
Фото: Wandering Indian / Unsplash
— Вот она! Картина «Две девушки». Саша, как же она прекрасна!
— О, да. Знаешь, ты была права. Увидеть оригинал — это ни с чем не сравнимо. Какие яркие, насыщенные цвета! И фон — посмотри, ведь это действительно наши хвалынские пейзажи!
— Прошу прощения, а вы из Хвалынска?
— Да. Из родного города Петрова-Водкина, где и была написана эта картина. Давно хотели посмотреть на неё. И вот, наконец-то доехали в Саратовский художественный музей.
— Поздравляю вас! Я тоже впервые смотрю на эту картину вживую. И тоже под большим впечатлением.
— Давайте познакомимся. Меня зовут Александр, а это моя жена, Алла.
— Очень приятно! Меня зовут Андрей Борисович.
— Рада познакомиться! Вам, наверное, тоже нравится живопись Петрова-Водкина?
— Да. Замечательный художник. Меня восхищает его своеобразный стиль и колорит. Видите, на картине «Две девушки» всё построено на противопоставлении холодных и тёплых оттенков. Насыщенный жёлтый, красный и голубой цвета усиливают друг друга, создают ощущение свежести и молодости девушек. Костюмы яркие, цветные. Но образы написаны на ровном прохладном фоне неба, воды, земли. Тёплое на холодном. А лучше сказать, горячее на холодном. Как вспышка времени в лоне вечности.
— Как вы интересно рассказываете! Казалось бы, мы видим только двух молодых женщин на фоне широкой реки и прозрачного неба, а оказывается, мастер заложил в работу внутренний смысл...
— Андрей Борисович, а кстати, в каком возрасте художник написал её?
— Он создал «Двух девушек» в 1915 году, значит... Ему было чуть меньше сорока лет. К тому времени Кузьма Сергеевич уже очень хорошо изучил европейскую живопись, понял её. Но от европейской школы всё-таки вернулся к русской стилистике. Недаром современники не без иронии называли Петрова-Водкина «древнерусским иконописцем, волею случая попавшим в будущее».
— Так он оказывается ещё и иконы писал?
— Да. Дело в том, что в детстве художник познакомился с местными хвалынскими иконописцами. Мальчик наблюдал, как они трудятся, а потом самостоятельно пробовал писать образы святых. Среди первых работ юного Кузьмы были иконы. И это не могло не отразиться на его будущей творческой жизни. Заметьте, что именно из иконописи он берёт золотистый цвет лиц и чёткость линий на картине, которая перед нами.
— Мне кажется, у художника христианский взгляд на женщину. Он показывает в этих девушках внутреннюю красоту, гармонию...
— Именно. Вспоминаются слова апостола Петра: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». Вот таких женщин художник здесь и изобразил. Их лица прекрасны в своём спокойствии и умиротворении.
— Хотя согласитесь, 1915 год, когда художник создал эту картину, был совсем не спокойным.
— Да уж. Первая мировая война в разгаре. Россия движется к революции...
— Вы верно подметили. И возможно, это не случайно. Может быть, посреди сумятицы и хаоса душа Петрова-Водкина тосковала по гармонии. И мастер показал это в образах девушек. Они молодые, здоровые, и при этом спокойные и сосредоточенные. Будто предчувствуют рождение новой России, которая, несмотря на огромные и трагические катаклизмы, не потеряет внутреннего стержня — веры и святости.
— А я подозревал, что эта картина не так проста, как кажется. Как много смысла вложено в этих красках! Спасибо, Андрей Борисович! Приглашаем вас посетить Хвалынск, родину нашего замечательного соотечественника, Кузьмы Петрова-Водкина. Будем рады вам!
— Благодарю вас! С удовольствием приеду!
Картину Кузьмы Петрова-Водкина «Две девушки» можно увидеть в Саратовском государственном художественном музее имени Радищева.
Все выпуски программы: Краски России
20 апреля. Пасхальное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к пастве Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием, в котором поздравил верующих с Победой Христа над смертью.
Христос Воскресе! Этими исполненными духовной силы словами, сердечно приветствую всех вас и поздравляю с великим праздником Святой Пасхи! Всей радостный и особо значимый для каждого христианина день мы свидетельствуем о любви Божией к людям, о торжестве жизни, о Победе Христа над смертью. В отличие от побед, достигаемых людьми, которые кого-то могут радовать, а кого-то и огорчать, Христова Победа универсальна. Она не разделяет, объединяет. Ее плоды доступны всем и каждому. Более того, на протяжении двух тысячелетий именно она остается неиссякаемым источником сил для миллионов последователей Христа, вдохновляя их на труды и подвиги, ободряя и укрепляя в испытаниях. Мы христиане 21 века также являемся наследниками и причастниками этой Великой Победы. Она не только основа нашей веры, но и уверенности в конечном торжестве добра над злом. Мы призваны быть соработниками Бога в преображении мира, разделять ответственность за его будущее, вносить свой вклад в созидание достойной жизни. Как этого достичь? Ответ нам дает Священное Писание через веру, действующую любовью. Творя добрые дела, сочувствуя и помогая ближним, нося немощи друг друга, снисходя друг ко другу любовью и стараясь сохранить единство Духа в союзе мира, как к тому призывает апостол Павел, мы действительно можем многое изменить к лучшему, не только в самих себе, но и вокруг нас. Даже самые малые усилия, скромные лепты не потеряют ценности в очах Божьих. Если мы, руководствуясь Евангельскими Заповедями, будем трудиться ради пользы ближних наших. Пусть ваши сердца наполнится немеркнущим светом Воскресения Христова, неисчерпаемым источником, вдохновляющим на деятельную любовь. Обнимите родных и близких, поздравьте их с праздником, поддержите тех, кто нуждается в вашей помощи и в вашем участии, дабы и они могли ощутить созидающую и преображающую силу Пасхальной радости. Будем молиться и трудиться, чтобы и на просторах исторической Руси установился справедливый и прочный мир, и чтобы никакие силы не смогли разрушить духовного единства народа, обретшего благодать в Киевской купели Крещения. Откликаясь на зов Божий и становясь великодушными, мы действительно можем иметь подлинную радость бытия и полноту жизни во Христе. Это и будет залогом нашего счастья здесь на земле и спасительного пребывания с источником жизни Богом в Его Вечном Царстве. С праздником всех Вас! С Воскресением Христовым!
Все выпуски программы Актуальная тема
20 апреля. О переживании Пасхи

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
О переживании Пасхи — протоиерей Максим Горожанкин.
Все мы православные христиане в своем переживании Пасхи Христовой ориентируемся на богослужебные тексты и на Жития Святых. Мне приходит на память то, как преподобный Серафим Саровский переживал Пасху. Каждому приходящему к нему, батюшка Серафим говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!». И братия в тот день, когда преподобный отходил ко Господу слышала, что иеромонах Серафим в своей келье пел пасхальные стихиры. Вся жизнь батюшки Серафима была проникнута ощущением Пасхи. И дай Господь, чтобы и наша жизнь, и в этот день, и всегда была проникнута ощущением Воскресения Христова! Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема
21 апреля. О святителе Келестине Первом

Сегодня 21 апреля. День памяти Святителя Келестина или Целистина Первого, римского папы, жившего в пятом веке и боровшегося с ересью Нестория.
Об этой ереси рассказывает игумен Назарий Рыпин.
Ересь Нестория это была такая очень большая язва на теле церкви. Потому что он ниспровергал божественность Христа. Он учил о том, что разделяется божественной природы и человеческой природы Христа, якобы они соединены неким благодатным способом, но нет этой ипостасной связи, то есть это не одна ипостась. Соответственно, он уничижал Богородицу, называя, что по сути, она Христародится, а не Богородица, потому что Сына Божия, она якобы не рождала. А что совершенно ниспровергает христианство, потому что прекрасно сказал святитель Василий Великий, что «не воспринято, то и неуврачевано». То есть, соответственно, если Христос не воспринял всю полноту человеческой природы на себе, то человеческая природа осталась неисцеленной и неуврачеванной. Ну и, соответственно, нет искупительного подвига Христа, который он как человек совершил добровольно покорив свою волю, волю Небесного Отца, и, соответственно, не послушание Адама неуврачевано совершенным послушанием Христа. Поэтому эта ересь была осуждена и отвергнута Церковью. Ну, очень часто римская Церковь, находясь в отдалении от всех волнующих восточных церковь ересей, тем не менее высказывала очень четкую позицию православную по тем или иным ложным вероучениям и положительным учению церкви, прежде всего. И в том числе Папа Римский Целестин или Келестин по разному можно произносить, он как раз своими посланиями утвердил Вселенскую Церковь в том, что Римская Церковь верует православно и ересь Нестория никаким образом не поддерживает.
Все выпуски программы Актуальная тема