
Это был Рождественский сочельник. Я шел в храм. А в голове сидела тревожная мысль. Завтра в гости приедет неверующий родственник. И не миновать совсем не праздничных разговоров. Зачем он вообще отмечает Рождество? Так не хотелось споров. Или, наоборот, во мне просыпался боевой дух, а я не хотел это признавать. Как быть?
Шел снег. Я остановился у елки. И как ответ нахлынули воспоминания.
Когда я учился в университете, загорелся во мне миссионерский огонь. И я решил, что должен рассказывать о Боге каждому, кого встречал на своем пути. Это же истина! Это — радость! Но часто мое рвение лишь раздражало слушающих. Я не понимал, что делаю не так?
И я пошел за советом к духовнику. Тоже был канун Рождества. Мы сели на лавочку в доме причта. Там полным ходом шла подготовка к грядущему празднику. Наряжали ёлку. И я завел разговор на волнующую меня тему: как бороться с атеистами? Да, именно бороться, я именно так был тогда настроен.
— А как ты видишь этих людей, к кому ты обращаешься? — спросил меня духовник.
— Нуу, как тех, кому нужно поскорей рассказать о Христе, просветить. А если они противятся, то сражаться с ними за веру. Я ощущаю их как противников, как тех, кто по другую сторону баррикад.
Духовник улыбнулся и указал мне на елку:
— Скоро вокруг нее дети буду водить вокруг хоровод. Они все разные, кто-то будет сбиваться с ритма, отходить дальше, кто-то подходить ближе. Но они все тем не менее будут двигаться вокруг одного центра. Мне кажется, что все люди так же кружатся вокруг Бога в хороводе. И чем ближе мы к центру, к Господу, тем мы ближе друг ко другу.
Нет тут баррикад. Чем мы ближе, тем теплее должно становиться друг от друга. Ведь в истинно христианском общении мы не воюем, а приоткрываем свою душу, чтобы в неё мог заглянуть другой и уловить тихое веяние Духа. Это и есть проповедь. А когда идёт борьба и мы что-то друг другу доказываем, это лишь — бокс словами.
Да — бокс словами — повторил я фразу батюшки, которая так кстати всплыла в памяти. Слава Богу. Я понял, что на Рождество я просто буду радоваться и радовать того, кто пока Христа не встретил.
Мне захотелось реально снять варежки. И на мои ладони стали прилетать снежинки. Будем завтра согреваться и чаем, и общением.
Ведь каждый человек имеет в душе тягу к Богу. Одни выражают её через открытие веры. Другие пытаются заполнить её поиском любви, смысла жизни. Но за всеми этими возвышенными словами стоит жажда того, что будет больше самого человека. То, что поможет выйти из своей собственной замкнутости и плоскости жизни. И это большее есть Сам Бог. Поэтому необходимы не слова и споры, а деятельная любовь. Открытая душа, а в ней — тепло и любовь. Тогда миссионерский огонь будет не обжигать, а возгревать в душе ближнего верую в Бога, чье имя — любовь!
Автор: Егор Назаренко
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица