В Библии вода — символ премудрости Божьей, источник жизни и благодати. Многие сюжеты из Нового Завета не случайно, так или иначе, связаны с водой.
Сегодня мы говорим о мученице Фотине и стихотворении Ольги Чюминой «Христос и самарянка».
Место действия — город Сихарь в Самарии (на территории современного Израиля).
Время действия — I век по Рождестве Христовом.
В Евангелии от Иоанна есть такой эпизод: однажды Иисус с учениками шёл в Галилею через Самарию, они остановились возле колодца. Ученики отлучились в город за едой. Уставшему после долгого пути Иисусу захотелось пить, но Ему нечем было почерпнуть из колодца воду.
К колодцу с водоносом, как называют на востоке сосуды для воды, подошла женщина-самарянка.
Впрочем, давайте послушаем, как звучит эта сцена в стихотворении Ольги Чюминой «Христос и самарянка».
У колодца сидел, отдыхая, Христос;
Он почувствовал жажды истому.
И, рукою держа на плече водонос,
Самарянка пришла к водоёму.
И напиться просил Человеческий Сын.
Отвечала она в изумленьи:
«У меня ли ты просишь воды, господин?
Иль не ведаешь Ты: иудей ни один
Не входил ещё с нами в общенье?»
Жители Самарии, как и евреи, тоже верили в единого Бога, Творца неба и земли, но обычаи и обряды у них были разными. Из-за этого евреи не хотели общаться с самарянами.
Потому-то самарянка и удивилась, когда путник, который судя по его одежде, был иудеем, не только с ней заговорил, но и попросил напиться воды из её кувшина.
Ответ Иисуса привёл её в ещё большее изумление.
Иисус же сказал самарянской жене:
«Если б ведала, Кто пред тобою —
За водою живой ты пошла бы ко Мне,
За иной животворной водою».
Многие христианские богословы дают свои ответы на вопрос, что имел в виду Христос, говоря о живой воде? Животворные воды крещения? Благодать Святого Духа?
В одном все сходятся: Иисус открыл самарянке, что Он пришёл в этот мир, чтобы давать, а не просить. Не Он, а она должна обратиться к Нему с просьбой о воде, но только о другой воде — духовной, живой, вечной.
Но простая женщина не поняла слов Иисуса о духовной жажде, подумав, что путник обещает дать ей такую воду, которая никогда в колодце не иссякнет, и сильно удивляется.
Но её, Господин, ты достать бы не мог,
При себе не имея сосуда,
И вода далеко, и колодец глубок —
Как её почерпнёшь ты оттуда?
Дальнейший разговор убедил самарянку, что перед ней — некто больший, чем патриарх. Она спрашивает Иисуса: уж не пророк ли он? А потом припоминает: кто-то говорил, что должен явиться Мессия, Спаситель.
«Это Я, Который говорю с тобою», — ответил ей Иисус. Согласно Евангелию от Иоанна, Христос впервые открыл своё предназначение на земле простой, грешной женщине, к тому же — иноземке. Через неё миру было возвещено, что перед Господом равны все народы, ибо мы все Его творение.
В православной традиции женщину, которую Иисус встретил у колодца, звали Фотиной или Светланой. Она стала христианкой и во время гонений императора Нерона в 66 году от Рождества Христова приняла мученическую смерть в Риме.
Каждый год 2 апреля по новому стилю Православная церковь отмечает день памяти святой мученицы Фотины — женщины, которой Христос поведал тайну вечной жизни.
Всё греховное смоет живая волна,
Все с собой унесёт быстротечно:
Новой жизни источником станет она —
Жизни вечной.
Все выпуски программы Прообразы
«Небо улыбается»
Много о небе не скажешь, иногда ни слова не проронит, промолчит и накроет прохладной ночью; а иной раз слышится в нём былина древняя, песнь ли, тоска о запредельном или светлая чистая радость. Есть в нём ещё одна необъяснимая черта, незаметная сразу, его маленькая-премаленькая тайна: небо улыбается. Да, улыбается, смотрит на тебя, нет, не только на этого назойливого сверчка в траве, ждущего внимания, а обымает своим лучистым взором всю вселенную и улыбается ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
15 января. О народном почитании преподобного Серафима Саровского
Сегодня 15 января. Церковь празднует Преставление и Второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, жившего в девятнадцатом веке.
О его народном почитании — протоиерей Константин Харитонов.
У нас на Руси особенно почитают преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. Как-то в народе стали их называть, что преподобный Сергий — это игумен всея Руси, а батюшка Серафим — это духовник всея Руси. Почему? Потому что батюшка Серафим явил особый пример: и любовь, и заботу о мирских людях. Хотя и преподобный Сергий в этом особо потрудился, но преподобный Сергий особенно потрудился, основав множество монастырей в нашем Отечестве. А батюшка Серафим особенно окормлял близких людей и многим-многим помог духовно окрепнуть и спастись.
И сегодня множество людей приходят к батюшке Серафиму и получают от него духовного утешения, как от родного отца. И на самом деле мы можем заметить, та благодать, которую Господь даровал преподобному Серафиму, нас утешает, укрепляет, как та благодать, которая дана каждому духовнику, которая тоже имеет власть от Бога людей утешать, укреплять и наставлять.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 января. О личности и служении Петра Румянцева-Задунайского
Сегодня 15 января. В этот день в 1725 году родился русский полководец Петр Румянцев-Задунайский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Петр Румянцев-Задунайский. Последнее наименование было присвоено Петру Румянцеву Екатериной за его блистательные победы над турками. Румянцева в XVIII веке не без основания почитали гениальнейшим полководцем и чтили европейские государи. Побеждённый им Фридрих, король Пруссов, устраивал Румянцеву такой приём в Берлине, какого не удостаивалось ни одно коронованное лицо. А австрийский император Иосиф, когда обедал, всегда один прибор держал свободным для Петра Румянцева, почитая его присутствующим.
Начинал он свою жизнь с проказ, был непослушен, бедокурил и в России, и в Европе, где учился, приносил немало огорчений родителям. Но, как это бывает, человек не подчинявшийся никаким условностям, после кончины отца стал совершенно преданным престолу военачальником, который заслужил от российских правительниц, более всего от Екатерины, а прежде и Елизаветы, всех высших титулов, включая орден Андрея Первозванного, алмазную шпагу, оливковый венец с алмазами. Генерал-губернатор Малороссии привёл эти земли в совершенный порядок и содействовал пополнению российской казны, умело организовывая здесь хозяйственную и общественную жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема