Кузьма Петров-Водкин. «Две девушки» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Кузьма Петров-Водкин. «Две девушки»

Поделиться Поделиться
Краски России. Кузьма Петров-Водкин

Фото: Wandering Indian / Unsplash

— Вот она! Картина «Две девушки»Саша, как же она прекрасна!

— О, да. Знаешь, ты была права. Увидеть оригинал — это ни с чем не сравнимо. Какие яркие, насыщенные цвета! И фон — посмотри, ведь это действительно наши хвалынские пейзажи!

— Прошу прощения, а вы из Хвалынска?

— Да. Из родного города Петрова-Водкина, где и была написана эта картина. Давно хотели посмотреть на неё. И вот, наконец-то доехали в Саратовский художественный музей.

— Поздравляю вас! Я тоже впервые смотрю на эту картину вживую. И тоже под большим впечатлением.

— Давайте познакомимся. Меня зовут Александр, а это моя жена, Алла.

— Очень приятно! Меня зовут Андрей Борисович.

— Рада познакомиться! Вам, наверное, тоже нравится живопись Петрова-Водкина?

— Да. Замечательный художник. Меня восхищает его своеобразный стиль и колорит. Видите, на картине «Две девушки» всё построено на противопоставлении холодных и тёплых оттенков. Насыщенный жёлтый, красный и голубой цвета усиливают друг друга, создают ощущение свежести и молодости девушек. Костюмы яркие, цветные. Но образы написаны на ровном прохладном фоне неба, воды, земли. Тёплое на холодном. А лучше сказать, горячее на холодном. Как вспышка времени в лоне вечности.

— Как вы интересно рассказываете! Казалось бы, мы видим только двух молодых женщин на фоне широкой реки и прозрачного неба, а оказывается, мастер заложил в работу внутренний смысл...

— Андрей Борисович, а кстати, в каком возрасте художник написал её?

— Он создал «Двух девушек» в 1915 году, значит... Ему было чуть меньше сорока лет. К тому времени Кузьма Сергеевич уже очень хорошо изучил европейскую живопись, понял её. Но от европейской школы всё-таки вернулся к русской стилистике. Недаром современники не без иронии называли Петрова-Водкина «древнерусским иконописцем, волею случая попавшим в будущее».

— Так он оказывается ещё и иконы писал?

— Да. Дело в том, что в детстве художник познакомился с местными хвалынскими иконописцами. Мальчик наблюдал, как они трудятся, а потом самостоятельно пробовал писать образы святых. Среди первых работ юного Кузьмы были иконы. И это не могло не отразиться на его будущей творческой жизни. Заметьте, что именно из иконописи он берёт золотистый цвет лиц и чёткость линий на картине, которая перед нами.

— Мне кажется, у художника христианский взгляд на женщину. Он показывает в этих девушках внутреннюю красоту, гармонию...

— Именно. Вспоминаются слова апостола Петра«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». Вот таких женщин художник здесь и изобразил. Их лица прекрасны в своём спокойствии и умиротворении.

— Хотя согласитесь, 1915 год, когда художник создал эту картину, был совсем не спокойным.

— Да уж. Первая мировая война в разгаре. Россия движется к революции...

— Вы верно подметили. И возможно, это не случайно. Может быть, посреди сумятицы и хаоса душа Петрова-Водкина тосковала по гармонии. И мастер показал это в образах девушек. Они молодые, здоровые, и при этом спокойные и сосредоточенные. Будто предчувствуют рождение новой России, которая, несмотря на огромные и трагические катаклизмы, не потеряет внутреннего стержня — веры и святости.

— А я подозревал, что эта картина не так проста, как кажется. Как много смысла вложено в этих красках! Спасибо, Андрей Борисович! Приглашаем вас посетить Хвалынск, родину нашего замечательного соотечественника, Кузьмы Петрова-Водкина. Будем рады вам!

— Благодарю вас! С удовольствием приеду!

Картину Кузьмы Петрова-Водкина «Две девушки» можно увидеть в Саратовском государственном художественном музее имени Радищева.


Все выпуски программы: Краски России

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем