27-е мая 1703 года — официальный день рождения города Санкт-Петербурга. Красивая легенда гласит, что именно тогда Пётр Первый, прогуливаясь по пустынным землям Заячьего острова, внезапно остановился, простёр руку вперёд, и сказал: «Здесь быть городу!» В тот же миг откуда ни возьмись, в небе появился орёл, и воспарил над головою царя. Однако историки столь поэтичную версию основания северной столицы, увы, не подтверждают. Упрямые факты говорят о том, что 27-го мая 1703 года Пётр был далеко от места будущего города. С Преображенским полком он находился в ста пятидесяти верстах — в устье реки Сясь. Запись об этом сохранилась в походном полковом журнале. Ну, а орлы в тех местах попросту не водились. Впрочем, первая деревянная крепость всё-таки действительно была заложена именно 27 мая — в праздник Святой Троицы. Только лично Пётр при этом не присутствовал. Да и, собственно, о городе речь пока ещё не шла.
В разгаре была Северная война. Земли, на которых позже вырос величественный Санкт-Петербург, Россия на тот момент только что отвоевала у Швеции. Требовалось время, чтобы как следует на них закрепиться. Поэтому решение о строительстве каменной крепости — города — Пётр принял, как только позволили обстоятельства. Произошло это спустя три года после закладки деревянной крепости, в 1706-м. В результате завоеваний границы государства продвинулись вперёд. Теперь можно было не волноваться, что шведы попытаются вернуть отвоёванную у них территорию. 9-го июня, в день своего рождения, царь положил закладной камень в основание церкви святых первоверховных апостолов Петра и Павла. И объявил о начале строительства города, который назвал Санкт-Петербургом — в честь своего небесного покровителя, святого Петра.
По каким-то причинам сложился ошибочный стереотип о том, что Санкт-Петербург строился на необитаемых болотах. Историки же говорят, что это не совсем так. Во-первых, на месте будущей Северной Пальмиры была деревянная шведская крепость Ниеншанц. Это её взяли штурмом русские войска в мае 1703-го. Во-вторых, археологи выяснили, что на территории нынешнего исторического центра Петербурга располагалось несколько десятков поселений, основанных задолго до прихода Петра. В устье реки Фонтанки, например, стояла шведская деревня Калилла, позже на русский манер переименованная в Калинку. А на месте Смольного дворца было русское село Спасское. В процессе строительства эти населённые пункты естественным образом влились в черту нового города. Что же касается болот, то местность, действительно, была сложной. И не только из-за топкости, но и по причине наводнений. Сподвижник Петра, князь Никита Репнин, руководивший строительными работами, писал царю: «Государь, у нас жестокая погода с моря. А жители здешние сказывают, что в нынешние времена всегда сие место заливает». Но переубедить царя князю не удалось.
Пётр I лично участвовал в строительстве города и контролировал процесс на всех этапах. До наших дней дошли книги из библиотеки Петра, посвященные строительству и архитектуре, которые хранят его пометки на полях, надписи, и даже следы пальцев царя, испачканных на стройке. А в своих записях, так называемых «журналах», Пётр Первый часто сообщал о том, что «гулял по работам» — то есть, в компании архитекторов посещал строительные объекты, обсуждал технические детали. Эти факты подтверждают современные исследователи — историки Марина Логунова и Евгений Анисимов. Всего за двадцать с небольшим лет в Санкт-Петербурге было построено 6 тысяч зданий, а его население достигло 40 тысяч человек. Город окончательно стал столицей в 1714 году. И по сей день остаётся величественным «Петра твореньем».
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер