1 Кор., 128 зач., III, 9-17.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одно из ожиданий, которым живёт христианство на протяжении уже двух тысяч лет — это Второе Пришествие Христово. Что же будет с человеком во время этого загадочного события? К чему необходимо готовиться? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 3-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
9 Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.
10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.
11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,
13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.
16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.
В отрывке, который только что прозвучал, апостол Павел обращается к христианам города Коринф. Община здесь была молодая. Только недавно апостол заложил фундамент церковной жизни в этом городе. И теперь каждый верующий в той или иной степени продолжает это дело строительства. Каждый своими действиями возводит несущие конструкции будущей общности. Об этом апостол Павел и призывает коринфян задуматься. Какой именно материал они используют? То есть какими идеями они руководствуются? Какие поступки совершают? Какие слова произносят? Какие чувства и эмоции культивируют? Какую модель общения друг с другом выбирают? Всё это станет той формой церковной жизни, которой будут следовать последующие поколения.
Эта метафора строительства помогает апостолу проиллюстрировать важную мысль. Если вдруг окажется, что кто-то решил сэкономить на материале, вместо прочных, качественных кирпичей и драгоценных украшений использовал подделку из дерева, сена или соломы, тяжёлые времена быстро выявят брак. Муляж не пройдёт испытание огнём. Сгорит, как труха. Сам-то горе-строитель, хоть и потеряет репутацию и доверие товарищей, останется цел. Хуже то, что будет нанесён ущерб всему предприятию. И каждый член Церкви испытает на себе его последствия. Речь не только о внутренних нестроениях и пертурбациях. Весь коллектив станет посмешищем для внешних.
Согласитесь, образ весьма красочный и актуальный на все времена. Ведь Церковь всегда состояла и будет состоять из людей. А люди приходят из мира, ценности которого хорошо известны. Как говорит о них апостол Иоанн Богослов: «похоть очей, похоть плоти и гордость житейская». Или как кто-то переложил это библейское изречение на современный лад: деньги, собственность, престиж. Вот к чему сознательно или же неосознанно тянется наша греховная натура. Когда мы приходим в Церковь, эти амбиции в той или иной степени продолжают управлять нами. И порой, думая, что мои руки строят здание веры, я на самом деле продолжаю возводить постройку из дерева, сена и соломы. Как в личной жизни, так и в общественной, прикрываясь формами религиозного благочестия, я продолжаю гоняться за теми призраками, за которыми гонялся вне церковной ограды. И вот тогда вопрос: устоит ли моя версия христианства, когда придёт время испытания огнём? Когда настанет день суда Божия, не окажется ли, что я обманывал себя и окружающих? Что я полностью из этой трухи и шелухи? И хотя апостол говорит, что мы все спасёмся из огненного испытания, не окажется ли, что в этом огне я весь прогорю до сердцевины? Что и рад бы Господь что-то спасти, да спасать то особо и нечего?
Традиция веры указывает нам, как с корнем вырвать эти корыстные и эгоистичные установки из своего сердца. Участие в таинствах Церкви, непрестанный поиск воли Божией, исполнение на ежедневной основе Евангельских заповедей — вот то, что помогает нам не просто стать порядочными людьми, но в первую очередь обрести и сформировать в своём сердце себя настоящего. Себя такого, каким я и должен быть по замыслу Творца. Нащупать тот стержень, который не только устоит в огне земных трудностей, но и выдержит самое последнее и главное испытание — встречу с Богом лицом к лицу и опаляющий свет Его Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.