
Фото: PxHere
На расстоянии чуть более 70-ти километров от Москвы по Ярославской дороге находится одна из главных святынь Русской Православной Церкви — Троице-Сергиева Лавра. В Троицком соборе монастыря в серебряной раке покоятся мощи основателя обители — Сергия Радонежского. Со всех концов света приезжают туда паломники, поклониться преподобному и попросить его святых молитв. Ежедневно у мощей святого братья монастыря или певчие исполняют посвящённый Сергию Радонежскому акафист — благодарственное песнопение, состоящее из двенадцати песен с припевами. Слово «акафист» переводится с греческого языка «неседальная песнь». То есть «песнь, которую поют, не садясь, стоя». Мне бы хотелось рассказать о первой песне акафиста, которую довольно часто можно услышать в храмах как отдельное песнопение, например, в дни памяти преподобного Сергия. Давайте попробуем разобраться, о чём эта молитва, и послушаем её отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Начинается хвалебная песнь так: «Избранный Царём Господом Иисусом, данный России воевода и чудотворец предивный, Преподобный отче Сергий! Мы, прославляющие Господа, благодарственное пение воспеваем тебе». По-церковнославянски это звучит так: «Возбра́нный от Царя́ си́л, Го́спода Иису́са, да́нный Росси́и воево́до и чудотво́рче преди́вный, преподо́бне о́тче Се́ргие! Прославля́юще мы́ просла́вльшаго тя́ сла́вы Го́спода, благода́рственное пе́ние воспева́ем ти́».
Давайте послушаем первую часть песнопения.
Второй фрагмент песнопения звучит так: «Ибо молитвами твоими от нашествия иноплеменников и скорбных обстоятельств нас навсегда избавляя, и так как имеешь дерзновение ко Господу, от всяких нас бед освободи, да зовём тебя: Радуйся, Сергий, скорый помощник и преславный чудотворец». Церковнославянский текст второй части песнопения такой: «Ибо моли́твами твои́ми от наше́ствия иноплеме́нник и ско́рбных обстоя́ний на́с при́сно избавля́еши, я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду, от вся́ких на́с бе́д свободи́, да зове́м ти́: Ра́дуйся, Се́ргие, ско́рый помо́щниче и пресла́вный чудотво́рче».
Послушаем вторую часть песнопения.
В тексте песнопения преподобный Сергий назван «Богом данным России воеводой». Почему воеводой? — задумалась я однажды. Как смиренный монах, человек кроткого и тихого нрава (как его описывают в летописях) стал одной из самых влиятельных исторических фигур на заре создания русского государства и, как сказано в песнопении, истинным воеводой России? Философ и богослов Павел Флоренский в своих трудах называл преподобного ангелом-хранителем России. Он писал: «Нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука — все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному. В лице его русский народ сознал себя; своё культурно-историческое место, свою культурную задачу и... получил историческое право на самостоятельность».
Мне повезло жить недалеко от Троице-Сергиевой лавры. Однажды, находясь у святых мощей преподобного, я подумала о том, что вот здесь, в серебряной раке, находятся нетленные мощи человека, который жил за 7 веков до нас, во времена татаро-монгольского нашествия. Человек, который мудростью и молитвой помог собрать разрозненные русские княжества в единую силу, объединить, сплотить, собрать наших предков и заложить в нас крепкую православную нравственную основу.
Давайте вместе послушаем песнопение «Возбранный от Царя сил» полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Собор Рождества Христова. Хабаровск
Во второй половине девятнадцатого века южная часть Дальнего Востока по договору с Китаем стала принадлежать России. Началось активное освоение присоединённых земель и появились новые селения. Одним из них стала Хабаровка в месте слияния рек Амур и Уссури. Первыми её жителями были военные. Вслед за ними на Дальний Восток по призыву правительства потянулись гражданские переселенцы. По суше и морю сюда добирались энтузиасты из Курска, Казани, Нижнего Новгорода, Киева, Одессы и других городов Российской империи.
Хабаровка росла. В 1880 году она получила статус города, а спустя еще несколько лет новое имя — Хабаровск. Развитию города поспособствовало строительство Уссурийской железной дороги, соединившей Хабаровск с Владивостоком. Это был первый участок Транссибирской железнодорожной магистрали, или, иначе, Великого сибирского пути.
Одной из целей грандиозного проекта стало духовное просвещение жителей Дальнего Востока. Для этого царь Николай Второй в 1894 году учредил специальный фонд и назвал его именем отца — императора Александра Третьего. На средства фонда в конце девятнадцатого, начале двадцатого века на протяжении Транссибирской магистрали строились особые церкви-школы. В них совершались богослужения и могли получить начальное образование дети и взрослые.
Одним из таких храмов стала церковь Рождества Христова в Хабаровске. Она была построена при железнодорожной станции и освящена в мае 1901 года. В народе церквушку прозвали «вокзальной». В ней молились жители близлежащих улиц, солдаты и офицеры расположенных неподалёку воинских частей, а также служащие железной дороги.
Размеренную жизнь прихода нарушили политические нестроения. В 1917 году к власти в России пришли безбожники. В 1937-ом Христорождественскую церковь закрыли, как и все остальные в Хабаровске. Однако в 1945-ом горожанам удалось получить разрешение на возобновление богослужений в храме Рождества Христова. Маленькая вокзальная церковь оказалась единственной действующей в городе и стала считаться собором — главным храмом Хабаровской и Владивостокской епархии.
Прихожане открыли здесь свечное производство, организовали изготовление нательных крестиков, продажу лампадного масла и благовоний. Доходы позволили расширить трапезную часть храма и пристроить к ней придел во имя святителя Иннокентия Иркутского. Центральную алтарную перегородку украсил резной деревянный иконостас. На протяжении десятилетий собор Рождества Христова оставался для жителей Хабаровска ковчегом веры. Он и сегодня горячо любим горожанами.
Все выпуски программы ПроСтранствия
18 ноября. О любви

В 3-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам».
О любви — протоиерей Константин Харитонов.
Любовь требует труда, любовь должна так или иначе возрастать, совершенствоваться. Для этого нужен труд, молитвы, для этого нужно определённое укрепление себя в любви. Поэтому мы должны укрепляться, преисполняться этой любви, призывать на помощь святых апостолов, призывать на помощь святых угодников Божиих, призывать на помощь своих братьев и сестёр и стараться делать дела любви, чтобы любовь в нас всё более и более укреплялась.
Даже, можно так сказать, не обращая внимания на своё внутреннее настроение, потому что часто оно нас подводит в отношении того, чтобы правильно любить своих близких. И когда человек наполнится этой любовью, он должен её и далее передавать своим детям, своим близким, потому что любовь, она не может быть зациклена сама на себе, она всегда жертвует собой ближнему человеку.
А всё остальное, мы уже знаем, как называется, — это эгоизм, который погубляет человека. Поэтому совершенствоваться нужно в любви и раздавать её, эту любовь, друг другу.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 ноября. О грехе детоубийства
Сегодня 18 ноября. В этот день в 1920 году Постановлением с лицемерным названием «Об охране здоровья женщины» в Советском Союзе были легализованы аборты.
О грехе детоубийства — протоиерей Андрей Ефанов.
Печальный пример Спарты, казалось бы, должен был научить нас беречь своё потомство. Но нет, 105 лет назад мы приняли роковое решение и на государственном уровне легализовали детоубийства, стыдливо закамуфлировав эти преступления против жизни детей и против своего народа иностранным словом «аборт».
С тех пор при поддержке государства, при самых скромных подсчётах, было убито во чреве матери больше 200 миллионов младенцев. Это больше, чем всё население нашей страны.
Возникает закономерный вопрос: доколе? До каких пор мы будем истреблять свой собственный народ? Когда прекратится это бесчеловечное уничтожение неповинных детей?
Неужели мы хотим переполнить чашу Божиего долготерпения и испить чашу Божиего гнева?
Все выпуски программы Актуальная тема







