека к браку. Я тут крайне консервативен. Ну, может быть, не крайне, но консервативен точно. В том плане, что я бы говорил о том, что в жизни три события человека, который не идёт в монашество, да, не уходит в аскезу такую, обета безбрачия, это касается и женщин, и мужчин, что в жизни три события. Вот мы рождаемся беспомощные, умираем уже дряхлые беспомощные, и третье событие — это, собственно, женитьба, брак. И в первом, и втором случае мы ничегошеньки уже практически поделать не можем. Там мы только орём, а здесь, может, даже уже не кричим, даже уже сил нет. А вот что касается вопроса выбора спутника жизни, спутницы, тут мы участвуем. И к этому вопросу надо подойти крайне внимательно и крайне ответственно. Ведь если вот эту парадигму, что мы выбираем себе духовника в лице мужа или жены, действительно принять как данность, как важный фактор, ведь от этого будет зависеть твоё ощущение счастья, твой ежедневный быт, да даже если вот просто математически умножить то время, которое мы проводим вместе, супруги, это колоссальное время, это вся жизнь фактически. До того мы были подростки, может быть, несмышлёные, может быть, ещё не вполне даже развились в полноту своих способностей, а здесь мы переживём всё то, что Господь нам предоставляет — рождение детей, их рост, воспитание, их женитьбу, появление на свет внуков, правнуков, дай Бог. Почему я консервативен? Потому что воздерживайтесь от добрачных связей. Потому что не ровен час вы попадёте в сексуальную зависимость. Ведь близость между супругами — это тот эндорфин, те гормоны счастья, которые получены законно, законный способ. И с одним и тем же человеком. И это позволяет наладить отношения, выстроить отношения. У нас есть иконы, которые изображают поцелуи супругов. Это же не просто так. И у нас есть иконы, которые называются «Зачатие». Это образцовое поведение супругов. Что касается брака, Священное Писание этой темой пронизано от начала и до конца. Вот, и образ отношения Бога и души, Бога и Церкви, монаха и монастыря, это образ жениха и невесты. Это же не просто так. И чудо первое, которое творит Господь Бог, когда Он вышел на свою публичную проповедь в Кане Галилейской, присутствие на браке, претворение воды в вино, как символ крови, впоследствии которую он прольёт, это всё нам указывает на важность, чрезвычайную, высочайшую важность вот этого события вступления в брак. И для нас, как для церкви, как для государства, как для человечества, этот институт, а этот институт основан на акте вступления в брак, это просто краеугольный, краеугольный мы в основном используем в отношении Христа, но я буду говорить о социуме, важнейший, поэтому какие советы? Конечно, чем дольше мы воздерживаемся, чем дольше эта аскеза, тем больше у нас шансов видеть все аспекты. И чем дольше человек проводит время до вступления в отношения интимного характера и до самого акта брака, значит, тем больше будет, по крайней мере, эпизодов, где твой возможный, скажем так, избранник, где претендент, или тот, кто тебе понравился, проявит себя. А почему мы ходим, вот помните, невеста ведет жениха к родителям. Зачем это нужно? Жених ведет невесту к родителям. Зачем это нужно? Вы думаете, это нужно, чтобы родители посмотрели на невесту? А может быть, невесте надо посмотреть на родителей своего жениха? И какая обстановка в доме? И как жених относится к матери? Ведь эти паттерны поведения, скажем так, модели поведения, они же переносятся, в большей части они переносятся в будущую семью. Мы никуда от этого не денемся. И это важно. Будьте внимательны, наблюдайте. Наблюдайте и всё взвешивайте, держите до последнего эмоции сдержанными. И настанет тот час, когда действительно месяц медовый будет медовым, а не чем-то другим, каким-то решением проблем, беготнёй. И тогда брак, венчание, они будут действительно вот этим шагом на небеса, вот эти рушники, которые стелят для венчающихся образ небес, эти белые облака, на которые мы наступаем для того, чтобы уже следующим шагом оказаться на небе. И не просто так есть такой образ брака, образ осколка того рая на земле, который до сих пор сохранился.
Константин Мацан
— Ну что ж, прекрасные слова для завершения нашего сегодняшнего разговора. Спасибо огромное. Священник Григорий Крыжановский, клирик храма Всех святых, в земле Российской просиявших в Новокосино, был сегодня с нами в программе «Светлый вечер». В студии у микрофона был Константин Мацан. Спасибо. До свидания.
Священник Григорий Крыжановский
— До свидания.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Благодарность Богу». Священник Антоний Лакирев
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 20.12.2024». Ольга Зайцева, Андрей Тарасов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Белгород. Писатель, православный просветитель Иван Шидловский
Сегодня имя писателя Ивана Шидловского малоизвестно в России. А между тем, его биография — часть славной истории Белогорья. Иван Николаевич родился 27 ноября 1816 года в селе Грушовка Белгородской губернии, в семье небогатого дворянина. Получил юридическое образование в Харьковском университете и был определён на службу в Санкт-Петербург. В Северной столице познакомился с Достоевским. Молодые люди проводили время в беседах, о которых Фёдор Михайлович вспоминал позднее: «Сколько поэзии! Сколько гениальных идей!» Талант Шидловского отразился в литературном творчестве. Иван Николаевич сочинял стихи и пьесы, писал статьи по истории Русской православной церкви. В пятидесятых годах девятнадцатого века он отправился в Валуйский Николо-Успенский монастырь с намерением принять иноческий постриг. Прожил там больше года послушником. Затем по совету духовника вернулся в родную Грушовку, где занялся просвещением крестьян. Документальные свидетельства о незаурядном жителе Белогорья бережно хранятся в Белгородском литературном музее.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Белгород. Святитель Иоасаф Белгородский
Летом 1748 года архимандрит Троице-Сергиевой лавры Иоасаф (Горленко) стал епископом Белгородским. Посвящение в архипастыри совершилось в Санкт-Петербурге, в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. К месту своего назначения владыка Иоасаф прибыл ранним утром 19 августа, в праздник Преображения Господня. Несмотря на слабое здоровье, он отказался отдыхать после изнурительного путешествия и сразу же отправился на литургию в Свято-Троицкий собор. С этой же ревностью и усердием епископ Иоасаф совершал всё дальнейшее служение. Он неустанно объезжал свою епархию, узнавал о нуждах паствы и тайно подавал помощь. Аскет, подвижник и молитвенник получил от Бога дары прозорливости и чудотворения и стяжал народную любовь. Самоотверженная деятельность рано истощила силы епископа, он отошёл ко Господу в 49 лет. В 1911 году мощи святителя Иоасафа обрели нетленными. Тогда же в Белгороде состоялись торжества прославления подвижника в лике святых.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Белгород. Священномученик Антоний (Панкеев), епископ Белгородский
Частью летописи Белгородской епархии стали имена многих подвижников. Один из них — священномученик Антоний (Панкеев). Он родился в 1892 году в селе под Херсоном. Сын священника не мыслил своей жизни вне Церкви. Окончил Одесскую семинарию и Петроградскую духовную академию, принял монашеский постриг и священный сан. В годы Первой мировой войны нёс духовную службу на фронте. После революции 1917 года стал епископом. С этого момента жизнь владыки Антония обернулась чередой арестов, ссылок и тюремных сроков. В 1933 году, освободившись после очередного заключения, епископ возглавил Белгородскую епархию. В то время власти закрывали в городе храмы, один за другим. Владыка пытался опротестовать беззаконие. За это в 1935 году его приговорили к десяти годам лагерей. Во время заключения приговор ужесточили, и епископ Антоний был расстрелян. Церковь прославила священномученика в лике святых. Жители Белгорода почитают святителя Антония (Панкеева) своим небесным покровителем.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM