
С недавнего времени я стала ходить на спортивную площадку и заниматься на тренажёрах. «Заниматься» — это громко сказано. Делать минимум упражнений. Я человек не очень спортивный, но с чего-то надо начинать.
Обычно эта площадка безлюдная. Но в тот день обнаружила, что заниматься буду не одна. Ближе к выходу в настольный теннис играли двое: крепкий мужчина и совсем молодой парень. Когда я выходила с площадки, смогла рассмотреть этого подтянутого атлетичного человека. Ничего себе! Он парню не уступал в игре, а по возрасту годился, наверное, в деды! Думаю, ему за 70 было!
— Надо же! В таком возрасте и в отличной форме! — подумала я. Как бы хотелось мне в 70 тоже быть подтянутой, спортивной, красивой... Дедушка наверняка серьезно тренируется каждый день. А я... По мелочи упражнения делаю и то не регулярно. Нужно срочно увеличивать нагрузку.
«Стоп!» — сказала я себе. Не спеши хватать штангу, которую способен поднять только тяжелоатлет. Сорвешься, покалечишься. И ведь было уже такое в жизни. Правда, тогда речь шла не о телесных мышцах, а о мышцах души, если так можно выразиться. Я взялась совершить подвиг не по разуму.
Ещё старшеклассницей я пришла в храм. Сразу попала на клирос. Ничего на тот момент толком не знала ни о молитве, ни о посте. Изо дня в день наблюдала за более опытными в духовных вопросах прихожанами и особенно за нашими певчими, которые уже много лет на клиросе. Видела, как они усердно молились, строго постились.
Я начала обезьянничать, подражая их усердию. Только вот не учла одну важную вещь: что пост и диета — не одно и тоже. Диета у меня уже была по рекомендации врачей, и диета строгая.
Однако, я твердо решила поститься. Максимально строго. И ничего лучшего не придумала, чем отказаться от еды совсем! А молитвы не прибавила ни на йоту. Утренние и вечерние правила с трудом прочитывала. Евангелия даже не открывала.
Эх, с батюшкой бы тогда хоть посоветовалась! Ведь нет же! Даже в голову не пришло!
Это был конец Рождественского поста. Самые долгие и ответственные службы, а я едва на ногах стою! То и дело сажусь на стул, благо, он был рядом. Регент наша уже, смотрю, всполошилась: «Ты хоть сегодня ела?» Я молчу! Я — упрямая! Во что бы то ни стало, хотела довести начатое до конца. Ещё немножко и пост закончится. Обидно же будет!
Чего я добилась в итоге? Три дня выдержала, в ночь на четвёртый день стало совсем плохо: тошнило, началась интоксикация. Я же еще и почти не пила почти в это время. Мама уговаривала: «Хватит издеваться над собой»! Я ни в какую! Однако, четвёртый день голодовки стал для меня последним — я уже и сама испугалась, как будто жизнь уходила... Как я выдержала Рождественскую службу, даже и не знаю! Наверное, чудом!
Я шла и думала: надо все делать постепенно, шаг за шагом, как сейчас иду домой после тренировки. Не бегу ведь, спокойно иду. Может, бег потом добавлю.
А еще, как в спорте нужен наставник — тренер, так и в духовной тренировке нужен наставник — духовник, чтобы не сорваться. Тем более начинающему! А я тогда самовольно подняла чужую «духовную штангу», которая мне совершенно была не по силам. Без совета, без разрешения! В этом отношении хорошо подойдут слова преподобного. Пимена Великого: «Воля наша есть медная стена между человеком и Богом».
Господи, благослови мое желание тренироваться, и физически, и духовно.
Автор: Лана Колосова
Все выпуски программы Частное мнение
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.