«Троице-Сергиева лавра в русской культуре» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Троице-Сергиева лавра в русской культуре»

Поделиться Поделиться
Иллюстрация к выпуску программы «Литературный навигатор»

Троице-Сергиева лавра, монастырь, основанный в XIV-м веке преподобным Сергием Радонежским, часто становился местом действия и развития событий литературных произведений — рассказов, очерков, повестей. К примеру, у одного только Ивана Шмелёва текстов, посвящённых лавре, сразу несколько: «Богомолье», «У старца Варнавы», «Куликово поле». Они известны, и год от года переиздаются. Однако есть произведения о Троице-Сергиевой лавре, которые вышли когда-то, и с тех пор не публиковались, много лет оставаясь незаслуженно забытыми и недоступными широкому кругу читателей. Исправить несправедливость решила кандидат филологических наук, старший научный сотрудник и профессор Российской академии естествознания, Екатерина Суровцева. Она составила сборник литературных текстов под названием «Троице-Сергиева лавра в русской культуре».

В книгу вошли документально-художественные произведения, созданные в XIX–XX веках. Это «Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице» писателя и историка Николая Карамзина 1802 года, «Путеводитель по Троице-Сергиевой лавре» археолога, этнографа и искусствоведа Ивана Снегирёва 1868 года. Сразу три произведения о Троицкой лавре православного духовного писателя и историка церкви, путешественника Андрея Муравьёва 1836 и 1840 годов. И, наконец, рассказы о Троице-Сергиевой лавре, написанные уже в советский период: очерк «Девятая ель» Михаила Пришвина, единственный раз опубликованный в 1930-м. И в том же году изданный рассказ Александра Куприна «У Троице-Сергия».

Вместе с Карамзиным мы проделаем большое путешествие: по пути в лавру не раз свернём с прямой дороги, чтобы, например, заехать в село Тайнинское, куда на соколиную охоту выезжал царь Алексей Михайлович. Увидим, как живут крестьяне в селе Пушкино — «не в избах, а в красивых домиках, не хуже самых богатых поселян в Англии и других европейских землях», — по замечанию Карамзина. А вёрст за семь от Троицы остановимся, и дух захватит от открывшейся картины: среди зелени лесов засияют золотые главы лаврских церквей вокруг огромной колокольни, подобной величественной свече. Писатель Андрей Муравьёв поразит воображение читателя яркими художественными образами Троице-Сергиевой обители. Вот, например, как описывает он своё прибытие в монастырь: «Летняя ночь осенила лавру и сквозь прозрачный сумрак, еще в большем величии, возвышались древние соборы и башни. Все засыпало в лавре после долгого всенощного бдения; еще быть может иные старцы стояли на молитве в келиях. Я ходил уединённо, и наслаждался картиною ночи».

А вот Михаил Пришвин пишет словно уже о совсем другой лавре. Закрытой, поруганной безбожниками-большевиками, в кельях которой вместо монахов — уголовники, бродяги, преступники. В 20-е годы на территории монастыря располагалась исправительная коммуна имени... террориста Ивана Каляева, убийцы великого князя Сергея Александровича Романова. В это страшное время Пришвин приехал в лавру, чтобы помолиться у могилы православного философа Константина Леонтьева, в постриге — монаха Климента. Отыскать место его упокоения в Черниговском скиту Лавры оказалось непросто: скитское кладбище «коммунары» превратили в увеселительный парк...

Сборник «Троице-Сергиева Лавра в русской культуре» откроет перед нами разные страницы истории великого монастыря — чудесной святыни земли Русской. И как бы далеко от Троицы-Сергия ни жил читатель, свет лавры затеплится в его сердце.


Все выпуски программы Литературный навигатор

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем