
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 159 зач., XV, 12-19.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианство — религия, которая утверждает, что человек умирает телесно лишь на время. Что каждый из нас воскреснет и будет жить новой жизнью. Что является основой этой веры и как убедиться в этом лично? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 15 главы 1 послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 15.
12 Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?
13 Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;
14 а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
15 Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают;
16 ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.
18 Поэтому и умершие во Христе погибли.
19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
«Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению. Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:4-5,10). Эти строки из книги Екклесиаста прекрасно иллюстрируют то отношение к смерти, которое было широко распространено в ветхозаветные времена. Человек рождается, умирает и сходит в Шеол, темное место забвения. Это судьба и праведников, и грешников. Не случайно Ветхий Завет предпочитает молчать о загробной участи человека.
Эти настроения были так сильны, что во времена пришествия Христа среди иудеев были те, кто вообще отрицал жизнь души после смерти, а вместе с ней и ее бессмертие. Само собой, такие люди не верили и в воскресение тела. Яркий пример — партия саддукеев. Эти же представления разделяли и некоторые христиане из Коринфа. Вот к ним и обращены слова апостола Павла, которые мы только что услышали.
Павел настаивает на реальности телесного воскресения. И его главный аргумент — это воскресение Иисуса Христа. Если Господь умер человеческой смертью, провел в гробе три дня и потом восстал от мертвых, значит и мы воскреснем. Его воскресение залог нашего. Ведь все мы идем по стопам Своего Учителя. Он первопроходец. И обратная цепочка мысли: если мы называем себя христианами, но отрицаем возможность воскресения человека, это означает, что мы не верим в воскресение Спасителя. А потому и наша вера во Христа, как Сына Божия, теряет всякий смысл. Ведь именно факт победы над смертью — суть всего христианского учения.
Когда и как случится это воскресение тела? Павел, а за ним и вся христианская традиция говорят о Втором Пришествии Спасителя. Тогда тела всех уме́рших будут восстановлены. С одной стороны, это будут тела, которые принадлежали именно нам в нашей жизни. С другой, они будут иными. Они будут нетленными. То есть, подобны преображенному телу воскресшего Иисуса Христа. Вера в это грядущее таинственное событие — одна из вероучительных истин Православия.
И здесь важно сказать, что апостол Павел защищал истину воскресения тела не только потому, что буквально верил в факт воскресения Христа. Само собой, он принимал этот факт. Но также его вера имеет в своей основе опыт воскресения собственной души. Павел пережил фантастическую духовную трансформацию. Из жестокого гонителя христиан он стал ревностным проповедником Евангелия. Изменения были настолько радикальны, что их можно сравнить лишь со смертью старого и рождению нового. Павел буквально стал другим человеком. Вот этот личный опыт преображения сердца и делал для апостола Павла факт телесного воскресения Христа явным и очевидным. Будто бы он видел произошедшее своими глазами. Этот опыт давал уверенность в том, что и тела людей воскреснут. Ведь если есть сила, которая способная менять человеческое сердце, то есть, творить чудеса духовного порядка, то ей не составит никакого труда осуществить манипуляции с материей.
Подлинное чудо — это преображение человека. Когда вчерашний злодей становится кротким и незлобивым агнцем Божиим. А потому если хотим убедиться в истине телесного воскресения, займемся своей душой. Пону́дим себя пройти тот путь исполнения Евангельских заповедей, которым нас призывает идти Христос. И тогда вопросы отпадут сами собой. Ведь реальность Пасхи станет постоянным содержанием не только нашего ума и нашего сердца, но и самого нашего тела.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Ольге восстановиться после аварии

Ольга Максименко из небольшого города в Луганской области. Это женщина с удивительной силой духа. Три года она стремится вернуться к полноценной жизни. Ольгу сбил грузовик. За плечами у неё несколько операций, успехи в восстановлении и провалы. Два раза ей приходилось заново учиться ходить. А через год после травмы она потеряла мужа, он погиб. Но несмотря на все потрясения, женщина продолжает бороться за жизнь. Рядом с ней её близкие – мама и взрослая дочь, друзья и бывшие коллеги, которые регулярно навещают и подбадривают Ольгу.
Больше 30 лет она трудилась в Центре занятости, проявляя искреннее участие к людям. За это многие её полюбили. «Маму все знают как жизнерадостного и светлого человека, она всегда была готова прийти на помощь другим, как словом, так и делом», — делится её дочь Мария.
За три года восстановления, благодаря поддержке близких, Ольга побывала на многочисленных реабилитациях. Она встала на ноги, начала заниматься плаванием и готовить простые блюда. Но после очередной операции, женщина сильно ослабла. И сейчас с трудом передвигается по квартире, неважно ориентируется в пространстве и плохо говорит.
«Маме важно обрести уверенность в своих силах: в общении, в самостоятельном выборе и уходе за собой», — отмечает Мария. Для этого необходима реабилитация, в которую входят ежедневные занятия со специалистами. Однако оплатить дорогостоящий курс семья уже не в состоянии. Все сбережения ушли на длительное лечение.
Сегодня у нас есть возможность поддержать Ольгу Максименко из Луганской области и помочь ей отправиться в медицинский центр, который находится в Подмосковье. Сделать это можно на сайте фонда «Мои друзья», оставив любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Не мой святой»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Марина Борисова, Константин Мацан, а также наш гость — игумен Введенской Макарьевской Жабынской пустыни в Тульской области иеромонах Назарий (Рыпин) — поделились cвоими воспоминаниями о том, как для человека какой-то святой был не близок и, возможно, даже как-то отрицательно воспринимался. Но в определенный момент именно через него пришла помощь или поддержка.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова, Алексей Пичугин.
Все выпуски программы Светлые истории
Челябинск. Путешествие по городу

Фото: Alexey Fedenkov / Unsplash
Челябинск стоит на границе Европы и Азии, у подножия Уральских гор, на правом берегу реки Миасс. Город был основан в 1736 году как крепость для обороны юго-восточных рубежей Российской империи от набегов воинственных кочевников. Первыми жителями укрепления стали казаки под командованием полковника Алексея Тевкелева. Военные построили здесь церковь — сначала деревянную, а в 1748 году — каменную, в честь праздника Рождества Христова. Под сводами храма молились не только местные жители, но и проезжие купцы. Они водили через Челябинск свои караваны, доставляя в Россию из Средней Азии шелка, ковры, специи, драгоценные металлы и прочие товары. Этот факт отразился на гербе, присвоенном городу в 1796-ом. Геральдическим символом стал навьюченный товарами верблюд на фоне крепостной стены. Ещё большее торговое значение Челябинск получил, когда вьючных животных сменила железная дорога. В конце девятнадцатого века она соединила город с Самарой, Екатеринбургом и Тюменью. Челябинск занял ведущие позиции в империи по торговле зерном и чаем. Многие купцы в то время увеличили своё состояние. В благодарность Богу они возводили храмы. В начале двадцатого столетия в городе действовало восемнадцать церквей. После революции 1917 года богослужения совершались лишь в двух из них. В конце двадцатого века духовная жизнь в Челябинске возродилась. Сегодня здесь двадцать два действующих храма. В 2012 году город стал центром православной митрополии.
Радио ВЕРА в Челябинске можно слушать на частоте 88,4 FM