Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Эти летние дожди, эти радуги и тучи. Мне от них как будто лучше, будто что-то впереди...
— Как неожиданно, Андрей Борисович, прозвучало это стихотворение здесь, в Хабаровском художественном музее, перед картиной Фёдора Васильева «Грозовые облака».
— Почему неожиданно, Маргарита Константиновна? Строки поэта Семёна Кирсанова вполне созвучны настроению полотна. Небо, зреющее дождём, здесь главный герой. И насколько оно прекрасно! Мы видим одновременно густые сумерки и яркий солнечный свет, до белизны высветливший облака. Художник гениально запечатлел приближение грозы!
— И предчувствие беды...
— Вы так полагаете?
— Ну конечно! Земля показана узкой охристой полосой, над которой нависла сияющая громада клубящихся туч. Смотришь — и сердце замирает от того, что вот-вот случится.
— Случится дождь, Маргарита Константиновна! Освежающий, животворящий. И небо снова станет лазурным и чистым. Мне кажется, вы тревожитесь, глядя на картину, потому что знаете биографию её автора, Фёдора Васильева. И невольно пытаетесь угадать в его работе отражение тех невзгод, что он перенёс.
— Может быть и так. Талантливый художник стремительно угас в двадцать три года от туберкулёза.
— Период творчества в жизни Васильева был совсем короткий. Но очень яркий! В 1865 году, в пятнадцать лет, он поступил в рисовальную школу при Императорском обществе поощрения художников в Санкт-Петербурге. А уже через три года благодаря своему таланту вошёл в круг лучших живописцев.
— Работами юного самородка восхищались Иван Шишкин, Николай Ге, Иван Крамской, Илья Репин!
— Репина, кстати, особенно впечатляло умение Васильева отражать метаморфозы неба — такие, как на картине «Грозовые облака». Илья Ефимович писал об этом в автобиографической книге «Далёкое близкое». Он там вспоминал творческое путешествие по Волге, которое они с Васильевым совершили в 1870 году.
— «Грозовые облака» именно в то время были написаны?
— Этот этюд художник начал в 1868 году, а закончил в 1871-ом.
— А где он работал над картиной, не помните?
— Скорее всего, в имении графа Павла Строганова в Харьковской губернии.
— О, граф был тонким ценителем искусства!
— И покровительствовал Васильеву. В 1871 году, когда художник серьёзно заболел, Павел Сергеевич предложил ему пожить в своей усадьбе. Надеялся, что на природе здоровье юноши поправится. Но, к сожалению...
— Надежды не сбылись. Всё-таки не зря я вижу в картине «Грозовые облака» приметы приближающейся беды.
— Хочется возразить, Маргарита Константиновна. Всякий человек смертен, но это не превращает искусство в непрестанный погребальный плач. Напротив, талантливое произведение, как правило, дарит надежду.
— И картина «Грозовые облака» тоже?
— Безусловно! Какой бы страшной ни казалась приближающаяся буря, она пройдёт. Федор Васильев призывает нас помнить об этом. Неспроста в его работе столько света. Гроза отгремит, оставив за собой свежесть и покой. Как там у Семёна Кирсанова? «На душе, как в синем небе после ливня чистота...»
Картину Фёдора Васильева «Грозовые облака» можно увидеть в Хабаровске, в Дальневосточном художественном музее
Все выпуски программы: Краски России
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О подлинной полноте

В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова о Христе: «Благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота».
О подлинной полноте — протоиерей Максим Горожанкин.
«Господь наш Иисус Христос, придя на землю, соединил в Себе божественное и человеческое естества». Почему это произошло и почему для нас это так важно? Христос стал человеком, во всём подобным нам, кроме греха. И человеческую природу, и человеческое естество Господь вознёс на Крест и совоскресил с Собою.
В православном богословии есть очень глубокий и важный термин — это обожение. И каждый человек, каждый христианин призван к обожению, то есть к тому, чтобы во всём быть подобным Богу.
Святитель Григорий Богослов прекрасно осмысливает данное явление в духовной жизни. Он пишет так: «Если ты будешь низко думать о себе, то я напомню тебе, что ты — созданный бог, ты — честная Христова часть, через Христовы страдания идущий в нетленную славу».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О жизни и творчестве Андрея Рябушкина

Сегодня 29 октября. В этот день в 1861 году родился русский художник Андрей Рябушкин.
О его жизни и творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
Будущий художник воспитывался в верующей семье. И он, что называется, с младых ногтей уже познакомился с церковной живописью. Он очень любил иконы, он любил рассматривать, как украшены стены храмов. Конечно, это отразилось в его будущих работах, когда он сам стал художником.
Путь его был непростым: рано осиротев, он не смог унаследовать мастерскую своего отца. Но случай помог ему всё-таки найти свой путь. Но мы-то понимаем, что случай не случайный бывает. Богу угодно, чтобы человек всё-таки реализовал себя. Земляк Андрея Рябушкина, тоже студент Московского училища живописи, ваяния, зодчества, Андрей Преображенский, повлиял на то, чтобы всё-таки таланты Рябушкина нашли свою реализацию.
Очень интересный факт такой, что по окончании Художественной академии выпускники имели стипендию на поездку за границу для того, чтобы познакомиться с мировыми классиками в Италии, например. Так вот, Рябушкин отказался от такой заграничной поездки, захотел поехать по России. Это очень показательно, что человек любит свою страну и хочет её, прежде всего, воспеть.
Он посетил Новгород, Псков, Владимир, Ростов, Ярославль. Он увлечён историей Отечества и увлечён изучением культурного наследия своих предков. Его всё интересовало: одежда, орнаменты на национальных костюмах, музыкальные инструменты, игрушки, расписные прялки. Всё это он потом отразит в своих знаменитых работах.
Вот по завершении путешествия Андрей Рябушкин написал целый ряд жанровых картин, посвящённых крестьянскому и мещанскому быту. В этот день, когда родился Андрей Рябушкин, будет здорово открыть каталог и познакомиться с его наследием.
Все выпуски программы Актуальная тема







