Я всегда с восторгом наблюдала за людьми, поющими в церковном хоре. А сама, не смотря на музыкальное образование, петь на клиросе не решалась. Мне казалось это чем-то недосягаемым. Пение клироса казалось похожим на ангельские голоса. И вот, произошла история, которая изменила мою жизнь на до и после.
В начале лета я всегда приезжаю отдохнуть на дачу. Особенно люблю кататься на велосипеде, открывая для себя новые маршруты. В одном из таких велосипедных путешествий я совершила открытие — обнаружила старинный, полуразрушенный храм. Впрочем, уже началось его восстановление. Объехав церковь, я увидела строительные леса у стен. Шла реставрация. Уже были воздвигнуты купола.
Подъехала поближе и увидела стенд с информацией о храме. Там висело расписание богослужений. На завтра была назначена литургия. Я обрадовалась и решила обязательно приехать.
Утром я вошла в этот старинный храм. Стены от старости выглядели серыми, но в некоторых местах виднелась едва сохранившаяся роспись. Царские врата и иконостас были выполнены из дерева. Резьба и позолота придавали им торжественный вид. В воздухе витал едва уловимый аромат воска, садовых цветов и разнотравий, окутывая тихой радостью и спокойствием.
Началась служба. Прихожан было мало. В основном — местные бабушки. Очередь на исповедь оказалась короткой. Едва я отошла от аналоя, ко мне подошел алтарник.
— Сестра, здравствуйте. Не встречал Вас тут прежде.
— Да, я первый раз пришла. Только вчера увидела этот храм. Как хорошо, что служба тут идет.
— Да, Слава Богу. Только мало певчих. Вы умеете петь? — спросил мужчина.
— Да, но ... — Я не успела толком ответить, как он продолжил.
— Поможете нашему хору на клиросе? У нас все поют, вставайте левее, Вы каким голосом поете?
Как же я была счастлива в тот момент, ведь моя маленькая мечта петь на клиросе осуществилась! Я была очень растеряна и смущена, но все-таки решилась и начала петь. Сначала робко, но затем все уверенней я пела и мысленно благодарила Бога, за возможность, которую он мне даровал. Так увлеклась молитвой, что не заметила, как служба закончилась.
После службы подошел батюшка.
— Придешь к нам снова? — с улыбкой спросил он.
— Конечно приду! Батюшка, а можно я на клиросе и дальше петь буду, благословите?
И священник благословил. И еще позвал на чаепитие. У него были голубые, очень светлые и добрые глаза. Мне было хорошо в этом приходе. Я ощущала умиротворением и особенную радость.
Так я и осталась в этом храме. И сейчас, приезжая, на дачу, первым делом еду в родной и любимый храм. Удивительно, как Господь знает даже те чаяния сердца, в которых мы и сами себе еще не признались, он слышит просьбы, которые мы еще и не облекли в слова. Он дарит нам все, что утешает, радует, и служит делу спасения нашей души. Слава Богу за всё!
Автор: Виктория Галкина
Все выпуски программы Частное мнение
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.