
Это был Рождественский сочельник. Я шел в храм. А в голове сидела тревожная мысль. Завтра в гости приедет неверующий родственник. И не миновать совсем не праздничных разговоров. Зачем он вообще отмечает Рождество? Так не хотелось споров. Или, наоборот, во мне просыпался боевой дух, а я не хотел это признавать. Как быть?
Шел снег. Я остановился у елки. И как ответ нахлынули воспоминания.
Когда я учился в университете, загорелся во мне миссионерский огонь. И я решил, что должен рассказывать о Боге каждому, кого встречал на своем пути. Это же истина! Это — радость! Но часто мое рвение лишь раздражало слушающих. Я не понимал, что делаю не так?
И я пошел за советом к духовнику. Тоже был канун Рождества. Мы сели на лавочку в доме причта. Там полным ходом шла подготовка к грядущему празднику. Наряжали ёлку. И я завел разговор на волнующую меня тему: как бороться с атеистами? Да, именно бороться, я именно так был тогда настроен.
— А как ты видишь этих людей, к кому ты обращаешься? — спросил меня духовник.
— Нуу, как тех, кому нужно поскорей рассказать о Христе, просветить. А если они противятся, то сражаться с ними за веру. Я ощущаю их как противников, как тех, кто по другую сторону баррикад.
Духовник улыбнулся и указал мне на елку:
— Скоро вокруг нее дети буду водить вокруг хоровод. Они все разные, кто-то будет сбиваться с ритма, отходить дальше, кто-то подходить ближе. Но они все тем не менее будут двигаться вокруг одного центра. Мне кажется, что все люди так же кружатся вокруг Бога в хороводе. И чем ближе мы к центру, к Господу, тем мы ближе друг ко другу.
Нет тут баррикад. Чем мы ближе, тем теплее должно становиться друг от друга. Ведь в истинно христианском общении мы не воюем, а приоткрываем свою душу, чтобы в неё мог заглянуть другой и уловить тихое веяние Духа. Это и есть проповедь. А когда идёт борьба и мы что-то друг другу доказываем, это лишь — бокс словами.
Да — бокс словами — повторил я фразу батюшки, которая так кстати всплыла в памяти. Слава Богу. Я понял, что на Рождество я просто буду радоваться и радовать того, кто пока Христа не встретил.
Мне захотелось реально снять варежки. И на мои ладони стали прилетать снежинки. Будем завтра согреваться и чаем, и общением.
Ведь каждый человек имеет в душе тягу к Богу. Одни выражают её через открытие веры. Другие пытаются заполнить её поиском любви, смысла жизни. Но за всеми этими возвышенными словами стоит жажда того, что будет больше самого человека. То, что поможет выйти из своей собственной замкнутости и плоскости жизни. И это большее есть Сам Бог. Поэтому необходимы не слова и споры, а деятельная любовь. Открытая душа, а в ней — тепло и любовь. Тогда миссионерский огонь будет не обжигать, а возгревать в душе ближнего верую в Бога, чье имя — любовь!
Автор: Егор Назаренко
Все выпуски программы Частное мнение
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.