История нам более понятна тогда, когда мы понимаем чувства и устремления людей минувшего...
Сегодня мы говорим о святителе Митрофане Воронежском и романе Даниила Мордовцева «Державный плотник».
Место действия — Воронеж.
Время действия — конец XVII века по Рождестве Христовом.
Известный историк и писатель-беллетрист XIX века Даниил Лукич Мордовцев в своих произведениях не раз обращался к личности Петра Первого. Самодержец, который по образному выражению Пушкина «Россию вздёрнул на дыбы» — герой его книг «Идеалисты и реалисты», «Царь Пётр и правительница Софья» и популярного в свое время исторического романа «Державный плотник».
В 1696 году после восшествия на царский трон Петр Первый затеял строительство корабельной верфи в Воронеже — потому Мордовцев и называет царя «державным плотником».
Царь приехал в Воронеж наблюдать за стройкой кораблей для предстоящего похода под Азов.
Архиерей встретил с крестом. Народные толпы заняли собою всю площадь у собора. Но внимание народа было, по-видимому, больше сосредоточено на маленьком, худеньком епископе Митрофане Воронежском...
Епископ Митрофан, действительно, был выдающейся, вызывавшей в Воронеже всеобщий интерес.
Став в 1682 году архиереем на Воронежской кафедре, он с первых же дней развернул в некогда сонном, захолустном городке бурную деятельность.
Стараниями епископа Митрофана, в Воронеже был построен пятиглавый каменный Благовещенский храм на месте деревянного, безнадежно обветшавшего, новая каменная церковь в Успенском монастыре, архиерейское подворье, по всей губернии открывались церковно-приходские школы.
Несмотря на большую разницу в возрасте — епископу Митрофану Воронежскому было семьдесят лет, а царю Петру — двадцать четыре года — они легко нашли общий язык. Оба — неутомимые труженики-строители, непритязательные в еде и равнодушные к роскоши, враги праздности.
Во многих вопросах епископ Митрофан Воронежский стал советником и мудрым наставником молодого царя.
Наскоро осмотрев корабельные работы, с которыми Петр очень торопил, чтобы с полой водой двинуться в поход, он, возвратясь во дворец, послал Павлушу Ягужинского просить к себе Митрофана для переговоров о том же кораблестроении, так как Митрофан не только жертвовал Петру значительные суммы на постройку кораблей, но сам соорудил, оснастил и вооружил роскошное судно лично для царя.
Митрофан тут же пошел ко дворцу. Народ, увидев любимого святителя, который кормил всю бедноту не только Воронежа, но и соседних селений, обступил своего любимца, теснясь к нему под благословение...
Многие из придворных Петра Первого считали корабельное строительство ненужной затеей, а затраты на флот чрезмерными.
Епископ Митрофан поддерживал деятельность Петра по созданию флота и лично освящал в воронежской верфи построенные корабли, жертвовал на их строительство значительные суммы церковных денег. Дальновидный владыка понимал: Россия, чтобы стать процветающей державой, должна иметь выходы к морю.
Но не все идеи царя вызывали одобрение епископа Митрофана. Известны случаи, когда святитель смело, при всем народе обличал царя Петра за его чрезмерное увлечение модой на все западное.
Даниил Мордовцев приводит в романе «Державный плотник» известный эпизод, как однажды царь пригласил к себе святителя Митрофана Воронежского для беседы, но епископ, увидев перед входом во двор его дома статуи греческих богов и богинь, решительно повернул обратно.
Петр видел из окна, как Митрофан повернул к фасаду и к крыльцу дворца и вдруг не то с испугом, не то с гневом остановился.
Народ тоже как бы с испугом шарахнулся назад.
И Митрофан не вошел во дворец. Он быстро, насколько позволяли ему
старческие силы и слабые ноги, повернул назад. Народ за ним.
— Что случилось? Беги, Павел, узнай, в чем дело?
— Государь! Его Преосвященство сказал: «Не войду во дворец православного царя, когда вход в оный дворец оскверняют поставленные там еллинские идолы».
— А!.. Он осмелился ослушаться моего приказа!.. Так поди и скажи сему попу: если он не явится ко мне, то как преступника царской воли его ждёт казнь!
Когда угрозы дошли до архиерейского дома, владыка Митрофан спокойно ответил: «В жизни моей государь властен; но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца».
После этого царь Петр сменил гнев на милость, велел убрать статуи, ставшие причиной его ссоры с епископом, и их общение продолжилось.
В 1703 году, узнав о кончине епископа Митрофана, царь Петр ускорил свой приезд в Воронеж, чтобы присутствовать на погребении святителя. Царь лично нёс гроб владыки, а после похорон грустно произнес: «Не осталось у меня такого святого старца».
Отношения русского царя-реформатора и епископа-созидателя Митрофана Воронежского исторически точно и убедительно показаны в романе популярного писателя XIX века Даниила Мордовцева «Державный плотник».
Все выпуски программы Прообразы
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.
23 ноября. О Божьем Суде
В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».
О Божьем Суде, — священник Алексий Тимаков.