В Евангелии от Матфея есть такие слова: «...за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Я воспринимаю эту фразу как личное правило, указание, адресованное именно мне. Связано это с историей, которая случилась много лет назад, когда я, получив диплом учителя русского языка и литературы, пришла работать в школу.
Мне доверили прекрасный класс, гуманитарный. 40 пятиклашек — 34 девочки и шестеро мальчишек. Чудесные, душевные дети. Начинался наш первый совместный учебный год. Было много вопросов у меня, неопытной учительницы, у ребят, которые перешли в среднюю школу из младших классов. Мне очень хотелось быть им полезной, успокоить, поддержать. А они так же бережно относились ко мне, старались помогать: учебники из библиотеки принести, цветы в кабинете полить, показать путь к столовой или спортзалу. В каком-то смысле дети были опытнее меня: они в этой школе учились уже 4 года, а я пришла работать в августе. В общем, как-то сразу мы подружились, возникло доверие.
И вот — первый урок литературы. Я рассказываю о том, чем мы будем заниматься, чем отличается этот предмет от уроков чтения в начальной школе. Информация самая простая, ознакомительная, ничего особо интересного. Но ребята внимательно слушают. Надо сказать, что с дисциплиной в этом классе проблем не было. Правильное воспитание в начальной школе, спасибо педагогу и родителям.
Итак, я прохожу между рядами и что-то говорю. В классе идеальная тишина. 40 пар глаз следят за мной. И в какой-то момент, продолжая говорить, я вдруг четко осознаю: если я сейчас скажу детям идти на край света — они соберутся и пойдут. Мне даже стало страшно.
Это длилось, наверное, 2-3 секунды, я продолжила урок, но параллельно пыталась понять, что же это было. Понимание пришло очень быстро. Как вспышка, озарение. Не могу сказать, что тогда я была воцерковленным человеком или обладала какими-то глубокими познаниями в вопросах веры. Но всегда считала себя верующей. Вот и то странное и немного пугающее состояние во время урока я вдруг осознала как знак от Господа. Именно так.
«Это же Бог мне показывает, какой силой и властью обладает учитель. Как важно, что и как я буду говорить этим детям, которые буквально с первого дня знакомства с таким доверием приняли меня».
С таким напутствием я вошла в профессию. И это большое счастье. Я всегда старалась думать, прежде чем что-то сказать детям или их родителям. С тем классом у нас сложились по-настоящему добрые дружеские отношения, которые продолжались много лет. С некоторыми ребятами мы и сейчас иногда общаемся, хотя школу они окончили более 20 лет назад.
«...за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Этот фрагмент Евангелия от Матфея я прочитала уже после той школьной истории... И как будто бы получила подтверждение от Бога: да, ты не ошиблась, ты все правильно поняла. В твоих руках великая сила — слово, и ты несешь ответственность.
Стараюсь помнить об этом всегда.
Автор: Елена Сурняева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM