Карл Лемох. «Дети у пианино» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Карл Лемох. «Дети у пианино»

* Поделиться
Краски России. Карл Лемох

Фото: Yannis Papanastasopoulos / Unsplash

— Андрюша, помнишь, в Тюменской картинной галерее мы видели картину Карла Лемоха «Выздоравливающая»?

— Конечно, помню, Алла. Там главная героиня — маленькая девочка из бедной крестьянской семьи.

— Полотно этого замечательного художника есть и здесь, в Архангельском музее «Художественная культура Русского севера». Вот, смотри — называется «Дети у пианино». И тут мы видим уже не деревенских ребятишек, а наследников состоятельной семьи.

— Не просто состоятельной — царской. Девочка в красном платье, играющая на пианино — дочь императора Александра Третьего, великая княжна Ксения. Мальчик в матросском костюме, что стоит рядом с инструментом — её брат, великий князь Михаил.

— Ребята выглядят спокойными, благополучными. Картина «Дети у пианино» разительно отличается по настроению от полотна из Тюмени.

— И по настроению, и по содержанию. И не только от произведения «Выздоравливающая», но и от большинства работ живописца. Карл Лемох в основном писал жанровые полотна, посвящённые сельской жизни. Крестьянский быт всегда оставался главной темой его творчества. «Дети у пианино» — одна из немногих картин, созданных под сводами царских хором.

— В Санкт-Петербурге?

— Да, в Аничковом дворце на Невском проспекте. Это здание на углу набережной реки Фонтанки построили по заказу императрицы Елизаветы Петровны в середине восемнадцатого века. Александр Третий получил великолепный особняк в подарок на свадьбу от своего отца. Здесь родились и выросли его дети.

— По обстановке в детской комнате и не скажешь, что это царский дворец. Всё так просто. Пианино, на нём подсвечники. Камин, облицованный светлой керамической плиткой, в углу фикус в кадке. Уютно, но никакой роскоши.

— Романовы воспитывали наследников в спартанских условиях. Сыновья и дочери Александра Третьего спали на жёстких кроватях, умывались холодной водой, на завтрак ели простую кашу. Царь инструктировал гувернанток: «Дети должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, в меру шалить. Не потакайте им, в особенности не спускайте лени».

— Лени? А какие у императорских наследников дела?

— У царевичей и царевен был очень насыщенный график занятий. Они изучали несколько языков, историю, литературу, географию, биологию. Занимались гимнастикой и танцами.

— А ещё музыкой, если верить картине Карла Лемоха.

— Конечно же, художнику нужно верить! Картина написана в 1886 году. В то время Лемох часто бывал в Аничковом дворце и видел царских детей.

— Правда? А почему?

— Он преподавал юным Романовым рисование.

— А вот интересно, Андрей, а почему именно Лемоху поручили учить царских детей?

— Уверен, что определяющим качеством здесь была исключительная порядочность художника. От него никогда не слышали дурного слова ни о ком.

— Он настолько прилежно соблюдал правила этикета?

— Дело не в этикете, а в чуткости и деликатности. Как раз дворцовые правила Лемох не раз нарушал по своей простоте душевной. Мог, например, заговорить с царём, хотя по регламенту это недопустимо. И император поддерживал разговор. Ему нравилось искреннее дружелюбие Карла Викентьевича, его честность, открытость, доброта.

— Благодаря этим качествам художник и создавал такие тёплые картины.

— Это верно. Карл Лемох писал с нежной симпатией к своим героям. С сочувствием и без лести. На полотне «Дети у пианино» царские наследники предстают не потомками венценосной династии, а простыми ребятишками. Художнику важнее всего, что они переживают чудесный период жизни — время чистых мыслей и светлых надежд.

Картину Виктора Васнецова «Портрет Елизаветы Мамонтовой» можно увидеть в Архангельском музее «Художественная культура Русского севера»


Все выпуски программы: Краски России

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем