2 Кор., 169 зач., I, 12-20.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Честность и искренность — это те качества, которые мы ценим во всяком человеке. Тем более эти качества мы ожидаем увидеть в человеке верующем. Ведь Сам Иисус Христос прямо призывает Своих учеников в Евангелии: «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». Как же сделать так, чтобы и наше слово не расходилось с делом? Чтобы мы были прямодушны. Не юлили, не лукавили, не лицемерили, но были прозрачны в чистоте своих помыслов для окружающих людей, сохраняя при этом собственное достоинство, а также предусмотрительность и уважение к собеседнику. Ответ на этот вопрос можно получить, рассуждая над отрывком из 1-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас.
13 И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете,
14 так как вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа.
15 И в этой уверенности я намеревался прийти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать,
16 и через вас пройти в Македонию, из Македонии же опять прийти к вам; а вы проводили бы меня в Иудею.
17 Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил? Или, что́ я предпринимаю, по плоти предпринимаю, так что у меня то «да, да», то «нет, нет»?
18 Верен Бог, что слово наше к вам не было то «да», то «нет».
19 Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нем было «да»,
20 ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем "аминь", в славу Божию, через нас.
Отношения апостола Павла с христианами города Коринф не всегда было гладким. Несмотря на то, что именно он основал здесь первую общину, появились те, кто отказывался признавать его авторитет и влияние. Во время отсутствия апостола они всячески пытались опорочить его репутацию среди простых верующих. Из только что прозвучавшего отрывка мы узнаем, что одним из упреков, который они предъявляли Павлу, было обвинение в двоедушии. Дескать, на людях он говорит одно, а сам ведет какую-то скрытую игру. Просто преследует свои корыстные интересы, использует возвышенные чувства людей в своих целях.
Поэтому и уделяет апостол сегодня так много внимания теме прямодушия. Он уверяет своих адресатов, что все им сказанное и написанное было сделано в простоте сердца и богоугодной искренности. Ведь дела его известны всем. Выражение, которое на русский язык переведено как «богоугодная искренность», в греческом языке используется для характеристики предмета, способного при свете солнца беспрепятственно пропускать солнечные лучи. Так и Павел утверждает, что его слова и дела могут выдержать испытание светом истины. Нет в нём никакого двойного дна. Его да — это всегда да. А его нет — всегда нет. А потому проблема не в нём. Обыкновенно честности не хватает именно тому, кто во всём видит заговор. Кто разносит сплетни, плетет за спиной интриги. Такой человек сам себе наказание. Ведь он не может принять в простоте душевной Евангелие Христово. Оно не созвучно его внутренним настроениям. Он увидит подвох и в словах Самого Спасителя, не то, что Его учеников.
Важно понять, что искренность и прямодушие — это качества, которые не появляются автоматически просто в силу того, что человек принял Крещение, ходит на богослужения, молится, держит пост и участвует в церковных Таинствах. Это навык, который воспитывается, взращивается, формируется специальным духовным упражнением. Одно из таких упражнений известно Церкви с самых первый дней её существования. На языке христианской аскетики оно называется откровение помыслов.
Безусловно, мы не можем быть открыты всем в равной мере. Но должен быть хотя бы один человек на свете, перед которым у нас не было бы никаких секретов. Перед которым наше внутреннее состояние было бы как на ладони. Обыкновенно такого человека называют духовником. Хорошо, если это священник. Это желательно, но не обязательно. А потому им может быть тот, к кому у нас открыта душа, и кто подобно нам старается идти путём веры Христовой, применять к своей жизни написанное в Евангелии. Главное, чтобы такой человек был доступен мне в любое время и для обсуждения любого вопроса. Ведь я мастер водить самого себя за нос и объяснять происходящее вокруг и внутри меня так, как мне это выгодно. А выгодно мне всегда оправдывать себя и винить во всех своих проблемах обстоятельства и других людей. И мне нужен помощник, который выводил бы меня из моей головы на свет Божий. Чтобы я учился смотреть на себя со стороны. Чтобы мои слова не расходились с делами. Чтобы мое «да» было просто «да», а мое «нет» — просто «нет».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.