
Флп., 240 зач., II, 5-11.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Современный человек задумывается о своих чувствах значительно чаще, чем это делали люди прошлого. В целом это очень правильно, ведь и вдумчивая религиозная жизнь начинается с внимания к себе, своему состоянию, своей жизни. Однако выводы из обращения к себе верующий и неверующий человек часто делают диаметрально противоположные. В чём же разница? Ответ на этот вопрос можно получить, обратившись к отрывку из 2-й главы послания апостола Павла к филиппийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Всем нам случалось удивляться тому, что еда, которую мы любим, может совершенно не нравиться другим. Как же, попробуйте, это так вкусно, говорим мы, а человек просто не может на нашу любимую еду смотреть, не то, чтобы её пробовать. Почему это так? Конечно, за буквальным и подробным ответом на этот вопрос надо обращаться к физиологам, но на обывательском уровне ответ прост: наше восприятие тех или иных вещей отличается. И вряд ли мы посчитаем нормальным, если кто-нибудь станет говорить: тебе должно это нравиться! Как чувствую, так и чувствую, скажем мы, ведь чувства возникают в нас, разве мы можем ими управлять? И главное, должны ли? Разве мы не свободны? Разве не имеем права на свободное выражение чувств?
Мы сегодня буквально помешаны на свободе и правах. Человек, который фальшивит, когда поёт песню, тоже свободен петь её, как хочет, и даже имеет на это полное право, но вряд ли остальные будут этому рады. Чувства нам действительно даны, мы их не выбираем, но в некоторых случаях их необходимо воспитывать. Мы можем заниматься музыкой и развивать слух, можем закаляться и приучить себя спокойнее переносить холод. Именно поэтому слова апостола Павла, которые поначалу могут сбить с толку, на самом деле вполне справедливы.
«В вас, — говорит апостол, — должны быть такие же чувства как во Христе Иисусе». Первая наша реакция, скорее всего, — отвержение. Ведь у нас свои чувства, у Христа свои. Чувства нельзя навязать. Но если мы воспримем жизнь Спасителя так же, как музыканты воспринимают камертон, мы поймём, о чём идёт речь. Чувства чувствам рознь, и апостол Павел имеет в виду не просто вкусовые ощущения или нечто подобное. Он говорит о мироощущении, о восприятии себя в мире, своего места перед Богом и людьми. В понимании того, что о тебе есть некоторый замысел Божий, который ты призван воплотить, как и в том, что Христос есть эталон, который явил его в мире, кроется суть различий между верующими и атеистами.
Причём, говоря об Иисусе как об эталоне, апостол вовсе не имел в виду конкретных обстоятельств Его жизни. Во-первых, Павел упоминает знание Христом Его богочеловечества. Как этому можно подражать? Очевидно, вспомнив, что мы сотворены по образу Творца, то есть обладаем самым высоким статусом из возможных на земле. Во-вторых, вслед за Спасителем мы призваны к смирению и жертвенности в любви к ближним. И подражаем мы Ему в этом тогда, когда так же, как Он, стремимся исполнить заповедь о любви.
Кому-то нравится море, а кому-то горы, кто-то вырос в степи, а кто-то в лесу. В этих чувствах мы вполне свободны, потому что весь мир Божий прекрасен и достоин привязанности и трепетных чувств. Но, если посмотреть на мировосприятие человека в целом, станет понятно: некоторые чувства важно в себе воспитывать и в первую очередь речь идет о любви. Ведь именно любовь привела к тому, что Бог стал человеком и вошёл в нашу жизнь, чтобы исцелить её.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (28.05.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 41 зач., XVIII, 22-28.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Если вы когда-нибудь выращивали помидоры, наверняка знаете: кроме хорошей рассады и питательной почвы, без одной важной, регулярно совершаемой процедуры, богатого урожая не видать!
Что это за процедура — напрямую связанная с отрывком из 18-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня в храмах, — мы поговорим после того, как послушаем чтение.
Глава 18.
22 Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.
23 И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.
24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
27 А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью,
28 ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.
Конечно, вы догадались: в начале программы я говорил про процедуру удаления пасынков и подвязку. Если оставить расти растение без этого — оно быстро заполнит своей зеленью всё доступное пространство, может, появится небольшое количество плодов — но при правильном культивировании результат был бы несоизмеримо больше!
Книга Деяний рассказывает нам, как апостол Павел «проходил по очереди» разные страны, где уже проповедовал ранее, и — внимание! — «утверждал» учеников. В греческом тексте — это глагол ἐπιστηρίζω, который двусоставен: ἐπι- приставка «на-, поверх-, дополнительно»; στηρίζω — «ставить стойку, подпирать, фиксировать; укреплять». В нашем случае — подвязывать распустившиеся плети, формировать плодоносящую кисть. Или — аналог для технократов — «подтягивать гайки».
Апостол поступает очень схоже с тем, как делает грамотный огородник: однажды посадив семена веры, он не бросает их на произвол судьбы в небрежении, но через определённый срок появляется снова, чтобы «подрезать» излишнее, ненужное, «подвязать» ослабевшее, «перенаправить» запутавшееся. И так поступает не только сам апостол Павел — но и другие христиане: в сегодняшнем отрывке речь идёт также про Аполлоса из Александрии, ревностного проповедника, который, однако, представлял собой «неокультуренную» поросль веры. Акилла и Прискилла «принимают его» и не укоряют за невежество, не отказывают в общении, но очень точно, досконально, во всех подробностях разъясняют ему всё то, что было ему неизвестно или непонятно.
В завершение хочется поделиться вот какой мыслью. Всё живое — в том числе и вера — не может находиться всегда в одном и том же навеки вечные зафиксированном состоянии. Да что там живое — и гайки-то время от времени расшатываются! Значит, не стоит драматизировать ситуацию, когда мы видим, что в чём-то вера подослабла, появился избыточный «люфт» — не пугаться надо, а понять, что именно сделать, чтобы поставить надлежащие «подпорки» — и рост веры продолжится дальше!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Книга Иова — текст о встрече с Богом». Священник Дмитрий Барицкий

У нас в студии был преподаватель Московской духовной академии священник Дмитрий Барицкий.
Разговор шел о ветхозаветной книге Иова: как в этом произведении рассказывается о переосмыслении жизни и изменение отношения к Богу человека через страдания и внутреннюю работу.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Иова.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена особенностям текста книги Иова.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер