«Бремя моё легко», — сказал нам Спаситель. И легко, и радостно, ведь жизнь православного человека буквально соткана из чудес. Случилось это в день моих именин, в день памяти святых Адриана и Наталии. Очень было хорошо с самого утра: золотые листья, цветы и поздравления... А вечером пошла я в монастырь, возле которого мы живём. И сожалела лишь об одном: маленький храм, в котором есть предел моей небесной покровительницы, закрыт на ремонт. Это значит, что не смогу я приложиться к любимому образу. Так что шла мимо — к большому собору. И вдруг вижу в полутьме мужскую фигуру. Человек принёс на крыльцо закрытого храма какие-то коробки... Это оказался пожилой охранник. Я предложила помощь — поддержать дверь, чтобы он внёс свою поклажу, разговорились. И каково же было моё удивление, когда он сказал: «А давайте-ка идите к своей иконе, только быстро!» Я перекрестилась и нырнула внутрь, и прошла в темноте знакомым маршрутом, и оказалась перед той самой иконой святой Наталии... Я разговариваю с ней каждый день, но на этот раз вдруг потекли слёзы — горючие, хорошие, очищающие. Наверное, это слишком интимный момент и не стоит об этом — по секрету всему свету. Но рассказываю я вам потому, что это чудо — одно из многих-многих — кому-то может показаться просто результатом череды совпадений. Действительно, охранник целый вечер носил что-то нужное для ремонта в этот храм, и не встретить его было невозможно. Действительно, я просто словоохотливая женщина, да и погода отличная, лирическая, располагающая к душевному неформальному общению — так почему бы не разрешить мне пройти на минуту внутрь?..
Всё это так — и не так. Даже если я соглашусь с аргументами логика-материалиста, чудо моё не померкнет и подарок от Господа — встреча со святой Наталией в любимом храме — останется подарком. Да ещё и неожиданным, ведь того охранника я ни о чём не просила! Господь, зная все мои слабости, моё несовершенство, проявил явную милость ко мне на именины — через охранника, и как тут не лить слёзы благодарности? Домой возвращалась — будто на крыльях летела.
Да, совпадения. Но ведь всё в нашем мире — от Бога. И совпадения — тоже. И ничего не стоит Ему порадовать нас, детей своих, в праздник или в любой другой день. Дать именно то, чего нам сейчас больше всего и хочется, если это нам — во благо.
Бремя Его — радостно. И жизнь с Ним — полна чудес. Если не будешь, конечно, отбрыкиваться изо всех сил и стараться объяснить каждое чудо материалистически логично. Если разрешишь себе — поверить.
Ведь — по вере вашей да будет вам!
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России