
Глубоко спускаюсь в сердце своё, чтобы увидеть кто обитает в нём кроме меня и Тебя, Господи Вечный?
И со страхом нахожу странников многих, воюющих за раздел сердца моего. Все они, что от времен Адама наполняют души людские, нашли себе пристанище в моём сердце.
И понял я отчего изнемогло оно и не может ни Тебя ни меня принять в келью свою, но теснит нас к самому краю, владельцев — на задворки имения своего.
Прежде чем выйти мне из утробы матери, мир с его желаниями вселился в меня.
Дорого, слишком дорого платил я миру за ласки его, всякий раз отделяя и отдавая частицу сердца, пока не предал ему все сердце свое, и пока ласки не наполнились горечью.
Жалуются старцы на лета свои, говоря: от многих лет состарились сердца наши.
Воистину, старцы, не от лет многих состарились сердца ваши, а от желаний многих.
И в уединении советую я сердцу своему: отделись от дня вчерашнего, ибо он уже отделился от тебя. Все предметы желаний вчерашних, не увидели дня сегодняшнего, одни изменились, другие изуродованы болезнями, третьи — мертвы. Также как не существует и предмета завтрашних желаний твоих. Бичом своим время хлещет стадо своё и от ударов истекает оно потом и кровью. А образы дня сегодняшнего, искушают тебя, сердце моё, переполненное тенями умерших, и новыми желаниями, которые завтра уже в тени обратятся.
Не буди былых чувств, ибо они столько раз привяжут тебя к столбу времени, сколько раз ты разбудишь их, сердце моё. И станешь рабом времени, и состаришься и умрёшь прежде смерти.
Руби скорее узлы страстей, затянувшихся крепко от спутанных и привычных желаний и чувств. Нити желаний рубить легче, чем крепкие узлы страстей. Но и узлы должен ты разрубить и если кровь хлынет должен, если хочешь нового младенчества и отрочества нового, более прекрасного и вечного, чем минувшее.
Изгони из себя мир, сердце моё, и когда изгонишь — увидишь немощь его. И затем, посмотри на себя и увидишь в себе силу несокрушимую. Мир кажется нам могущественным до тех пор, пока мы остаёмся рабами его.
И станешь пространным, как вечность, и вечность вселится в тебя.
Триединый Господи, имеющий Сердце, тьмой необъятое и свободное от мира, очисти сердце мое от незваных пришельцев, темнотой его испятнавших. Пусть сердце моё станет светлым, и тьма беспомощно кружит вокруг него и не овладеет им.
Пусть сердце моё станет сердцем сына и господина, а не сердцем раба и вора.
Дай мне сердце Иисусово, вокруг Которого тьма напрасно ходила, и войти не смогла.
О Царице, красоты небесной, огради сердце моё заботой материнской.
Душе Святый Всемогущий, оплодотвори сердце моё небесной любовью. Чтобы все, что родится и прорастет, было не от плоти и крови, но от Тебя, Душе Святый и Господь мой.
Псалом 94. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Многие помнят из школьной программы, что в литературе XIX века особое место занимает образ маленького человека, классическим примером которого является главный герой повести Гоголя «Шинель». Кажется, что писатели того времени описывали реальность, которая сейчас очень от нас далека, да и сословного общества в России давно не существует, но, на самом деле, людей, которые чувствуют себя пренебрегаемыми и забытыми, существует немало. Смотря на них, можно решить, что в обществе тех, кто всё время торопится и думает о своём, у них нет шансов почувствовать, что они кому-нибудь нужны. Однако такой шанс есть у каждого, и о нём прикровенно говорится в 94-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 94.
1 Приидите, воспоём Господу, воскликнем Богу, твердыне спасения нашего;
2 предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему,
3 ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами.
4 В Его руке глубины земли, и вершины гор — Его же;
5 Его — море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его.
6 Приидите, поклонимся и припадём, преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего;
7 ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его:
8 «не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Моё.
10 Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих,
11 и потому Я поклялся во гневе Моём, что они не войдут в покой Мой».
В Священном Писании Ветхого Завета довольно легко найти образ не просто пренебрегаемого человека, но образ целого пренебрегаемого народа, которым был народ иудейский. Находясь в Египте, потомки Авраама Исаака и Иакова после смерти Иосифа довольно быстро из привилегированной группы превратились в практически рабов и были унижаемы своими бывшими соседями. Однако в определённый момент к ним пришёл Моисей, который сообщил им удивительную весть: вы не забыты Богом своих праотцев, оказалось, Гсоподь готов не только вывести их из рабства, но и готов назвать их своими народом, а Себя их Богом. Единственное, что им нужно сделать: ответить согласием на Его призыв и войти в завет. Любой, кто помнит историю исхода, знает, что происходило дальше: иудеи вышли из Египта, но постоянно его вспоминали и по-настоящему свободными так и не стали.
В псалме, который мы сейчас услышали, Давид приглашает своих соплеменников воспеть Бога и поклониться Ему как Тому, Кто явился опорой их жизни. В самых разных языческих религиях есть представления о богах, которые контролируют те или иные места. Один живёт в горах, другой под землёй, третий в небе — и каждый отвечает за что-то своё, по-своему выстраивая отношения с людьми. Однако Бог Библии не таков. Он один и рядом с Ним нет никакого иного Бога. Он создал мир и содержит его в своих руках. Он не просто местечковый хозяин, но Царь над всеми, кого можно было бы посчитать богами. Но вместе с тем, и это самое важное, Господь — пастырь своих людей, и ни один из тех, кто принадлежит к Его народу, не забыт Им. И этот мотив повторяется в Писании многократно, особенно в псалмах и в пророческой литературе. Народ должен был это очень хорошо усвоить и независимо от обстоятельств помнить, что Бог всегда с ним, во всех испытаниях. Только сами люди могут ожесточать свои сердца и не пускать Его в свою жизнь, но Он, со Своей стороны, всегда верен.
Читая 94-й псалом через призму христианского благовестия, мы, во-первых, понимаем, что Богом не забыт не только еврейский народ, но каждый народ и каждый человек на земле дорог Ему. Во-вторых, Господь не только помнит о людях, но как добрый пастырь делает всё для их спасения.
Псалом 94. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 94. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 94. На струнах Псалтири
1 Приидите, воспоем Господу, воскликнем [Богу], твердыне спасения нашего;
2 предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему,
3 ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами.
4 В Его руке глубины земли, и вершины гор - Его же;
5 Его - море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его.
6 Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего;
7 ибо Он есть Бог наш, и мы - народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его:
8 "не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое.
10 Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих,
11 и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой".
Маленькие шаги - тоже шаги. Светлана Чехова

Порой нам кажется, что-то недостижимым, непостижимым и невозможным. Что-то таковым на самом деле и является, но я также для себя открыла, что все большое и великое начинается с ежедневных маленьких шагов. И в итоге оказывается достижимым.
Когда я только начинала бегать, не могла пробежать и более 500-т метров. Переходила все время на шаг и думала, что никогда не смогу осилить марафон. Но каждое утро вставала и бежала. Задыхалась, останавливалась, хотела все бросить, но все равно бежала. К своему удивлению через некоторое время я пробежала свой первый марафон.
Святые в поучениях подчеркивали, что духовный рост — тоже своего рода марафон, а не спринт. Важно не ставить перед собой невыполнимые задачи, а делать маленькие шаги каждый день, стремясь к Богу и преображению своей души. Эти маленькие шаги, кажущиеся незначительными, со временем приводят к значительным результатам и приближают к Царству Небесному.
Святитель Феофан Затворник советовал начинать духовную жизнь с малого: установить для себя небольшое молитвенное правило, читать понемногу Священное Писание и жития святых, стараться быть внимательным к своим мыслям и чувствам. Он подчеркивал, как важно не перегружать себя сразу большими подвигами, а постепенно увеличивать меру усилий, чтобы не потерять ревность и не впасть в уныние.
Так случилось и с моим воцерковлением. Поначалу я просто стала заходить в храм поставить свечку. Смотрела на иконы, делилась с Богом и святыми своими переживаниями. Потом решила как-то отстоять всю службу. Сказать, что это было непросто — ничего не сказать. У меня ломило поясницу, ноги были ватные, мысли блуждали где угодно, но не фокусировались на молитве, почти ни одного слова я не понимала. Но во мне происходило нечто, что заставляло снова и снова идти на маленькие подвиги. Что-то давало такую радость, которую ничто ранее не могло мне вызвать.
Дальше я решила попробовать держать пост. Первую постную среду я продержалась ровно до обеда, а следующую постную пятницу рука не вылезала из пакета с постными пряниками. Сегодня я научилась ограничивать себя в еде во время поста и могу обойтись водой в строгие дни. Но не потому, что имею сильную волю, все это происходит по безграничной милости Божией ко мне и благодаря мои небольшим, но постоянным усилиям в этом направлении.
Как говорил священник Александр Ельчанинов, «Всякое, даже самое слабое, даже вынужденное устремление к Богу даёт живой, неопровержимый опыт Его любви». Я заметила, что порой делаешь, делаешь, — не получается. Но Господь, как говорят, и намерение целует. И постепенно, незаметно всё становится доступным и достижимым. С Божьей помощь, с помощью святых и твоим собственным ежедневными стараниями, маленькими шагами.
Преподобный Иоанн Лествичник в своей «Лествице» описывает восхождение к Богу как постепенный процесс, состоящий из множества ступеней. Каждая ступень требует от человека усилий и преодоления себя. Невозможно сразу достичь вершины, но каждый шаг вперед приближает к цели. Падения неизбежны, однако, важно не отчаиваться, а подниматься и продолжать свой путь.
Каждый день мы делаем выбор, который влияет на будущее. Важно помнить, что даже незначительные усилия, совершаемые с верой и любовью, приближают человека к Богу и помогают ему обретать подобие Христа.
Автор: Светлана Чехова
Все выпуски программы Частное мнение