
В Библии вода — символ премудрости Божьей, источник жизни и благодати. Многие сюжеты из Нового Завета не случайно, так или иначе, связаны с водой.
Сегодня мы говорим о мученице Фотине и стихотворении Ольги Чюминой «Христос и самарянка».
Место действия — город Сихарь в Самарии (на территории современного Израиля).
Время действия — I век по Рождестве Христовом.
В Евангелии от Иоанна есть такой эпизод: однажды Иисус с учениками шёл в Галилею через Самарию, они остановились возле колодца. Ученики отлучились в город за едой. Уставшему после долгого пути Иисусу захотелось пить, но Ему нечем было почерпнуть из колодца воду.
К колодцу с водоносом, как называют на востоке сосуды для воды, подошла женщина-самарянка.
Впрочем, давайте послушаем, как звучит эта сцена в стихотворении Ольги Чюминой «Христос и самарянка».
У колодца сидел, отдыхая, Христос;
Он почувствовал жажды истому.
И, рукою держа на плече водонос,
Самарянка пришла к водоёму.
И напиться просил Человеческий Сын.
Отвечала она в изумленьи:
«У меня ли ты просишь воды, господин?
Иль не ведаешь Ты: иудей ни один
Не входил ещё с нами в общенье?»
Жители Самарии, как и евреи, тоже верили в единого Бога, Творца неба и земли, но обычаи и обряды у них были разными. Из-за этого евреи не хотели общаться с самарянами.
Потому-то самарянка и удивилась, когда путник, который судя по его одежде, был иудеем, не только с ней заговорил, но и попросил напиться воды из её кувшина.
Ответ Иисуса привёл её в ещё большее изумление.
Иисус же сказал самарянской жене:
«Если б ведала, Кто пред тобою —
За водою живой ты пошла бы ко Мне,
За иной животворной водою».
Многие христианские богословы дают свои ответы на вопрос, что имел в виду Христос, говоря о живой воде? Животворные воды крещения? Благодать Святого Духа?
В одном все сходятся: Иисус открыл самарянке, что Он пришёл в этот мир, чтобы давать, а не просить. Не Он, а она должна обратиться к Нему с просьбой о воде, но только о другой воде — духовной, живой, вечной.
Но простая женщина не поняла слов Иисуса о духовной жажде, подумав, что путник обещает дать ей такую воду, которая никогда в колодце не иссякнет, и сильно удивляется.
Но её, Господин, ты достать бы не мог,
При себе не имея сосуда,
И вода далеко, и колодец глубок —
Как её почерпнёшь ты оттуда?
Дальнейший разговор убедил самарянку, что перед ней — некто больший, чем патриарх. Она спрашивает Иисуса: уж не пророк ли он? А потом припоминает: кто-то говорил, что должен явиться Мессия, Спаситель.
«Это Я, Который говорю с тобою», — ответил ей Иисус. Согласно Евангелию от Иоанна, Христос впервые открыл своё предназначение на земле простой, грешной женщине, к тому же — иноземке. Через неё миру было возвещено, что перед Господом равны все народы, ибо мы все Его творение.
В православной традиции женщину, которую Иисус встретил у колодца, звали Фотиной или Светланой. Она стала христианкой и во время гонений императора Нерона в 66 году от Рождества Христова приняла мученическую смерть в Риме.
Каждый год 2 апреля по новому стилю Православная церковь отмечает день памяти святой мученицы Фотины — женщины, которой Христос поведал тайну вечной жизни.
Всё греховное смоет живая волна,
Все с собой унесёт быстротечно:
Новой жизни источником станет она —
Жизни вечной.
Все выпуски программы Прообразы
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема