
Нина Юркова
В юности мне нравилось путешествовать автостопом. И не потому, что это самый бюджетный вид передвижения из точки А в точку Б, а из-за историй, которые непременно случаются с каждым, кто выходит на дорогу с вытянутой рукой.
История, которую я расскажу, случилась осенью. Мы с другом Женькой решили отпраздновать закрытие автостопного сезона поездкой из Москвы в Петербург, и закинув рюкзаки за спины, отправились на дорогу.
Начинать путь автостопом задумано было из Твери, куда мы добрались электричкой, попутно решая, какие места хотели бы посетить в культурной столице. Меня тянуло в Александро-Невскую Лавру, а мой друг, будучи нерелигиозным, выбирал места для интеллигентского досуга.
Оказавшись на трассе, мы не успели замёрзнуть, как рядом затормозила старенькая Лада. Дверь приветливо распахнулась, оттуда выглядывали работяги из одной южной республики. После недолгой заминки мы сели в машину, мёрзнуть на трассе в ожидании более подходящих попутчиков совсем не хотелось.
Как только мы оказались внутри, меня потянуло в сон, а Женька принялся болтать с водителем и его друзьями. Рабочие оказались из Воронежа, ехали в Великий Новгород помогать своему земляку. Когда прощались, оставили моему другу свой номер телефона со словами: будете в Воронеже, заезжайте на плов!
Мы, радостные, отправились дальше, сменили в пути несколько машин, и к утру уже были в Питере. Я решила написать сообщение близким, мол, добралась благополучно, не волнуйтесь.
Полезла в рюкзак за телефоном — а его нет. И в карманах нет. Нигде нет. Внутри все похолодело. Начала перебирать в уме попутчиков, вспоминать — вдруг могла забыть у кого-нибудь в машине телефон. Женька попутно обзванивал тех водителей, с кем успел обменяться номерами. Результат ожидаемо нулевой: никто ничего не находил.
Вдруг в голове мелькнула мысль: езжай в Лавру, помолись, попроси Господа о помощи. Сообщаю об этом другу, он смотрит на меня, как на безумную, но всё же едет со мной. Всю дорогу мы спорим о существовании Бога, я выслушиваю стандартный набор аргументов невоцерковленного человека. Под конец говорю: «Ну а чудеса, Жень! Ведь бывают ситуации и явления, которые иначе как чудом не назвать!» «Нет,» — отвечает — «Это всё твой мозг придумывает, потому что тебе хочется в это верить! А на самом деле чудо — это просто удачное стечение обстоятельств».
Мы заходим в монастырь, и попадаем на вечернюю службу. Все мои печали отходят на второй план, так внутри становится спокойно. Незаметно наблюдаю за другом: он присел на лавочку, и с любопытством и смущением смотрит по сторонам. Догадываюсь: он впервые на службе! Мысленно прошу: «Господи, вразуми Женьку! Пусть у вас произойдёт встреча, пусть он узнаёт Тебя!» Служба подходит к концу.
Мы направляемся к выходу, но путь нам преграждает бабушка-прислужница с ведром наперевес: «Милые, помогите с уборкой во славу Божию!» Я берусь мыть полы, и для друга моего находится какая-то работа.
Вожу шваброй по полу, а сама молюсь. Почему-то решила просить у Богородицы, говорю Ей как есть: «Помоги! Нет у меня возможности новый телефон купить! Да и за старый обидно, там столько ценных заметок, контактов, фотографий... Неужели всё пропадёт?!»
Уборка подходит к концу, мы с Женькой выходим на улицу. И не успеваем дойти до ворот Лавры, как у него звонит телефон! В трубке слышны голоса наших воронежских попутчиков: «Женя! Нашли мы твой телефон! Стали машину мыть, достаем коврик, а под ним телефон! На днях земляк в ваши края поедет, передаст вам его!»
Мой друг прощается, кладет трубку, поворачивается ко мне.
«Ну как, Жень,» - говорю — «Не бывает чудес?» Он молча улыбается, но по глазам вижу — всё понял.
С тех пор Женька проделал путь от атеиста до агностика. И стал иногда заходить в храм. А это — тоже чудо!
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов

Деян., 50 зач., XXVII, 1-44.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Евангелии есть истории про чудесный улов рыбы: это происходило тогда, когда апостолы действовали по указаниям Христа, при этом стоит помнить, что апостолы были профессиональными потомственными рыбаками, Христос же по Своему земному ремеслу никого отношения к рыбной ловле не имел, Он был плотником. Нечто подобное мы можем наблюдать и в первохристианскую эпоху: ученики Христовы, научаемые Богом, оказывались дальновиднее профессионалов. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит 27-я глава книги Деяний святых апостолов. Эта глава содержит рассказ о чудесном спасении апостола Павла и его спутников во время морской бури.
Глава 27.
1 Когда решено было плыть нам в Италию, то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, именем Юлию.
2 Мы взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть около Асийских мест. С нами был Аристарх, Македонянин из Фессалоники.
3 На другой день пристали к Сидону. Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием.
4 Отправившись оттуда, мы приплыли в Кипр, по причине противных ветров,
5 и, переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские.
6 Там сотник нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию, и посадил нас на него.
7 Медленно плавая многие дни и едва поровнявшись с Книдом, по причине неблагоприятного нам ветра, мы подплыли к Криту при Салмоне.
8 Пробравшись же с трудом мимо него, прибыли к одному месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея.
9 Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал,
10 говоря им: мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни.
11 Но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла.
12 А как пристань не была приспособлена к зимовке, то многие давали совет отправиться оттуда, чтобы, если можно, дойти до Финика, пристани Критской, лежащей против юго-западного и северо-западного ветра, и там перезимовать.
13 Подул южный ветер, и они, подумав, что уже получили желаемое, отправились, и поплыли поблизости Крита.
14 Но скоро поднялся против него ветер бурный, называемый эвроклидон.
15 Корабль схватило так, что он не мог противиться ветру, и мы носились, отдавшись волнам.
16 И, набежав на один островок, называемый Клавдой, мы едва могли удержать лодку.
17 Подняв ее, стали употреблять пособия и обвязывать корабль; боясь же, чтобы не сесть на мель, спустили парус и таким образом носились.
18 На другой день, по причине сильного обуревания, начали выбрасывать груз,
19 а на третий мы своими руками побросали с корабля вещи.
20 Но как многие дни не видно было ни солнца, ни звезд и продолжалась немалая буря, то наконец исчезала всякая надежда к нашему спасению.
21 И как долго не ели, то Павел, став посреди них, сказал: мужи! надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда.
22 Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль.
23 Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь
24 и сказал: «не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою».
25 Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано.
26 Нам должно быть выброшенными на какой-нибудь остров.
27 В четырнадцатую ночь, как мы носимы были в Адриатическом море, около полуночи корабельщики стали догадываться, что приближаются к какой-то земле,
28 и, вымерив глубину, нашли двадцать сажен; потом на небольшом расстоянии, вымерив опять, нашли пятнадцать сажен.
29 Опасаясь, чтобы не попасть на каменистые места, бросили с кормы четыре якоря, и ожидали дня.
30 Когда же корабельщики хотели бежать с корабля и спускали на море лодку, делая вид, будто хотят бросить якоря с носа,
31 Павел сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись.
32 Тогда воины отсекли веревки у лодки, и она упала.
33 Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего.
34 Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы.
35 Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть.
36 Тогда все ободрились и также приняли пищу.
37 Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ.
38 Насытившись же пищею, стали облегчать корабль, выкидывая пшеницу в море.
39 Когда настал день, земли не узнавали, а усмотрели только некоторый залив, имеющий отлогий берег, к которому и решились, если можно, пристать с кораблем.
40 И, подняв якоря, пошли по морю и, развязав рули и подняв малый парус по ветру, держали к берегу.
41 Попали на косу, и корабль сел на мель. Нос увяз и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн.
42 Воины согласились было умертвить узников, чтобы кто-нибудь, выплыв, не убежал.
43 Но сотник, желая спасти Павла, удержал их от сего намерения, и велел умеющим плавать первым броситься и выйти на землю,
44 прочим же спасаться кому на досках, а кому на чем-нибудь от корабля; и таким образом все спаслись на землю.
В этой довольно пространной истории мы видим то же, что и в Евангелии: человек, не являющийся специалистом, даёт советы профессионалам, и его советы оказываются верными, более того, они помогают спасти жизни людей. Апостол Павел, предостерегая против продолжения пути ничего не сказал об источнике своего знания, его слова звучали так: «Мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни» (Деян. 27:10). Однако мы понимаем, что видение Павла было прозрением от Бога, а потому и слова Павла — это не столько его собственные слова, сколько слова Того, Кто имеет власть над всем творением. Как мы только что услышали, моряки не поверили апостолу и продолжили путь. В конечном же итоге всё случилось так, как о том предвозвещал святой апостол.
Эта история может быть нам интересна вот по какой причине: Бог неизменен, значит, неизменна и Его способность открывать людям ту информацию, которую Он сочтёт нужным открыть. Однако воспринять эту информацию могут далеко не все, у большинства попросту нет необходимого навыка, ведь для такого уровня общения с Богом нужно, как минимум, научиться усердной нерассеянной молитве. Любой, кто стремится к такой молитве, знает, насколько непросто её обрести, обучению такой молитве можно посвятить всю жизнь.
Впрочем, не стоит забывать, что есть среди нас и те люди, которые умеют так молиться. Их совсем немного, о них мало кто знает, но они есть, и они способны поступать подобно апостолу Павлу — открывать людям то, что бывает известно лишь Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Бесплатная подготовка к ЕГЭ и поступлению в ВУЗы от фонда «Путёвка в жизнь»

Московский фонд «Путёвка в жизнь» бесплатно помогает школьникам из регионов подготовиться к экзаменам и поступить в ВУЗы на бюджет. Фонд поддерживает целеустремлённых ребят, которым нравится учиться, и чьи семьи не могут оплатить подготовку к ЕГЭ и вступительным экзаменам.
Наташа росла в маленьком селе в Курганской области. С детства она проявляла особое стремление к обучению, но возможностей для развития её способностей в местной школе не было. Поэтому семья приняла решение отправить Наташу учиться в лицей-интернат для одарённых детей. Там девушка увлеклась математикой, биологией и географией. В 2022 году в интернете Наташа узнала о благотворительной программе «Поддержи таланты», которая предлагала помощь в подготовке к экзаменам. Девушка прошла конкурсный отбор и приступила к занятиям. Фонд «Путёвка в жизнь» предоставил ей ноутбук и доступ к обучению в лучших онлайн-школах страны. Благодаря такой поддержке Наташа успешно окончила лицей и поступила на факультет геодезии в Уральский федеральный университет в Екатеринбурге.
На первом курсе она, как и все выпускники программы «Поддержи таланты», получала стипендию от Фонда. Сейчас Наташа перешла уже на 3-й курс. Она успешно совмещает учёбу с работой по специальности и даже копит деньги на курсы вождения.
Программа «Поддержи таланты» — это реальная помощь ребятам из сёл и малых городов, у которых есть способности и желание учиться, но не хватает для этого ресурсов. До 30 июня фонд «Путёвка в жизнь» принимает новые заявки на участие в программе от выпускников 9-х и 10-х классов. Узнайте больше обо всех возможностях на сайте фонда «Путёвка в жизнь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Общество и человек в романе «Евгений Онегин». Протоиерей Павел Карташев

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел о природе уныния и о влиянии общества на человека на примере образов романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни, творчеству и духовному пути А.С. Пушкина.
Первая беседа с экскурсоводом первой категории Государственного музея Александра Сергеевича Пушкина в Москве Анной Исаевой была посвящена детству и юности поэта; (эфир 02.06.2025)
Вторая беседа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена ссылкам А.С. Пушкина; (эфир 03.06.2025)
Третья беседа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена последним годам жизни А.С. Пушкина. (эфир 04.06.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер