2 Кор., 173 зач., III, 4-11.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если мы будем внимательны при чтении житий святых, то мы с лёгкостью заметим одну важную общую черту отношения к самим себе и к Богу тех, кого Церковь прославляет как угодивших Богу и достигнувших Царства Небесного: все эти люди не считали какие бы то ни было собственные дарования и успехи в полном смысле своими, все они прекрасно понимали, что если у них что-то и получается, то не благодаря их трудам, талантам и упорству, а исключительно по милости Божией. Естественно, что точно так же относился к самому себе и апостол Павел, он неоднократно писал об этом в своих посланиях, одно из тех мест, в которых апостол исповедует свою немощь пред величием Бога, звучит в православных храмах сегодня во время литургии, оно взято из 3-й главы Второго послания апостола Павла к Коринфянам.
Глава 3.
4 Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа,
5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.
6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
7 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей,
8 то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?
9 Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.
10 То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего.
11 Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.
Зная жизнь апостола Павла, нам не кажется удивительным высказанное апостолом отношение к собственным заслугам: он, конечно же, прекрасно помнил, что его Бог избрал и призвал без каких бы то ни было стремлений к этому со стороны самого Павла. Впрочем, говорить так не совсем корректно, и так полагать мог лишь сам апостол, нам же очевидно, что его ревность об угождении Богу, пусть и имевшая крайне искажённое направление, послужила той самой почвой, на которую легло призвание от Господа Иисуса Христа. Сам человек не способен корректно оценивать степень своего стремления к Богу, и апостол Павел этого не делал, он лишь свидетельствовал, что всё им сделанное на ниве христианской миссии, — это не его заслуга, а дар Божий.
Упомянул же эту мысль апостол вовсе не случайно: христианская община Коринфа переживала не самые лучшие времена, и, как всегда в таких случаях, сознание рисует картину печального будущего, судя по всему, некоторые из христиан Коринфа были особенно подвержены этой общечеловеческой тенденции, и они нуждались в утешении и ободрении. Именно это и сделал апостол Павел, его слова о его собственной слабости и силе Бога, а также о том, что само существование Церкви в Коринфе — это Божие действие, должны были привести адресатов послания к очевидному и простому выводу: если Бог дал бытие Церкви Коринфа, значит Он Сам и промышляет о ней, Он не даст ей погибнуть.
Дальнейшие слова апостола Павла из только что прозвучавшего отрывка Второго послания к Коринфянам призваны усилить эту мысль. В них апостол противопоставил служение Ветхого Завета и служение новозаветной Церкви, он напомнил о Моисее, на лицо которого после общения с Богом невозможно было смотреть по причине исходившего от него света, однако этот свет был временный и преходящий, как, собственно, временным был и Ветхий Завет, тогда как Новый Завет — вечен, вечна и его слава. Если же кому-то кажется, что Церковь Христова может устареть, отжить своё, лишиться своей силы, то такой человек глубоко ошибается. Да, Господь может лишить кого-то из христиан Своей благодати по причине наших человеческих грехов, но Он никогда не оставит Церковь без Своего попечения, значит, у нас, как и у христиан древнего Коринфа, всегда есть путь возвращения к благодати Христовой через очищение своего сердца и изменение жизни по тому образцу, который указал нам Господь в Евангелии, а его апостолы — в своих посланиях.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем храму Казанской иконы Божией Матери в селе Курба
Фонд «Белый ирис» много лет занимается восстановлением старинных храмов в российской глубинке. Среди его подопечных — церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области. Это уникальный памятник русского зодчества, пострадавший во время печальных событий в XX-м столетии и чудом устоявший. В храме сохранилась часть убранства — древние росписи. Уцелела и местная святыня — чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в XVII веке.
В 30-е годы прошлого века, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе Васильевское. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих людей.
«В этом году, по весне, исцелилась от рака женщина, врач, — поведал местный священник, отец Иоанн. — Её ждала операция, и гарантий на выздоровление было очень мало. Как любой человек, который получает такую информацию, она цеплялась за любую возможность спастись. Придя в наш храм, женщина долго молилась и плакала перед иконой, а вернувшись в Москву, на последнем обследовании перед операцией услышала, что опухоль у неё исчезла».
В 2019 году Курбскую святыню — Казанскую икону Божией Матери — отреставрировали на деньги многих неравнодушных людей. Благодаря этому икона, который почти 400 лет, ещё долгие годы будет дарить утешение и радость верующим. Теперь важно помочь и местному Казанскому храму. Когда его восстановят, чудотворная икона, вернётся сюда, в свой родной дом. Поддержать возрождение храма в селе Курба Ярославской области можно на сайте фонда «Белый ирис»: https://nasledie-iris.org/projects/kazanskij-hram-ukreplenie-fundamentov/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«22-е воскресенье по Пятидесятнице. Начало Рождественского поста». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Гал., VI, 11-18) и Евангельского (Лк., X, 25-37) чтений в 22-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти апостола Филиппа, святителя Григория Неокасарийского, апостола и евангелиста Матфея, а также о начале Рождественского поста.
Все выпуски программы Седмица
«Церковная община и семья». Прот. Константин Харитонов
У нас в гостях был настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов.
Мы говорили о том, как формируются церковные общины, и как участие в приходской жизни помогает семьям не только на пути к Богу, но и на пути к семейному единству.
Все выпуски программы Семейный час