
Фото: PxHere
История нам более понятна тогда, когда мы понимаем чувства и устремления людей минувшего...
Сегодня мы говорим о святителе Митрофане Воронежском и романе Даниила Мордовцева «Державный плотник».
Место действия — Воронеж.
Время действия — конец XVII века по Рождестве Христовом.
Известный историк и писатель-беллетрист XIX века Даниил Лукич Мордовцев в своих произведениях не раз обращался к личности Петра Первого. Самодержец, который по образному выражению Пушкина «Россию вздёрнул на дыбы» — герой его книг «Идеалисты и реалисты», «Царь Пётр и правительница Софья» и популярного в свое время исторического романа «Державный плотник».
В 1696 году после восшествия на царский трон Петр Первый затеял строительство корабельной верфи в Воронеже — потому Мордовцев и называет царя «державным плотником».
Царь приехал в Воронеж наблюдать за стройкой кораблей для предстоящего похода под Азов.
Архиерей встретил с крестом. Народные толпы заняли собою всю площадь у собора. Но внимание народа было, по-видимому, больше сосредоточено на маленьком, худеньком епископе Митрофане Воронежском...
Епископ Митрофан, действительно, был выдающейся, вызывавшей в Воронеже всеобщий интерес.
Став в 1682 году архиереем на Воронежской кафедре, он с первых же дней развернул в некогда сонном, захолустном городке бурную деятельность.
Стараниями епископа Митрофана, в Воронеже был построен пятиглавый каменный Благовещенский храм на месте деревянного, безнадежно обветшавшего, новая каменная церковь в Успенском монастыре, архиерейское подворье, по всей губернии открывались церковно-приходские школы.
Несмотря на большую разницу в возрасте — епископу Митрофану Воронежскому было семьдесят лет, а царю Петру — двадцать четыре года — они легко нашли общий язык. Оба — неутомимые труженики-строители, непритязательные в еде и равнодушные к роскоши, враги праздности.
Во многих вопросах епископ Митрофан Воронежский стал советником и мудрым наставником молодого царя.
Наскоро осмотрев корабельные работы, с которыми Петр очень торопил, чтобы с полой водой двинуться в поход, он, возвратясь во дворец, послал Павлушу Ягужинского просить к себе Митрофана для переговоров о том же кораблестроении, так как Митрофан не только жертвовал Петру значительные суммы на постройку кораблей, но сам соорудил, оснастил и вооружил роскошное судно лично для царя.
Митрофан тут же пошел ко дворцу. Народ, увидев любимого святителя, который кормил всю бедноту не только Воронежа, но и соседних селений, обступил своего любимца, теснясь к нему под благословение...
Многие из придворных Петра Первого считали корабельное строительство ненужной затеей, а затраты на флот чрезмерными.
Епископ Митрофан поддерживал деятельность Петра по созданию флота и лично освящал в воронежской верфи построенные корабли, жертвовал на их строительство значительные суммы церковных денег. Дальновидный владыка понимал: Россия, чтобы стать процветающей державой, должна иметь выходы к морю.
Но не все идеи царя вызывали одобрение епископа Митрофана. Известны случаи, когда святитель смело, при всем народе обличал царя Петра за его чрезмерное увлечение модой на все западное.
Даниил Мордовцев приводит в романе «Державный плотник» известный эпизод, как однажды царь пригласил к себе святителя Митрофана Воронежского для беседы, но епископ, увидев перед входом во двор его дома статуи греческих богов и богинь, решительно повернул обратно.
Петр видел из окна, как Митрофан повернул к фасаду и к крыльцу дворца и вдруг не то с испугом, не то с гневом остановился.
Народ тоже как бы с испугом шарахнулся назад.
И Митрофан не вошел во дворец. Он быстро, насколько позволяли ему
старческие силы и слабые ноги, повернул назад. Народ за ним.
— Что случилось? Беги, Павел, узнай, в чем дело?
— Государь! Его Преосвященство сказал: «Не войду во дворец православного царя, когда вход в оный дворец оскверняют поставленные там еллинские идолы».
— А!.. Он осмелился ослушаться моего приказа!.. Так поди и скажи сему попу: если он не явится ко мне, то как преступника царской воли его ждёт казнь!
Когда угрозы дошли до архиерейского дома, владыка Митрофан спокойно ответил: «В жизни моей государь властен; но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца».
После этого царь Петр сменил гнев на милость, велел убрать статуи, ставшие причиной его ссоры с епископом, и их общение продолжилось.
В 1703 году, узнав о кончине епископа Митрофана, царь Петр ускорил свой приезд в Воронеж, чтобы присутствовать на погребении святителя. Царь лично нёс гроб владыки, а после похорон грустно произнес: «Не осталось у меня такого святого старца».
Отношения русского царя-реформатора и епископа-созидателя Митрофана Воронежского исторически точно и убедительно показаны в романе популярного писателя XIX века Даниила Мордовцева «Державный плотник».
Все выпуски программы Прообразы
Псалом 92. На струнах Псалтири
1 Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом [и] препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется.
2 Престол Твой утвержден искони: Ты - от века.
3 Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои.
4 Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь.
5 Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни.
Свидетель покаяния. Наталья Сазонова

Наталья Сазонова
Не так давно я слушала в храме проповедь митрополита Каширского Феогноста о неосуждении ближних. Меня поразила высказанная им мысль:
«Не спешите осуждать! Мы видим, как человек грешит, но как он потом кается видит только Бог».
Я тогда подумала, что сложно сразу представить кающимся того, кто только что на твоих глазах совершил зло. Первая моя реакция совсем другая: строгая критика и осуждающий вердикт. Но однажды я стала свидетелем истинности слов владыки.
Как-то возвращалась с работы домой. На остановке вместе со мной в автобус зашёл молодой человек. В руках он держал бумажный стаканчик с ароматным кофе. Я села недалеко от водителя, а юноша занял свободное место в конце салона. Двери закрылись, и мы поехали. Вдруг водитель обратился к кому-то по громкой связи: «Пассажир на заднем сидении, поднимите, пожалуйста, с пола стакан!»
Буквально через минуту около водительской кабины появился тот самый парень.
Он вспыхнул возмущением. С первых же слов начал говорить c шофёром грубо, на повышенных тонах, оправдывать себя, что случайно уронил, при выходе бы поднял. Зачем делать замечания? Водитель пытался вежливо остановить парня, объяснял и свой резон. Мол, весь мусор, оставленный пассажирами, приходиться убирать водителю. Но молодой человек не унимался, а вскоре уже оба не выбирали выражений. Наконец их перепелка закончилась, и пассажир вернулся на место.
Мне стало страшно от происшедшего. Во-первых, опасно, когда за рулём раздражённый человек. А во-вторых, ссора этих людей погрузила всех остальных в атмосферу зла. Оно как будто повисло в воздухе.
Я невольно перекрестилась: «Господи, помилуй!»
Прошло минут десять, автобус продолжал движение. Вдруг к кабине водителя снова подошёл зачинщик ссоры.
Я ужаснулась: «Неужели опять!?» И тут произошло неожиданное.
— Хочу извиниться! Я Вас оскорбил, я не прав! Простите меня!
Он произнёс эти слова громко, чётко, решительно, хотя было заметно, как ему нелегко.
Не расслышала, что именно ответил ему шофёр, но говорил он явно в примирительном тоне. Парень ушёл.
И вот тут я вспомнила слова владыки Феогноста: «Мы видим, как человек грешит, но не видим, как кается».
Я ведь во время той ссоры сразу осудила молодого человека. Он стал для меня тогда источником зла, причиной испорченного настроения и потерянного мира. И пока я мысленно обвиняла во всем этом парня, он, оказывается, каялся в своём поступке. Да потом ещё публично извинился.
Когда я рассказала об этом случае своему духовному отцу, он в назидание мне привёл слова преподобного Аввы Дорофея: «Не осуждай ближнего: тебе грех его известен, а покаяние нет!»
Действительно, как часто я выношу строгий приговор окружающим, не думая, что к одному злу добавляю другое — клевету! Человек может уже давно раскаялся в своём проступке, исправился, а его всё продолжают обвинять, осуждать перед другими людьми, тем самым клевещут на него, оговариваю.
Дай мне, Господи, видеть свои согрешения и не осуждать ближнего!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Работа над ошибками прошлого. Клим Палеха

Нужно ли восстанавливать отношения с людьми, которые давно в прошлом? Друзья юности, бывшие коллеги и соседи, те, с кем не получилось сохранить тёплых отношений или расстаться на правильной ноте. Стоит ли ворошить прошлое? Моё мнение: забыть таких людей — значит упустить возможность лучше узнать себя.
С началом воцерковления у меня появилась решимость измениться. Ошибки прошлого тяготили. Верил, что Бог поможет, но для искреннего раскаяния чего-то не хватало — какой-то последовательности, системности, более глубокого понимания грехов. Например, я осознавал, что многие проблемы — от гордости, но какой толк от того, что во время исповеди ты просто произносишь эту фразу: «грешен в гордости»? Нужны факты, конкретные ситуации из биографии.
И в этом помогли именно те люди, с которыми я больше не общался. Но не воспоминания о них, а реальные попытки исправить отношения. Я буквально составил список, и получилось более 30 имён. Те, с кем я перестал общаться после окончания Университета, переезда, смены работы и так далее. Не просто знакомые, а люди, с которыми я сблизился в определенный период жизни.
Я стал писать им письма. Каждый текст превратился в изнурительную работу над собой. Но слова исходили от сердца. Искренность буквально сжигала все страхи и сомнения. Я чувствовал, что теперь видел больше, и не боялся заглядывать в прошлое, признавать ошибки.
В результате открылись вещи, которых я о себе не знал. Например, понял, что часто относился к коллегам, как к функциям. Был равнодушен к чужой боли. Тогда оправдывал себя тем, что стараюсь не нарушать личные границы, а на самом деле, просто не выстроил доверительных отношений. Примерно также я осознал, что часто ранил людей словами и не замечал этого. Повышал голос или был слишком холоден. Таких ошибок оказалось предостаточно. И всё это я нёс священнику. Он, кстати, поддержал мой метод — сказал, что это похоже на генеральную исповедь.
Произошло и еще нечто удивительное. Я не особо рассчитывал на обратную реакцию, но ответили почти все! Мои мысли, сожаления и переживания оказались близки и понятны всем, кому я написал. Я ощутил, как тяжесть уходит, плохие воспоминания испаряются.
В итоге с некоторыми людьми из списка мы восстановили и поддерживаем хорошие отношения. С кем-то даже получилось поработать вместе на новых проектах. Особенно удивил один бывший коллега, который признался, что в компании, где я работал, до сих пор используют мои методики. Это вдохновило меня применить забытые навыки на новом месте. Причём, успешно! То есть, открылись не только мои слабые стороны, но и скрытые ресурсы.
В Евангелии говорится: «Озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия». История с письмами помогла мне глубже понять слова Спасителя. Они обращены к тем, кто, как говорит святитель Филарет Дроздов, «желает идти во след Христа». Но для этого нужно оставить грехи, а не людей.
Друзья, коллеги, соседи — это люди, которых Бог послал мне для чего-то. И по моему мнению, если воспоминания о них вызывают чувство какой-то незавершенности, сожаления, грусти, то это со мной говорит совесть. Не зря святитель Лука Крымский называл её «тихим Божиим голосом». Так Господь подсказывает мне, что я где-то ошибся, что-то упустил. Но Он это делает не для того, чтобы терзать мою душу прошлым, а для того, чтобы я избавился от тяжести — исправил ошибки, которые мешают идти за Христом.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение