— Андрюша, помнишь, в Тюменской картинной галерее мы видели картину Карла Лемоха «Выздоравливающая»?
— Конечно, помню, Алла. Там главная героиня — маленькая девочка из бедной крестьянской семьи.
— Полотно этого замечательного художника есть и здесь, в Архангельском музее «Художественная культура Русского севера». Вот, смотри — называется «Дети у пианино». И тут мы видим уже не деревенских ребятишек, а наследников состоятельной семьи.
— Не просто состоятельной — царской. Девочка в красном платье, играющая на пианино — дочь императора Александра Третьего, великая княжна Ксения. Мальчик в матросском костюме, что стоит рядом с инструментом — её брат, великий князь Михаил.
— Ребята выглядят спокойными, благополучными. Картина «Дети у пианино» разительно отличается по настроению от полотна из Тюмени.
— И по настроению, и по содержанию. И не только от произведения «Выздоравливающая», но и от большинства работ живописца. Карл Лемох в основном писал жанровые полотна, посвящённые сельской жизни. Крестьянский быт всегда оставался главной темой его творчества. «Дети у пианино» — одна из немногих картин, созданных под сводами царских хором.
— В Санкт-Петербурге?
— Да, в Аничковом дворце на Невском проспекте. Это здание на углу набережной реки Фонтанки построили по заказу императрицы Елизаветы Петровны в середине восемнадцатого века. Александр Третий получил великолепный особняк в подарок на свадьбу от своего отца. Здесь родились и выросли его дети.
— По обстановке в детской комнате и не скажешь, что это царский дворец. Всё так просто. Пианино, на нём подсвечники. Камин, облицованный светлой керамической плиткой, в углу фикус в кадке. Уютно, но никакой роскоши.
— Романовы воспитывали наследников в спартанских условиях. Сыновья и дочери Александра Третьего спали на жёстких кроватях, умывались холодной водой, на завтрак ели простую кашу. Царь инструктировал гувернанток: «Дети должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, в меру шалить. Не потакайте им, в особенности не спускайте лени».
— Лени? А какие у императорских наследников дела?
— У царевичей и царевен был очень насыщенный график занятий. Они изучали несколько языков, историю, литературу, географию, биологию. Занимались гимнастикой и танцами.
— А ещё музыкой, если верить картине Карла Лемоха.
— Конечно же, художнику нужно верить! Картина написана в 1886 году. В то время Лемох часто бывал в Аничковом дворце и видел царских детей.
— Правда? А почему?
— Он преподавал юным Романовым рисование.
— А вот интересно, Андрей, а почему именно Лемоху поручили учить царских детей?
— Уверен, что определяющим качеством здесь была исключительная порядочность художника. От него никогда не слышали дурного слова ни о ком.
— Он настолько прилежно соблюдал правила этикета?
— Дело не в этикете, а в чуткости и деликатности. Как раз дворцовые правила Лемох не раз нарушал по своей простоте душевной. Мог, например, заговорить с царём, хотя по регламенту это недопустимо. И император поддерживал разговор. Ему нравилось искреннее дружелюбие Карла Викентьевича, его честность, открытость, доброта.
— Благодаря этим качествам художник и создавал такие тёплые картины.
— Это верно. Карл Лемох писал с нежной симпатией к своим героям. С сочувствием и без лести. На полотне «Дети у пианино» царские наследники предстают не потомками венценосной династии, а простыми ребятишками. Художнику важнее всего, что они переживают чудесный период жизни — время чистых мыслей и светлых надежд.
Картину Виктора Васнецова «Портрет Елизаветы Мамонтовой» можно увидеть в Архангельском музее «Художественная культура Русского севера»
Все выпуски программы: Краски России
Альметьевск. Храм Петра и Павла
Город Альметьевск расположен на юго-востоке республики Татарстан. До 1953 года он значился на картах как село Альметьево. Здесь с восемнадцатого века проживали башкиры, исповедующие ислам. А в середине двадцатого столетия население стало многонациональным. На территории посёлка обнаружили нефть, для обслуживания месторождения сюда приехали специалисты со всего Советского Союза. Среди них было немало православных. Построить церковь они не имели возможности, ведь власть в государстве принадлежала атеистам. Первый храм в Альметьевске появился только в 1992 году. Администрация города в ответ на просьбу верующих выделила здание старой котельной на улице Чернышевского. Безликую кирпичную коробку перестроили, и получилась просторная уютная церковь с трёхъярусной колокольней над входом. Её освятили во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. С открытия Петропавловского храма началась новая страница в истории Альметьевска!
Радио ВЕРА в Альметьевске можно слушать на частоте 99,6 FM
«Мужественность и женственность». Иеромонах Нестор (Архипов)
Гостем программы «Семейный час» был военный священник Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами иеромонах Нестор (Архипов).
Разговор шел о мужественности и женственности, о ролях мужчины и женщины в семье и о том, как проявляются в семейной жизни ответственность, забота и любовь.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час
Белгород. Писатель, православный просветитель Иван Шидловский
Сегодня имя писателя Ивана Шидловского малоизвестно в России. А между тем, его биография — часть славной истории Белогорья. Иван Николаевич родился 27 ноября 1816 года в селе Грушовка Белгородской губернии, в семье небогатого дворянина. Получил юридическое образование в Харьковском университете и был определён на службу в Санкт-Петербург. В Северной столице познакомился с Достоевским. Молодые люди проводили время в беседах, о которых Фёдор Михайлович вспоминал позднее: «Сколько поэзии! Сколько гениальных идей!» Талант Шидловского отразился в литературном творчестве. Иван Николаевич сочинял стихи и пьесы, писал статьи по истории Русской православной церкви. В пятидесятых годах девятнадцатого века он отправился в Валуйский Николо-Успенский монастырь с намерением принять иноческий постриг. Прожил там больше года послушником. Затем по совету духовника вернулся в родную Грушовку, где занялся просвещением крестьян. Документальные свидетельства о незаурядном жителе Белогорья бережно хранятся в Белгородском литературном музее.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM