1 Кор., 155 зач., XIV, 6-19.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Что такое молитва и должен ли человек понимать то, о чём молится? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 14-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам. Давайте его послушаем.
Глава 14.
6 Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?
7 И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях?
8 И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?
9 Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.
10 Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.
11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.
12 Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.
13 А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.
14 Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.
15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.
16 Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что́ ты говоришь.
17 Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.
18 Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками;
19 но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.
Как-то от одного друга я услышал историю, которая произошла с его матерью. Она заболела и решила полечиться у какого-то восточного знахаря, который давал ей лекарства, созданные на основе тибетских трав. На определённом этапе этого лечения он сказал ей, что к приёму таблеток необходимо присоединить чтение мантр. Человеком она была нецерковным, но в то же время верующим, поэтому от мантр она отказалась, сказав, что это противоречит её вере, так как Бог один и молиться можно только ему. Ответ целителя очень её удивил. Он сказал, что мантры — это не молитвы и действуют автоматически, так что веры не требуется. Читай, да и всё. Этот ответ прекрасно демонстрирует разницу между молитвой и магией, к которой маму моего друга пытались приобщить. Конечно, могло быть сказано много слов о целительных вибрациях звуков и чего-то другого в этом роде, но наукой ничего подобного не доказано. И чтение мантр считается шарлатанством, а с точки зрения религиоведения, это самый обычный магизм.
Суть христианской молитвы в том, что она всегда и во всех своих формах является диалогом с живой личностью. Да, верующие зачастую не слышат ответа непосредственно, хотя нередко видят его в событиях или словах других людей. Но так или иначе они не просто читают нечто успокаивающее, не вызывают вибрации, которые якобы действуют автоматически, не произносят непонятных слов, просто, чтобы произнести, они общаются.
Общение, конечно, может быть разным. Очевидно, что Бог, как и святые, просвещённые Духом Святым, понимают любой язык, на каком бы ни молился человек. Более того, сердечное обращение к Богу может не ограничиваться словами... И всё же, с точки зрения апостола Павла, если человек говорит слова, он должен их понимать, пусть в силу самых разных причин и не во всей полноте. Но так или иначе без стремления выразить ясный смысл молитва перестаёт выполнять своё предназначение, о котором сегодня пишет апостол, она перестаёт назидать, то есть учить и помогать правильному внутреннему устроению и праведной жизни. По словам апостола, в молитве важен не только эмоциональный настрой, но и плод, который мы приобретаем умом. Именно поэтому апостол пишет «Стану молиться духом, стану молиться и умом», чтобы не только самому духовно устремляться к Богу, но утверждаться в вере и праведной жизни, а также утверждать других.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Аркадий Пластов. «Рим. Аппиева дорога»
— Дядя Андрей, ты же говорил, что мы пойдём в Ульяновский художественный музей. А привел меня в тот, что посвящён художнику Аркадию Пластову.
— Это филиал художественного, Паша. Очень важная, значительная его часть. В отдельном здании творческое наследие Аркадия Александровича Пластова разместили не так давно, в 2010 году.
— Это местный живописец?
— Художник, действительно, родился в Ульяновской области, в селе Прислониха. Но масштаб его таланта гораздо значительней определения «местный». И география творчества весьма обширна. Вот, например, перед нами картина «Рим. Аппиева дорога».
— Какой интересный пейзаж! Кипарисы, сосны, горы на горизонте. Какие-то древние развалины, разрушенные античные статуи. Ослик на обочине мощёной камнем дороги. А почему она называется Аппиевой?
— Потому что её построил древнеримский консул Аппий Клавдий Цек. Это произошло в четвёртом веке до Рождества Христова. Дорога соединила Рим с южным портом Бриндизи, откуда римские корабли отправлялись в Грецию и Египет. Как видно на картине Аркадия Пластова, древняя трасса сохранилась до наших дней.
— А когда художник создал своё полотно?
— В 1957 году. Он тогда побывал в Италии как участник международной художественной выставки.
— Но ведь это было так давно! Может быть, сейчас уже всё по-другому!
— С пятидесятых мало что изменилось. Можно в этом убедиться, посмотрев последние фотографии Аппиевой дороги в интернете.
— И ослики вот так же возят тележки, как на полотне Аркадия Пластова?
— На этюдах, которые художник делал с натуры, не было повозки. Он привнёс эту деталь в картину позднее. Видимо, хотел сделать пейзаж живым и придать ему исторический оттенок. Это отсылка к прошлому.
— К тем временам, когда Аппиеву дорогу только что построили?
— Скорее, к тем векам, когда древняя мостовая стала местом паломничества.
— Паломничества?
— Да. На Аппиевой дороге принял мученическую смерть святой Севастиан. Также она связана с именем апостола Петра. По преданию, ученик Христа уходил здесь из Рима от преследователей и встретил Спасителя. «Куда Ты идёшь, Господи?» — спросил апостол. «Туда, где меня снова распнут», — услышал в ответ.
— И что же Пётр?
— Устыдился, что хотел избежать страданий за имя Христово. Повернул назад в Рим, где вскоре был распят. Позднее вопрос Петра «Куда идёшь?» — на церковнославянском «Камо грядеши?» — стал образным выражением, призывом задуматься — так ли ты живёшь, как заповедовал Спаситель? Думаю, эти слова вспоминал и Аркадий Пластов, когда писал свой пейзаж.
— Художник был христианином?
— Без сомнений. Аркадий Александрович из династии иконописцев. Годы учебы в духовной семинарии укрепили его веру. Даже в то время, когда на православных были гонения, художник посещал церковь, участвовал в богослужениях.
— Наверное, это было непросто.
— Жить в напряжении, в состоянии постоянного нравственного выбора всегда нелегко. И картина Аркадия Пластова «Рим. Аппиева дорога» напоминает об этом. Она символизирует человеческий земной путь под испытующим взглядом Создателя.
Картину Аркадия Пластова «Рим. Аппиева дорога» можно увидеть в Ульяновском областном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
26 ноября. О счастье
В воскресенье, 24 ноября, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвященном храме святителя Николая Мирликийского в районе Бирюлево в Москве.
В своём пастырском слове по завершении богослужения Святейший патриарх говорил о подлинном человеческом счастье.
26 ноября. О жертве Иисуса Христа
В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец».
О жертве Христовой, — протоиерей Георгий Завершинский.