
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
В мае 1703 года Пётр Первый заложил крепость Санкт-Петербург — на Заячьем острове, там, где река Нева выходила в Финский залив. Эту территорию русские войска отбили у шведов в первые годы долгой Северной войны. Впрочем, когда-то берега Невы были русскими. Здешние земли принадлежали Новгородской республике. Однако ещё в XIII веке перешли под контроль Швеции. И вот историческая справедливость восторжествовала. У России появилась возможность получить и закрепить за собой выход в Балтику. Крепость в устье Невы получила впоследствии название Петропавловская, а Санкт-Петербургом стал именоваться город, разраставшийся за её пределами. Пётр собирался превратить его в новую столицу. Однако дальновидный царь прекрасно понимал: шведы с потерей не смирятся. И прежде необходимо позаботиться о её безопасности. Защитой будущей столицы Российской Империи стала крепость Кронштадт.
В сырой, холодный октябрьский день 1703 года Пётр Первый на небольшой парусной лодке отправился к острову Котлин в Финском заливе. Царь провёл замеры глубины вокруг острова, чтобы понять, смогут ли там пройти крупные корабли. С южной стороны Котлина глубина оказалась достаточной для прохода самых больших судов. Тогда Пётр приказал основать здесь мощную фортицию — то есть, крепость. Царь лично разработал макет главной башни, в которой помещалось 14 артиллерийских орудий. Крепость возвели, фактически, всего за одну зиму. 18 мая 1704 года состоялось торжественное открытие форта. Крепость освятил новгородский митрополит Иов. Пётр Первый записал в своём дневнике: «Наречена сия крепость Кроншлот, то есть Коронный замок, и торжество в нём было трехдневное». Коменданту Кроншлота, полковнику Федоту Толбухину, царь лично дал приказ «держать сию цитадель, с Божей помощью, аще случится, хотя до последнего человека». Крепость не подвела. Уже через несколько месяцев Кроншлот успешно отразил атаку шведской эскадры. Противник не успокоился и предпринял новые попытки напасть на крепость в 1705-м и 1706-м году. Все они оказались безуспешными для врага.
Постепенно по указанию царя на Котлине возводились новые береговые укрепления, склады и мастерские. Появилась гавань для стоянки кораблей — к началу 1720-х годов остров стал главной базой молодого Балтийского флота. Постепенно на месте крепости вырос целый город, который обрёл свой официальный статус и имя в октябре 1723-го. Пётр, тогда уже — император, прибыл на Котлин для торжественной закладки города-крепости Кронштадт. Которая, по замыслу государя, «служила бы делу обороны со всех сторон». Любопытно, что на гербе нового города, который разработал итальянский геральдист Франческо Санти, запечатлён походный солдатский котелок. По всей вероятности, это дань легенде, согласно которой название острова Котлин происходит от котелка, в панике оставленного на костре шведами, бегущими от русских солдат. Есть, однако, мнение, что свое название остров получил из-за похожей на котёл горловины Финского залива. Так или иначе, котелок остался увековеченным на гербе Кронштадта.
Небольшой городок стал местом славных исторических событий. В 1815-м году в Кронштадте был спущен на воду первый в России пароход. В 1879-м в городе появился величественный Владимирский Морской собор. Его настоятелем стал священник Иоанн Сергиев, сегодня известный как святой праведный Иоанн Кронштадтский. В годы Великой Отечественной войны, во время блокады Ленинграда, через Кронштадт проходила Дорога жизни. Крепость, когда-то основанная Петром для охраны рубежей, продолжала стоять на защите Отечества. Сегодня Кронштадт влился в состав Санкт-Петербурга. Но при этом не потерял статус города — уникального, с богатой древней историей.
Все выпуски программы Открываем историю
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер