
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
2 Кор., 197 зач., XIII, 3-13.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как углубить свою веру в Бога и сделать свою духовную жизнь более насыщенной и плодотворной? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 13-й главы 2-го послания апостола Павла к коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 13.
3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.
4 Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.
5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.
6 О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны.
7 Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.
8 Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину.
9 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве.
10 Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.
11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, и Бог любви и мира будет с вами.
12 Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.
13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.
Только что мы услышали отрывок, которым заканчивается послание апостола Павла к общине христиан города Коринф. Помимо всего апостол даёт своим подопечным важную рекомендацию. «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте». О каком же испытании и исследовании идёт речь?
Очевидно, что апостол призывает коринфян сопоставлять своё поведение с теми нормами, которые предлагаются в Священном Писании. После того, как человек принимает крещение и входит в церковную общину, у него появляются социальные обязательства. Теперь он не может жить так, как ему заблагорассудится. Как минимум, ему необходимо соблюдать те законы, которые прописаны в десяти заповедях: не воровать, не убивать, не лжесвидетельствовать, не блудить и многие другие ограничения, выход за рамки которых свидетельствует о том, что мы начинаем отдаляться от Бога. И верующими нас теперь сложно назвать.
Однако апостол имеет в виду не только оценку своего внешнего поведения. «Испытывать и исследовать себя», — это ещё и наблюдать за тем, что происходит в моей душе. Какие мысли и чувства рождаются в ней от соприкосновения с внешним миром. Как она реагирует на окружающих людей и на обстоятельства. Я пришёл на работу, мне не понравилось, как мой коллега со мной поздоровался, в ответ я ему съязвил. Казалось бы, незначительный эпизод. Их может быть десятки за день. Однако призыв апостола побуждает нас обращать внимание на механизм наших реакций именно в подобных бытовых ситуациях. Начать можно с того, что приучить себя видеть цепочку событий: я повстречал человека, у меня появилось в душе неприязнь, он что-то мне сказал, моя неприязнь усилилась, я брякнул ему в ответ гадость. А после этого самое важное. Хорошо бы научиться честно отвечать себе на вопрос: а в чём причина такой моей реакции? Не владеют ли на самом деле моей душой гнев, ярость, обида, злоба, неприязнь, зависть? Насколько это моё состояние соответствует духу Евангелия Христова? А как бы Господь поступил на моём месте? Подобную ревизию души я должен производить постоянно. Внутри меня должно быть установлено нечто вроде радара. Его задача — отслеживать мельчайшие изменения настроения, выявлять их причину и корректировать моё поведение. Для нашего христианства это жизненно необходимо. Ведь отпадение от традиции веры начинается именно с глубочайших движений сердца. Действия — это уже следствия внутреннего выбора.
Однако речь идёт не только о том, чтобы человек видел свои несовершенства, недостатки и слабости. Ведь призыв Павла имеет продолжение: «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?» Цель духовной жизни человека открыть в своей душе тот благодатный источник, который нам дан по факту рождения во Христе. Ведь, как говорит Сам Господь, «Царство Божие внутрь вас есть». Бог уже обитает в нашем сердце. И нередко мы чувствуем это Его присутствие. Он словно говорит с нами откуда-то из глубины. Говорит тихо и всё никак не может пробиться из-под завалов всех тех негативных реакций, которыми наполнена наша душа. Очень важно расслышать этот голос и помочь ему стать сильней. И мы делаем для этого всё от нас зависящее, если регулярно участвуем в церковных таинствах, ежедневно исполняем евангельские заповеди, а также воспитываем в себе навык совершать непрестанную ревизию собственной души, к чему нас сегодня и призывает апостол Павел.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
22 апреля. О горении сердца

В 24-й главе Евангелия от Луки есть слова апостолов Луки и Клеопы о Христе: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?».
О горении сердца при Богообщении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Горение сердца у апостолов Луки и Клеопы во время их беседы с воскресшим Христом является действием Божьей благодати на учеников. Такое мы не раз встречаем в Священном Писании. Например, Евангелист Лука описывает, как Дева Мария после благовещенья пришла к своей родственнице Елисавете. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа. Мы видим, что только одно приближение Христа, находившегося во чреве Богородицы, к Елисавете уже возымело благодатное действие на Иоанна Предтечу, который находился во чреве своей матери. И оба они исполнились Святого Духа. Благодаря Его действию почувствовали приближение Бога. Такое же состояние пережили Лука и Клеопа, когда говорили со Христом по дороге в Эммаус. Это же горение сердца испытывали многие подвижники, которые по сердечной чистоте чувствовали Божественную благодать. Христос сказал, «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа». Будем же учиться смирению и стремиться к сердечной чистоте, которая открывает нам двери Бога общения.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О почитании икон Божьей Матери

Сегодня 22 апреля. Церковь чтит Иверскую икону Божией Матери.
О её чудотворных списках — священник Николай Дубинин.
История почитания Иверской иконы Божией Матери уникальна тем, что мы, собственно, имеем несколько чудотворных икон Иверских. Ну, мы знаем все историю главного образа еще с девятого века, который сейчас почивает на Афоне. Также была явлена в двадцатом веке Иверская Монреальская икона, известная особым мироточением, и эта икона стала неким образом символом православия за рубежом, если можно так сказать. И третья Иверская чудотворная икона вообще была куплена здесь, в Москве, в Софринском магазине церковном и отвезена на Гавайи. И сегодня она известна тем, что изобилует мироточением и чудотворением. Поэтому мы сегодня имеем Иверскую, афонскую чудотворную икону, Иверскую, Монреальскую и Иверскую на Гавайях. И это все наталкивает на такие размышления и выводы, что Господь не перестал чудотворить в этом мире. Некоторые люди говорят, что почему раньше были какие-то особые чудеса, а сегодня их нет. Нет, они есть, конечно есть. Конечно, еще заметно, что особую любовь к роду человеческому являет Божья Матерь через множество своих чудотворных икон и, конечно, тех чудес, которые от них проистекают.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии

Сегодня 22 апреля. День памяти Преподобномученика Вадима Персидского, жившего в четвертом веке.
О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии — священник Стахий Колотвин.
Когда мы вспоминаем о мучениках древности, прежде всего у нас возникает ассоциация с Древней Римской Империей. Однако надо не забывать, что на втором полюсе Древнего мира, античной эпохе, в Персидской державе было не меньше христиан. Более того, на момент исламского завоевания, по оценкам ученых, порядка трети населения исповедало христианство. И гонение там продолжалось значительно дольше. Там не было такого императора Константина, который положил конец гонениям. Они шли все с новой и с новой силой. А мы мало знаем о персидских мучениках, но вот один из них, священномученик Вадим Архимандрид Персидский, напоминает нам, что Персия древняя, это тоже центр учености, где люди стремились ко Христу, тоже не от того, что их была жизнь темной и непросвещённой. Архимандрид Вадим был родом из города Вифлопад, или иначе он еще назывался Гандишапур. А это древнейший университетский центр, который пережил гибель самостоятельной древнеперсидской цивилизации и даже продолжал свою плодотворную деятельность, как школа медицинская, философская и даже богословская, уже даже после арабско-мусульманского завоевания. И вот среди тех ученых людей, которые искали Бога, погружаясь в знания об окружающем мире, были и те, кто нашел Христа, и ради Христа был готов умереть, потому что высшее знание – это знание Царствия Небесного.
Все выпуски программы Актуальная тема