
Фото: PxHere
27-е мая 1703 года — официальный день рождения города Санкт-Петербурга. Красивая легенда гласит, что именно тогда Пётр Первый, прогуливаясь по пустынным землям Заячьего острова, внезапно остановился, простёр руку вперёд, и сказал: «Здесь быть городу!» В тот же миг откуда ни возьмись, в небе появился орёл, и воспарил над головою царя. Однако историки столь поэтичную версию основания северной столицы, увы, не подтверждают. Упрямые факты говорят о том, что 27-го мая 1703 года Пётр был далеко от места будущего города. С Преображенским полком он находился в ста пятидесяти верстах — в устье реки Сясь. Запись об этом сохранилась в походном полковом журнале. Ну, а орлы в тех местах попросту не водились. Впрочем, первая деревянная крепость всё-таки действительно была заложена именно 27 мая — в праздник Святой Троицы. Только лично Пётр при этом не присутствовал. Да и, собственно, о городе речь пока ещё не шла.
В разгаре была Северная война. Земли, на которых позже вырос величественный Санкт-Петербург, Россия на тот момент только что отвоевала у Швеции. Требовалось время, чтобы как следует на них закрепиться. Поэтому решение о строительстве каменной крепости — города — Пётр принял, как только позволили обстоятельства. Произошло это спустя три года после закладки деревянной крепости, в 1706-м. В результате завоеваний границы государства продвинулись вперёд. Теперь можно было не волноваться, что шведы попытаются вернуть отвоёванную у них территорию. 9-го июня, в день своего рождения, царь положил закладной камень в основание церкви святых первоверховных апостолов Петра и Павла. И объявил о начале строительства города, который назвал Санкт-Петербургом — в честь своего небесного покровителя, святого Петра.
По каким-то причинам сложился ошибочный стереотип о том, что Санкт-Петербург строился на необитаемых болотах. Историки же говорят, что это не совсем так. Во-первых, на месте будущей Северной Пальмиры была деревянная шведская крепость Ниеншанц. Это её взяли штурмом русские войска в мае 1703-го. Во-вторых, археологи выяснили, что на территории нынешнего исторического центра Петербурга располагалось несколько десятков поселений, основанных задолго до прихода Петра. В устье реки Фонтанки, например, стояла шведская деревня Калилла, позже на русский манер переименованная в Калинку. А на месте Смольного дворца было русское село Спасское. В процессе строительства эти населённые пункты естественным образом влились в черту нового города. Что же касается болот, то местность, действительно, была сложной. И не только из-за топкости, но и по причине наводнений. Сподвижник Петра, князь Никита Репнин, руководивший строительными работами, писал царю: «Государь, у нас жестокая погода с моря. А жители здешние сказывают, что в нынешние времена всегда сие место заливает». Но переубедить царя князю не удалось.
Пётр I лично участвовал в строительстве города и контролировал процесс на всех этапах. До наших дней дошли книги из библиотеки Петра, посвященные строительству и архитектуре, которые хранят его пометки на полях, надписи, и даже следы пальцев царя, испачканных на стройке. А в своих записях, так называемых «журналах», Пётр Первый часто сообщал о том, что «гулял по работам» — то есть, в компании архитекторов посещал строительные объекты, обсуждал технические детали. Эти факты подтверждают современные исследователи — историки Марина Логунова и Евгений Анисимов. Всего за двадцать с небольшим лет в Санкт-Петербурге было построено 6 тысяч зданий, а его население достигло 40 тысяч человек. Город окончательно стал столицей в 1714 году. И по сей день остаётся величественным «Петра твореньем».
Все выпуски программы Открываем историю
Храм Рождества Богородицы. Владикавказ

В южной части Владикавказа есть исторический район Осетинская слобода. Здесь на улице Рождественской, в пятистах метрах от набережной реки Терек, стоит старейшая церковь города. Храм посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы. Он был основан в 1814 году. На тот момент Владикавказ представлял собой военную крепость у входа в Дарьяльское ущелье. Форт построили в 1784 году по указу царицы Екатерины Второй для защиты южных рубежей Российской империи.
За мощными стенами русского укрепления нашли защиту от соседних племён осетины, прежде обитавшие выше в горах. Это были потомки аланов — христианского народа, пострадавшего от монгольских завоевателей в тринадцатом столетии. За многие века горцы утратили церковные традиции. Вернуться к вере им помогли русские миссионеры. Именно они построили в Осетинской слободе церковь Рождества Богородицы — вначале деревянную, а спустя несколько лет — каменную.
В дальнейшем в среде осетинского народа появились свои просветители. Так, в 1862 году настоятелем храма Рождества Богородицы стал священник Аксо, а в русском произношении Алексий Колиев. Он заботился о том, чтобы соотечественники имели возможность изучать Священное Писание на родном языке. Важнейшей задачей отец Алексий считал развитие женского образования на Кавказе. Он говорил, что грамотная мать сможет прочитать Евангелие и передать Благую весть своим детям. На собственные средства священник организовал школу для девочек и сам преподавал в ней. Миссионер перевёл на осетинский язык многие молитвы и писал духовные стихи. При нём церковь Рождества Богородицы стала духовным центром Владикавказа.
В храме сложилась дружная община. Когда после революции 1917 года старинное здание собирались снести, прихожане встали на его защиту. Церковь удалось спасти. Многие годы в ней размещался музей. Героем экспозиции стал поэт Коста Хетагуров — основоположник осетинской литературы.
В 1993 году храм Рождества Богородицы вновь стал действующим. Сегодня под его сводами регулярно совершаются богослужения. Голубое здание стоит на возвышенности и золотой крест над шатровым куполом виден за несколько кварталов. Со смотровой площадки у церкви открывается потрясающий вид на Кавказские горы. Этой панорамой любовались и первые жители Владикавказа.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Собор Вознесения Господня. Йошкар-Ола

В центре Йошкар-Олы, неподалёку от набережной реки Малая Кокшага, стоит белокаменный Вознесенский собор — величественный, двухэтажный, с мощным куполом-сферой. Он радует глаз резным декором — кажется, что стены оплетены тонким кружевом. Собор возвели в 1756 году, город тогда назывался Царёвококшайском. Еще раньше на этом месте стоял небольшой деревянный храм, также освящённый в честь праздника Вознесения Господня.
Обе церкви были построены на средства местных купцов Пчелиных. Это семейство поселилось в Царёвококшайске на заре его основания, в конце шестнадцатого столетия. Русская крепость появилась тогда в непроходимых лесах на левом берегу Волги после присоединения к России Казанского ханства. Предприимчивые торговцы разбогатели, скупая у местных крестьян-марийцев зерно, хмель, мёд, пушнину, рыбу и отправляя товар в другие регионы. При этом купцы заботились о христианском просвещении язычников и не жалели денег на храмы.
Деревянную Вознесенскую церковь поставил над рекой Малая Кокшага Андрей Пчелин в конце семнадцатого века. Чуть позже он приобрёл для храма колокольню. Сохранился документ — купчая, в которой сказано, что Андрей Иванович заплатил монахам Мироносицкой пустыни за звонницу четыре рубля. Строение раскатали на брёвна, перевезли за двадцать верст в Царевококшайск и собрали возле храма Вознесения.
Когда же город стал прирастать каменной застройкой, сын Андрея Пчелина, Иван, выделил средства на строительство собора на месте деревянной церкви. Об этом меценате сохранилось немало противоречивых историй. В целом они укладываются в рассказ о разбойнике, который покаялся и послужил людям своим богатством. Иван Пчелин не только построил великолепный Вознесенский храм, но и устраивал на его территории в праздничные дни благотворительные обеды.
В храме Вознесения Господня с самого момента основания сложились традиции просвещения. Изначально здесь существовала небольшая воскресная школа, а к началу двадцатого века при соборе действовало уже несколько училищ и женская гимназия. Все эти образовательные учреждения оказались закрыты после революции 1917 года. Прекратились тогда и богослужения.
За годы советской власти здание изменилось до неузнаваемости. Когда храм вернули православным в 1992 году, потребовалось немало усилий для его восстановления. Но прихожане справились! Сегодня Вознесенский собор — украшение Йошкар-Олы и один из духовных центров города!
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Сочи

На северо-восточном побережье Черного моря раскинулся город Сочи — крупнейший курорт Краснодарского края. В 2014 году этот живописный уголок стал местом проведения международных Олимпийских игр. За несколько лет до соревнований в городе началась подготовка к ним. Основной площадкой состязаний избрали Имеретинскую низменность между реками Мзымта и Псоу.
Проводя здесь масштабные работы, строители обнаружили развалины древнего христианского храма. Ученые исследовали руины и датировали их девятым веком. В то далекое время территория, на которой расположен современный Сочи, была частью Византийской империи. Государство взяло находку под охрану и археологи занялись раскопками.
Тогда же, перед Олимпиадой, в Имеретинской низменности начиналось возведение церкви для православных участников и гостей спортивного праздника. Сочинцы решили, что новый храм должен стать историческим преемником обнаруженного неподалёку византийского собрата. Камень из древней стены положили в основание будущей церкви.
Строительство завершилось в начале января 2014 года. Храм-исполин с мощным куполом-шлемом стал украшением Олимпийской деревни, обустроенной в Имеретинской низменности. Церковь освятили в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. На Рождество 2014 года здесь состоялось первое богослужение. На нём присутствовал президент России Владимир Путин. Он подарил храму украшенный сусальным золотом старинный образ Иисуса Христа «Спас Нерукотворный».
5 февраля 2014 года Святейший патриарх Кирилл совершил в Спасской церкви молебен в преддверии Олимпиады. В богослужении приняли участие спортсмены из России, Украины, Беларуси и Молдовы. На протяжении международных состязаний храм в Олимпийской деревне посещали люди со всех концов земного шара.
Сегодня церковь Нерукотворного образа Спасителя — одно из любимых мест у жителей Сочи и гостей города. Величественное здание окружено парком, а у входа бьёт фонтан. Колокольня оснащена автоматической системой звонов — в её репертуаре несколько десятков мелодий. Вечером церковь озаряет подсветка. По утрам православный люд спешит в Олимпийскую деревню на богослужение. Соборная молитва в Спасской церкви совершается ежедневно!
Все выпуски программы ПроСтранствия