
Фото: Jennie Razumnaya / Unsplash
Андрей Борисович с племянником Павлом в Государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике Абрамцево.
— Как же хорошо здесь, в Абрамцево, дядя Андрей! Мне нравится и ухоженный парк, и необычная маленькая церковь, и особняк, в котором мы сейчас находимся. Совсем не похоже, что это музей-заповедник. Кажется, мы в гостях у старых друзей, просто они отлучились ненадолго.
— Ты очень чутко уловил атмосферу старинной усадьбы, племянник. Гостей здесь всегда принимали радушно — и хозяин, известный меценат Савва Иванович Мамонтов, и его супруга Елизавета Григорьевна. Именно она была душой этого дома. Пойдём, я покажу тебе её портрет. Его написал один из завсегдатаев Абрамцево, художник Виктор Васнецов. Вот здесь висит картина. Смотри!
— Портрет очень выразительный. Художник изобразил свою модель в простом чёрном платье, на тёмном размытом фоне. Свет, а вместе с ним всё внимание зрителя он направил на лицо женщины.
— И это лицо прекрасно! Не совершенством черт, а мягким, приветливым выражением, добротой в лучистых карих глазах.
— И мудростью! Хотя Елизавета Григорьевна здесь такая молодая.
— Ей исполнилось тридцать восемь лет, картина написана в 1885 году. У Мамонтовых на этот момент уже родились пятеро детей: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра. Кстати, обрати внимание — первые буквы их имён составляют имя отца: САВВА.
— Поразительно — ожившая аббревиатура! И она свидетельствует о том, что Елизавета Григорьевна очень любила мужа.
— Любила, безусловно. Этой женщине была ведома настоящая, подлинная любовь.
— Подлинная? А что это значит?
— Значит, христианская. Любовь, Паша — это свойство Бога. И когда человек стремится стать на Него похожим, жить по Его заповедям, то становится особенным — чистым, светлым. Рядом с такими людьми радостно.
— Такой и была Елизавета Мамонтова?
— Да. Об этом свидетельствуют воспоминания современников о ней, о её гостеприимном доме.
— А кто здесь бывал?
— Абрамцево служило творческой дачей для многих русских художников. Здесь писали картины Репин, Поленов, Коровин, Левитан, Нестеров, Серов.
— Васнецов!
— Да, и автор портрета Елизаветы Григорьевны, конечно же, тоже. В усадьбе Мамонтовых он создал цикл сказочных полотен: «Ковёр-самолет», «Алёнушка», «Три богатыря». А ещё по просьбе хозяйки он сделал эскизы для строительства Спасского храма, который тебе так понравился.
— Наверное, нет человека, которому бы не нравилась эта маленькая белая церквушка.
— Верно! Храм Нерукотворного образа Спаса строили сообща все обитатели Абрамцева. Художники расписывали его. Хозяин, Савва Мамонтов, высекал узоры на карнизе под крышей, как заправский каменотёс. Елизавета Григорьевна вышивала хоругви. Церковь стала воплощением и средоточием любви, которая царила в усадьбе. И кажется правильным и справедливым, что именно в ограде этого храма обрела последний приют гостеприимная хозяйка Абрамцева...
— ...Образ которой трепетно и правдиво сохранил для нас Виктор Васнецов. Теперь я буду помнить её имя — Елизавета Григорьевна Мамонтова.
Картину Виктора Васнецова «Портрет Елизаветы Мамонтовой» можно увидеть в Государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике Абрамцево
Все выпуски программы Частное мнение
Феодоровская икона Божией Матери в истории династии Романовых

Феодоровская икона — святыня для царского дома Романовых. С ней связано восхождение на престол первого царя из этой династии. Жизнь шестнадцатилетнего Михаила и летопись чудотворного образа пересеклись в 1613 году в Костроме. Феодоровская икона с тринадцатого столетия пребывала здесь в Успенском соборе, а молодой боярин в Смутное время укрывался в Ипатьевском монастыре от преследования польских интервентов.
Михаил жил в обители вместе с матерью, инокиней Марфой. Здесь они получили весть о том, что Московский земский собор призывает юношу возглавить государство. Романовы осознавали всю меру ответственности. К тому же Марфа тревожилась о безопасности сына. Она долго молилась перед Феодоровской иконой в Успенском соборе. Предание сохранило слова инокини, обращенные к Божией Матери перед Её чудотворным образом: «В пречистые руки Твои, Владычица, я предаю чадо своё! Яко же хочешь, устрой полезное ему и православному Отечеству!». Перед чудотворным ликом инокиня благословила Михаила на царство.
С того времени костромской Ипатьевский монастырь считается колыбелью царственного дома Романовых. А Феодоровский образ Богородицы стал одной из главных святынь императорской фамилии. По имени иконы отчество Фёдоровна получили многие иностранные жёны русских императоров. Его восприняли царственная страстотерпица Александра, супруга царя-мученика Николая Второго и её сестра, священномученица великая княгиня Елизавета.
В честь Феодоровского образа Божией Матери называли храмы, в которых молились члены императорской династии. Например, церковь в Царском селе, современном городе Пушкине под Санкт-Петербургом. Она считалась приходом семьи императора и была известна как Государева. Феодоровским стал и Санкт-Петербургский собор, построенный в начале двадцатого века к трёхсотлетию династии Романовых.
После революции 1917 года уцелевшая часть царской семьи оказалась заграницей. В изгнании Романовы не утратили благоговейного отношения к Феодоровской иконе. В 2008 году в честь неё освятили часовню на Александровском подворье Императорского православного Палестинского общества в Иерусалиме. Потомки царской династии Романовых по-прежнему чтят святыню, под сенью которой начался значимый период русской истории.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Шестоковская икона Божией Матери

Шестоковская икона Божией Матери была явлена в Москве в середине восемнадцатого века. Чудо произошло в доме дворянина Николая Скрипицына. Здесь проживала душевнобольная женщина. Однажды она поведала домочадцам странный сон. В ночном видении ей открылось, что в печной трубе спрятана икона Божией Матери. Рассказу женщины не придали значения. А через несколько дней на печной шесток — площадку под дымоходом, выпал холщовый свёрток.
Это был завернутый в тряпицу образ Богородицы. Неизвестный иконописец изобразил Пречистую Деву Владычицей Небесного Царства, с короной на голове. Коронованным он написал и сидящего на руках у Матери Богомладенца.
Икона некоторое время хранилась в доме Скрипицыных. А в 1779 году глава семейства построил в родовом имении Шелдомеж в Тверской губернии каменный храм в честь Воскресения Христова. И поместил под сводами этой церкви обретённый на печном шестке образ Богородицы. Икону стали называть Шестоковской, а по месту пребывания — Шелдомежской. Царица Небесная не раз являла верующим Свою милость по молитвам перед святыней. Во время эпидемий Шестоковский образ крестным ходом обносили по округе, и болезни отступали.
В 1884 году икону из села Шелдомеж официально прославили как чудотворную. В честь неё в Воскресенском храме освятили дополнительный придел. При церкви был основан женский монастырь.
Эту обитель разорили безбожники после революции 1917 года. Чудотворная икона оказалась в частной собственности. До наших дней сохранился старинный список Шестоковского образа Небесной Заступницы. Помолиться перед ним можно в храме Рождества Христова в городе Кашин Тверской области.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
2 Кор., 179 зач., V, 10-15

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Скромность, конечно, украшает, однако не говорить о самом себе, о своих успехах и достижениях мало кто способен. Интересно, что Священное Писание, понимая, что человек существо гордое и тщеславное, не пытается советовать нам молчать о себе, Писание предлагает нам сместить акцент, и говорить не о внешних успехах, а о своём сердце, то есть о своих духовных достижениях. Такой совет мы можем услышать сегодня во время литургии в православных храмах, в которых звучит отрывок из 5-й главы Второго Послания апостола Павла к Коринфянам. Давайте его послушаем.
Глава 5.
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
11 Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям.
12 Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что́ сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем.
13 Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас.
14 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
Как известно, в Коринфе далеко не все воспринимали апостола Павла как тот авторитет, которого стоит слушать, и которому нужно подчиняться. Павлу же необходимо было каким-то образом переломить ситуацию, и дело здесь не в том, что апостол жаждал всеобщего уважения и почитания, дело в другом: иначе бы христиане Коринфа не смогли обрести спасение, ведь противники апостола учили вовсе не тому, что может помочь душе человека.
Нам не очень много известно о сути их учения, но из контекста слов Второго послания к Коринфянам можно сделать предположение, что эти люди апеллировали для подтверждения собственного авторитета к чему-то яркому и, на первый взгляд, убедительному. К примеру, они могли указывать на то, что через них Бог совершал чудеса, или же что они были свидетелями земной проповеди Христа, возможно, что у них были рекомендательные письма от кого-то из двенадцати апостолов. Павел же как аргумент использовал очень интересную мысль, которая, впрочем, не вполне удачно выражена в синодальном русском переводе: «Не снова представляем себя вам, но даём вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что́ сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем» (2Кор. 5:12). Один из современных переводов помогает нам понять мысль апостола: «А говорим мы об этом снова не для того, чтобы возвеличить себя перед вами, но с тем, чтобы дать вам повод хвалиться нами, чтобы было у вас что сказать всякому, кто гордится своими внешними преимуществами, а не тем, что у него на сердце».
В самом деле, мы можем вспомнить многих людей, которым ничем не помогли внешние преимущества. Иуда был учеником Христа, но к чему он пришёл? Со Христом в годы Его земного служения общались очень многие люди, однако стали Его учениками лишь считанные десятки.
Да, апостол Павел не видел Христа, не ходил с Ним по дорогам Палестины, не был свидетелем Христовых чудес, и потому Павел не мог ссылаться на такой опыт, но он мог делать другое: указывать на собственное сердце, ведь именно стремление к чистоте сердечной сделало возможным призывание бывшего гонителя христиан Савла к апостольскому служению, оно же привело Павла к живому и непрестанному общению со Спасителем. Чистое сердце помогло Павлу полюбить Христа, а потому в его жизни исполнились евангельские слова Господни: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов