2 Кор., 197 зач., XIII, 3-13.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как углубить свою веру в Бога и сделать свою духовную жизнь более насыщенной и плодотворной? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 13-й главы 2-го послания апостола Павла к коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 13.
3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.
4 Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.
5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.
6 О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны.
7 Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.
8 Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину.
9 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве.
10 Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.
11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, и Бог любви и мира будет с вами.
12 Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.
13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.
Только что мы услышали отрывок, которым заканчивается послание апостола Павла к общине христиан города Коринф. Помимо всего апостол даёт своим подопечным важную рекомендацию. «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте». О каком же испытании и исследовании идёт речь?
Очевидно, что апостол призывает коринфян сопоставлять своё поведение с теми нормами, которые предлагаются в Священном Писании. После того, как человек принимает крещение и входит в церковную общину, у него появляются социальные обязательства. Теперь он не может жить так, как ему заблагорассудится. Как минимум, ему необходимо соблюдать те законы, которые прописаны в десяти заповедях: не воровать, не убивать, не лжесвидетельствовать, не блудить и многие другие ограничения, выход за рамки которых свидетельствует о том, что мы начинаем отдаляться от Бога. И верующими нас теперь сложно назвать.
Однако апостол имеет в виду не только оценку своего внешнего поведения. «Испытывать и исследовать себя», — это ещё и наблюдать за тем, что происходит в моей душе. Какие мысли и чувства рождаются в ней от соприкосновения с внешним миром. Как она реагирует на окружающих людей и на обстоятельства. Я пришёл на работу, мне не понравилось, как мой коллега со мной поздоровался, в ответ я ему съязвил. Казалось бы, незначительный эпизод. Их может быть десятки за день. Однако призыв апостола побуждает нас обращать внимание на механизм наших реакций именно в подобных бытовых ситуациях. Начать можно с того, что приучить себя видеть цепочку событий: я повстречал человека, у меня появилось в душе неприязнь, он что-то мне сказал, моя неприязнь усилилась, я брякнул ему в ответ гадость. А после этого самое важное. Хорошо бы научиться честно отвечать себе на вопрос: а в чём причина такой моей реакции? Не владеют ли на самом деле моей душой гнев, ярость, обида, злоба, неприязнь, зависть? Насколько это моё состояние соответствует духу Евангелия Христова? А как бы Господь поступил на моём месте? Подобную ревизию души я должен производить постоянно. Внутри меня должно быть установлено нечто вроде радара. Его задача — отслеживать мельчайшие изменения настроения, выявлять их причину и корректировать моё поведение. Для нашего христианства это жизненно необходимо. Ведь отпадение от традиции веры начинается именно с глубочайших движений сердца. Действия — это уже следствия внутреннего выбора.
Однако речь идёт не только о том, чтобы человек видел свои несовершенства, недостатки и слабости. Ведь призыв Павла имеет продолжение: «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?» Цель духовной жизни человека открыть в своей душе тот благодатный источник, который нам дан по факту рождения во Христе. Ведь, как говорит Сам Господь, «Царство Божие внутрь вас есть». Бог уже обитает в нашем сердце. И нередко мы чувствуем это Его присутствие. Он словно говорит с нами откуда-то из глубины. Говорит тихо и всё никак не может пробиться из-под завалов всех тех негативных реакций, которыми наполнена наша душа. Очень важно расслышать этот голос и помочь ему стать сильней. И мы делаем для этого всё от нас зависящее, если регулярно участвуем в церковных таинствах, ежедневно исполняем евангельские заповеди, а также воспитываем в себе навык совершать непрестанную ревизию собственной души, к чему нас сегодня и призывает апостол Павел.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (25.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Салоники в наши дни называют «северной» или второй, после Афин, столицей Греции. Салоники, а вернее Фессалоники — так этот город именовали в древности — имел важное географическое и общественное значение ещё во времена Римской империи. А потому не стало случайностью, что этот город с проповедью в середине первого века решил посетить апостол Павел. Впоследствии Павел направил христианам Фессалоник два послания. Отрывок из первой главы первого послания к Фессалоникийцам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Находясь на пересечении сухопутных и морских торговых путей, Фессалоники привлекали многочисленных купцов и мореплавателей. Ко времени Рождества Спасителя население города составляло около двухсот тысяч человек. Салоники были самым настоящим мегаполисом своей эпохи. Что-то наподобие Москвы наших дней. Многие из фессалоникийцев в 52 году стали свидетелями проповеди апостола Павла. Павел попал в Салоники в ходе своего второго миссионерского путешествия. Придя сюда из другого греческого полиса — Филиппы, он тут же начал рассказывать о Христе в синагоге — местным иудеям и грекам, принявшим закон Моисея. Вскоре слушателями Павла стали и язычники, которые принимали крещение от его рук и рук ближайших помощников апостола. Так зародилась христианская община Фессалоник.
Павел был очень рад успеху своей проповеди. Но вскоре, к своему большому сожалению, был вынужден оставить город. Местные иудеи устроили против апостола бунт, в частности они угрожали расправой родственнику апостола — Иасону. Павел был вынужден вскоре покинуть Фессалоники и отправиться в Афины. Оттуда он направил в Фессалоники своего ближайшего ученика — Тимофея. Тимофей по заданию Павла должен был узнать — как обстоят дела в Фессалоникийской Церкви, всё ли складывается благополучно? Когда апостол узнал, что основанная им община не только не погибла, но, несмотря на все препятствия, даже расширяется и умножается, радости его не было предела. Этим счастьем Павла буквально пропитаны строки его послания к христианам Фессалоник, которое он написал вскоре после возвращения Тимофея с новостями о том, что у Фессалоникийцев всё обстоит более-менее благополучно.
Членов общины, преимущественно бывших язычников, Павел называет «братьями, возлюбленными Богом». Что для раввина в прошлом было очень смелыми словами! В другом месте послания фессалоникийцы именуются святым «его славой и радостью». Такое отношение к людям, принявшим христианское вероучение, для апостола является очень характерным. Он обладал многими талантами (был не только великолепным ритором, но замечательным ремесленником), но при этом являлся ещё очень скромным человеком. Павел всегда помнил о том, что когда-то в юности был жестоким гонителем христиан и только по милости Божией внутренне переродился. Поэтому все успехи своей проповеди он приписывал не себе, а Христу. А лучшей наградой за свои труды считал то, насколько крепкими были вера и благочестие людей, которым он, Павел, рассказал о жизни и чудесах Спасителя.
Павел ничего не навязывает фессалоникийцам, не лишает их свободы выбора, но при этом всячески убеждает их жить в соответствии с заповедями Христа. Делает он это не из соображений личной выгоды. Известно, что Павел не только отказывался от пожертвований, но, чтобы не быть обвинённым в стяжательстве, самостоятельно зарабатывал на жизнь, делая палатки на продажу. Если апостол и говорил о награде за свои труды проповедника, то этой наградой служили вера и благочестие основанных им христианских общин. Вот почему Павел говорит, что фессалоникийцы являются его славой и радостью. Реализуя на практике подход апостола, мы и сами призваны стремиться не пользоваться людьми, а радоваться их добрым делам. В особенности тем, что служат распространению и укреплению христианской веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
Гостем программы «Исторический час» был преподаватель университета имени Разумовского Дмитрий Трапезников.
Разговор шел о видном государственном деятеле начала XVII века князе Иване Семёновиче Куракине, о его судьбе и роли в важнейших событиях периода Смутного времени на Руси.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
- «История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов