В древней Руси имя человека могло рассказать о многом: например, о том, в какое время года или день недели он родился, каким ремеслом занимались его родители и какими качествами сам он обладал. В древней, дохристианской Руси девочку со светлыми волосами могли назвать, к примеру, Белянкой. Ребёнка, появившегося на свет в зимние месяцы — Зимой. Шум, Третьяк, Дорога, Первуша, Малуша, Преслава, — такие имена можно было встретить у славян. А вот фамилий и отчеств на Руси не существовало вплоть до XIII-XIV веков. Как же складывалась формула русского имени? Как она стала такой, к которой все мы сегодня привыкли?
Славянские имена-прозвища утратили первостепенное значение с принятием Русью христианства в Х веке. После Крещения Руси родители стали называть детей греческими, латинскими или древнееврейскими именами — «по святцам», то есть, по церковному календарю. Причём, многие из этих имён постепенно обрусели. Так, например, Аквилина превратилась в Акулину, Дионисий — в Дениса, Диомид — в Демида. Впрочем, долгое время человеку наряду с христианским давали и славянское имя. Подтверждение этому можно встретить в разных письменных источниках и документах: например, в подписях на челобитных грамотах: «Дьяк Алексейко, нарицаемый Владычько» или «Куземка, а прозвище Богдашко». Новгородский посадник по имени Остромир, которому принадлежала одна из древнейших дошедших до нас книг — «Остромирово Евангелие», имел православное имя Иосиф. Известный по летописям киевский князь Святополк в крещении был Михаилом. По наличию второго имени русский народ вплоть до XVII века безошибочно различал соотечественников и иностранцев. У «своего» непременно было славянское прозвище, а у чужеземца — нет. Интересно, что некоторые древнерусские святые были канонизированы под своими нехристианскими именами — Борис и Глеб, Игорь и Ольга.
К XVII-му столетию население Руси значительно выросло; различать людей требовалось уже не только по именам, но и по принадлежности к определенному роду или семье. Прежде всего, фамилии возникли среди знатных дворянских родов. К XVIII веку распространились в среде купечества, мещан и крестьян. Часто они образовывались от имени или рода занятий предка — например, Сидоров, Иванов, Кузнецов, Дегтярёв, Богомазов.
Отчества появились на Руси ещё в древние времена. Правда, изначально они имелись только у князей — Святослав Ярославич, Владимир Святославич. Приблизительно к XV-му столетию отчества распространились и среди простолюдинов, однако, как и фамилии, далеко не всегда записывались даже в официальных государственных документах. В 1811-м году, указом императора Александра I, использование фамилий и отчеств стало обязательным при крещении, венчании и совершении имущественных сделок. Так, веками, складывалась привычная нам формула имени, без которой сегодня невозможно представить нашу жизнь.
Все выпуски программы Открываем историю
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема