
О том, что страдания спасительны, что именно в скорбях мы обнаруживаем себя немощными перед Богом, учимся смиряться перед волей Его, на Него надеяться и к Нему взывать, мы знаем. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» — писал преподобный Ефрем Сирин. Но есть один тонкий момент: преодолев с помощью Божией многие скорби, человек может возгордиться перед теми, чьи проблемы, на его взгляд, менее значительны.
Как-то раз моему мужу, профессиональному литератору, прислала свою рукопись одна молодая писательница, Елена, чтобы он написал предисловие к будущей книге. Повесть Лены прочитала и я. Речь шла о поисках внутренней опоры в мире, представляющемся адом, о драматических поисках своих людей, об иррациональных страхах, одиночестве... При этом героиня, от лица которой написана повесть, в социальном смысле — вполне благополучный человек. Я вынесла вердикт: «Как же всё это мелко! Мне б её проблемы в её возрасте! Да в 25 лет я уже на трёх работах работала, а ночами тёплые штанишки ребёнку вязала, распуская старый шарф! И есть было нечего, авитаминоз, у меня дочка прозрачная была на одной-то манке на воде! А тут — самокопания сплошные, собственные выдуманные страхи в микроскоп рассматривает, сытая, с мамой-папой живёт!..»
Муж посмотрел на меня очень серьёзно. «Понимаешь, — говорит, — а ей ведь по-настоящему больно. Именно это важно. А ещё важнее, куда эта боль человека выведет, придёт ли он путём страданий к Богу. Эта повесть о поисках Бога, о необходимости Бога!».
Я задумалась. Как смею я судить человека? Другого человека, которому по-настоящему больно?
Вспомнила, как лежала с маленьким сыном в отделении травматологии и как плакал наш сосед по палате, двухлетний мальчик с перебинтованным пальцем. Другой мальчик, постарше, спросил: «А чего он так ревёт? У меня нога поломана, и то не плачу!» Я утешала малыша и попутно отвечала: «Пальчик малюсенький, а больно сильно-сильно!»
Очень больно может быть по разным причинам, и не наше дело эти причины сравнивать. Приближаясь к Господу путём страданий, а значит, путём смирения перед волей Его, мы непременно должны научиться сочувствию.
Все мы разные, рождаемся и растём в разных обстоятельствах, а Господь пытается достучаться до сердца каждого. К Себе приблизить ради нашего же блага, ведь только с Ним, с Богом, может быть действительно хорошо. Он — Отец Наш небесный, и только Ему решать, кого из нас какими дорогами вести в земной жизни, и какие именно скорби кому попускать. Если же мы, пройдя многое, станем вдруг превозноситься над ближним, то совсем к Богу не приблизимся. Наоборот, отдалимся от Него в гордыне своей.
Помню, юной студенткой стояла я в очереди перед кассой, сдавала билет на самолёт. Изменились обстоятельства, и улетать домой на каникулы приходилось неделей позже. Я узнала, что теряю при покупке нового билета целых 10 рублей, большие деньги для восьмидесятых, и расстроилась буквально до слёз. Рядом в очереди стоял парень в панаме цвета хаки, и вся она была исписана именами. Это означало, что парень вернулся из Афганистана, прошёл там в составе наших войск многое. Мне как-то рассказывали ещё раньше, что наши солдаты расписывались на форменных панамах друг друга перед выполнением опасных заданий, не зная, кто из них останется после в живых. Он смотрел на меня очень тепло, как-то отечески покровительственно, а сказал всего одну фразу: «Не плачь, больше теряем!»
Не надо хвастать скорбями, не надо, выплыв со дна Марианской впадины, смеяться над тем, кто боится утонуть в луже. Кому-то и твоя Марианская впадина может показаться лужей. «Не сравнивай! Живущий не сравним!» — писал Осип Мандельштам, будто продолжая мысль другого поэта, Фёдора Тютчева: «...И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». Мне, глупой девчонке, всерьёз страдающей из-за потери десяти рублей, великодушно посочувствовал человек, терявший боевых товарищей. Это удивительно. Но именно в этом милосердии — свет Христов.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 23 зач., IX, 32-42.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
«Как жаль, что мне не посчастливилось жить в золотой век христианства» — подобные слова можно услышать порой от верующих людей. «Ведь тогда Дух Божий проявлял себя в судьбах людей намного ярче. А в нашей жизни всё совсем не так», — сетуют они. Свой комментарий на эти сетования предлагает отрывок из 9-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.
33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.
34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.
39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
Книга Деяний был написана апостолом Лукой. Из небольшого пролога в начале повествования мы узнаём, что это вторая часть Евангелия, которое к тому времени апостол Лука уже написал. В Евангелии он изложил своё видение земной жизни и миссии Иисуса Христа, в книге Деяний он показывает, как дело Спасителя продолжает жить и развиваться благодаря деятельности апостолов. Одним словом, Лука не мыслит историю Спасителя и историю Его учеников и раннехристианских общин отдельно друг от друга. Для него всё это единое действие Бога в нашем мире. И апостол всячески старается это подчеркнуть.
Описания чудес, которые совершил Пётр, поразительно напоминают то, как Евангелие описывает чудеса, которые совершал Христос. Так, например, исцеляя расслабленного Эннея, Пётр говорит: «встань с постели». Если обратимся к греческому оригиналу, то это выражение можно перевести более точно: «встань и сам застели свою постель». Сразу вспоминается исцеление Спасителем расслабленного в Капернауме. Вернув ему силу, Господь говорит: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой».
То же самое касается и случая с Тавифой. История рассказана Лукой так, что в своих общих чертах напоминает исцеление дочери начальника синагоги по имени Иаир. Так же, как и Иисуса, Петра встречает плачущий народ, так же, как и Спаситель, Пётр высылает всех вон из комнаты, наконец, так же происходит и само воскрешение. Апостол обращается к женщине со словами «Тавифа, встань» и протягивает ей руку. Причём учёные обращают внимание на интересную деталь. Если перевести эти слова на разговорный, арамейский, язык Петра, призыв будет звучать как «Тавифа, куми». И это очень созвучно тому, что произнёс Христос, воскрешая дочь Иаира — «Талифа, куми», что значит «Девица, встань!».
Наконец, ещё одна важная параллель. Энею Пётр говорит: «Эней, встань!» Женщине — «Тавифа, встань!» Буквально речь идёт не просто о том, чтобы они привели свое тело в вертикальное положение. В греческом тексте оригинала используется глагол, который на русский язык уместнее перевести как «воскреснуть». «Эней, воскресни!», «Тавифа, воскресни!» Так возникает параллель не только с чудесами Христовыми, но и с самым главным событием Евангелия — воскресением Самого Спасителя.
Всё это помогает апостолу Луке донести до своих читателей и слушателей важную идею — дело Божие, которое начал Господь, не закончилось после того, как Он телесно покинул Своих учеников. В той же мере сила и слава Небесного Царства являет себя в этом мире через последователей Христа. А потому проповедь Евангелия продолжается. Бог действует в судьбах людей ровно с той же силой, с какой действовал в первые века после Своего воплощения. И каждый из нас может стать очевидцем и участником этих событий. Для этого необходимо всего лишь иметь решимость во всех своих делах, на ежедневной основе действовать так, как призывает нас действовать Господь в Своём Евангелии. И тогда то, что мы воспринимали просто как истории о давно минувших событиях, станет для нас живой повседневной реальностью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем студентке из Новокузнецка попасть на реабилитацию

У Наташи Некрасовой из Новокузнецка серьёзные двигательные нарушения. Вместе с мамой она с самого детства прошла через множество реабилитаций в разных городах, включая Москву и Новосибирск. И это принесло хорошие результаты.
Сейчас Наташе 24 года. Она — студентка университета. Благодаря личному упорству и помощи врачей она научилась сама передвигаться на коляске, девушка занимается танцами для людей с инвалидностью и спортом. В 2024 году она участвовала в забеге на колясках «Дай пять!», а ещё выиграла шахматный турнир на фестивале в Кемеровской области. Кроме этого, Наташа пишет стихи. За успехи в учёбе, спорте и творчестве её наградили медалью «Надежда Кузбасса».
Ежедневно Наташа сталкивается с трудностями. Любые ступени становятся для неё серьёзным препятствием и отсутствие доступной среды лишает девушку свободы передвижения. Но у Наташи есть шанс стать более самостоятельной и независимой от других. Благодаря постоянным реабилитациям девушка начала понемногу вставать с инвалидного кресла. Чтобы состояние Наташи улучшалось, занятия важно продолжать. Профессиональная реабилитация стоит дорого, и очередной курс семье не по силам. Поэтому Некрасовы обратилась за помощью в фонд «Мои друзья».
Реабилитация для Наташи — это возможность чувствовать себя лучше, развиваться в спорте, творчестве учебе и во многом другом. Чтобы помочь девушке из Новокузнецка, переходите на сайт фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пасхе, о расслабленном». Священник Николай Конюхов

В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.9:32-42) и Евангельского (Ин.5:1-15) чтений в 4-е воскресенье по Пасхе, именуемое «О расслабленном», о дне Преполовения Пятидесятницы и Евангельского (Ин.7:14-30) чтения в этот день, о днях памяти преподобного Нектария Оптинского, святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобного Феодосия Киево-Печерского, перенесения мощей благоверных князей Бориса и Глеба.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица