
С недавнего времени я стала ходить на спортивную площадку и заниматься на тренажёрах. «Заниматься» — это громко сказано. Делать минимум упражнений. Я человек не очень спортивный, но с чего-то надо начинать.
Обычно эта площадка безлюдная. Но в тот день обнаружила, что заниматься буду не одна. Ближе к выходу в настольный теннис играли двое: крепкий мужчина и совсем молодой парень. Когда я выходила с площадки, смогла рассмотреть этого подтянутого атлетичного человека. Ничего себе! Он парню не уступал в игре, а по возрасту годился, наверное, в деды! Думаю, ему за 70 было!
— Надо же! В таком возрасте и в отличной форме! — подумала я. Как бы хотелось мне в 70 тоже быть подтянутой, спортивной, красивой... Дедушка наверняка серьезно тренируется каждый день. А я... По мелочи упражнения делаю и то не регулярно. Нужно срочно увеличивать нагрузку.
«Стоп!» — сказала я себе. Не спеши хватать штангу, которую способен поднять только тяжелоатлет. Сорвешься, покалечишься. И ведь было уже такое в жизни. Правда, тогда речь шла не о телесных мышцах, а о мышцах души, если так можно выразиться. Я взялась совершить подвиг не по разуму.
Ещё старшеклассницей я пришла в храм. Сразу попала на клирос. Ничего на тот момент толком не знала ни о молитве, ни о посте. Изо дня в день наблюдала за более опытными в духовных вопросах прихожанами и особенно за нашими певчими, которые уже много лет на клиросе. Видела, как они усердно молились, строго постились.
Я начала обезьянничать, подражая их усердию. Только вот не учла одну важную вещь: что пост и диета — не одно и тоже. Диета у меня уже была по рекомендации врачей, и диета строгая.
Однако, я твердо решила поститься. Максимально строго. И ничего лучшего не придумала, чем отказаться от еды совсем! А молитвы не прибавила ни на йоту. Утренние и вечерние правила с трудом прочитывала. Евангелия даже не открывала.
Эх, с батюшкой бы тогда хоть посоветовалась! Ведь нет же! Даже в голову не пришло!
Это был конец Рождественского поста. Самые долгие и ответственные службы, а я едва на ногах стою! То и дело сажусь на стул, благо, он был рядом. Регент наша уже, смотрю, всполошилась: «Ты хоть сегодня ела?» Я молчу! Я — упрямая! Во что бы то ни стало, хотела довести начатое до конца. Ещё немножко и пост закончится. Обидно же будет!
Чего я добилась в итоге? Три дня выдержала, в ночь на четвёртый день стало совсем плохо: тошнило, началась интоксикация. Я же еще и почти не пила почти в это время. Мама уговаривала: «Хватит издеваться над собой»! Я ни в какую! Однако, четвёртый день голодовки стал для меня последним — я уже и сама испугалась, как будто жизнь уходила... Как я выдержала Рождественскую службу, даже и не знаю! Наверное, чудом!
Я шла и думала: надо все делать постепенно, шаг за шагом, как сейчас иду домой после тренировки. Не бегу ведь, спокойно иду. Может, бег потом добавлю.
А еще, как в спорте нужен наставник — тренер, так и в духовной тренировке нужен наставник — духовник, чтобы не сорваться. Тем более начинающему! А я тогда самовольно подняла чужую «духовную штангу», которая мне совершенно была не по силам. Без совета, без разрешения! В этом отношении хорошо подойдут слова преподобного. Пимена Великого: «Воля наша есть медная стена между человеком и Богом».
Господи, благослови мое желание тренироваться, и физически, и духовно.
Автор: Лана Колосова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер