Речевой этикет — правила вежливого обращения друг к другу — существовал во все времена. Так, например в Древней Руси к пожилым людям почтительно обращались словом «старче». В дохристианский период часто приветствовали друг друга пожеланием здоровья — «Здрав буди», или по-древнерусски — «Гой еси». С принятием христианства изменилось и приветствие. Люди при встрече желали друг другу помощи Божией. Весьма распространённой была и такая приветственная формула, при которой один человек говорил: «Христос посреди нас!» А второй отвечал: «И есть, и будет!»
Первые официальные рекомендации по этикету общения появились в 1717 году, в учебнике «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», который был составлен для воспитания и обучения дворянских детей по указу Петра I. Книга, к примеру, рекомендовала обращаться к родителям не иначе, как «государь батюшка» и «государыня матушка». На чьё-либо обращение отвечать: «Чего изволите?» или «Чего прикажете?»
Среди дворянства того времени официальным уважительным обращением служили слова «милостивый государь, милостивая государыня». Так обращались друг другу незнакомые представители высшего общества. Впоследствии такое титулование сократилось до слов «сударь», «сударыня». В случаях, когда собеседник был человеком знакомым, обращение к нему варьировалось в зависимости от титула, звания или принадлежности к тому или иному сословию. К примеру, в служебной среде, как военной, так и гражданской, младший по чину и званию обращался к старшему «Ваше благородие» или «Вашего высокопревосходительство». Вышестоящие по службе обращались к подчиненным «господин» с добавлением фамилии либо должности. К царю и его супруге обращались словами «Ваше императорское величество». Или, например, так, как обратился в 1854 году в знаменитом письме к императору Николаю Первому помещик Мотовилов, духовное чадо преподобного Серафима Саровского, сообщая пророчества старца о судьбе России: «Всемилостивейший Государь! (...) имею счастье всенижайше лично доложить Вашему Императорскому Величеству в словах пророчественных великого старца Серафима».
Военный речевой этикет соответствовал системе воинских званий. В Табели о рангах, утверждённой Петром Первым в 1722 году, устанавливались чины 14 классов. К генералам, например, положено было обращаться Ваше Высокопревосходительство. К генерал-лейтенантам и генерал-майорам — Ваше Превосходительство. Например, в 1830-м году поэт Александр Сергеевич Пушкин писал генералу Бенкендорфу: «Явившись к Вашему превосходительству и не имев счастья застать Вас, я приемлю смелость изложить вам письменно просьбу, с которой вы разрешили к вам обратиться».
Простолюдины, которые не знали чинов и знаков различия, нередко с уважением называли друг друга по имени и отчеству, и использовали такие обращения, как батюшка, матушка, сударь, сударыня, сестрица.
Своя система обращений сложилась и в среде духовенства. Так, при обращении к митрополитам и архиепископам употреблялся титул «ваше высокопреосвященство». К священникам — «ваше высокопреподобие», «ваше преподобие». Интересно, что в церковной среде эти почтительные обращения без изменений сохранились до нашего времени. При этом современные светские формулы вежливого обращения, конечно, отличаются от тех, что были приняты когда-то у наших предков. Впрочем, сегодня вновь вошли в обиход такие почтительные формы, как «господин» и «госпожа». Исторические эпохи сменяют друг друга, а речевой этикет остаётся, адаптируясь к реалиям времени.
Все выпуски программы Открываем историю
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 189 зач., IX, 12 - X, 7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В чём на практике должно выражаться христианство? Человек, внимательно читавший Новый Завет, скорее всего не задумываясь ответит: в добрых делах, в милосердии, в помощи ближнему, и на первый взгляд будет прав. Действительно, призыв к деятельному служению ближним — один из важнейших в Евангелии. И всё же полностью этот ответ удовлетворительным считать трудно. Ведь если всё так, как может быть христианином человек, у которого нет возможности заниматься благотворительностью и добрыми делами? Человек бедный, человек больной, попавший в трудную ситуацию... Может ли он жить по-христиански? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из девятой и десятой глав второго послания апостола Павла к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;
13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,
14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.
15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его!
Глава 10.
1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.
2 Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти.
3 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.
4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы
5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
Есть люди, которые совершенно не умеют жертвовать: ни деньги, ни силы, ни время. Одни просто эгоистичны и ни с кем делиться не хотят, не понимая, что подлинный источник того, что они имеют, — Бог. Другие жертвуют, смотря сверху вниз, самой жертвой показывая своё превосходство и унижая того, кто её получает. Самой по себе решимости творить добро мало, нужно уметь творить его так, чтобы можно было его принять. Это прописные и очевидные истины. Однако у любого доброго дела есть не только совершитель, но и тот, на кого оно распространяется. И эта сфера для нас гораздо менее очевидна. Жадность или гордость могут быть довольно явными. Но ведь есть и те, кто не умеют принимать заботу и помощь от окружающих. Возможно, из видоизменённой, но всё той же гордости, возможно, из скромности или стеснительности... Наверное, основания подобного поведения действительно могут быть разными. Но какими бы они ни были, раз одни люди призваны помогать ближним, значит другие, те самые ближние, призваны эту помощь принимать. И принимать правильно, не отталкивая, не пренебрегая, не пропуская без пользы.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел объясняет коринфянам, что их жертвенность — не простая подачка бедным, она не просто восполняет их ресурсы, но приводит к обильной благодарности Богу и к возрастанию братского общения. Если грех выражается в обоюдной закрытости людей друг от друга, значит и открытость должна быть обоюдной. И как для того, чтобы пожертвовать, необходимо выйти за пределы своего эгоизма, то же самое необходимо сделать для того, чтобы жертву принять и увидеть за жертвой личность того, кто жертвует и Бога, поддержавшего его на этом пути. И если Церковь предполагает общение в любви, эта любовь призвана быть обоюдной, потому что в итоге всем нам стоит помнить известные слова: «Бог даёт, а мы обмениваемся». Если человеку кажется, что у него ничего нет и он может только получать, он забыл о главном: у него есть возможность благодарить и принимать дар так, чтобы он создавал пространство любви, объединяющей нас с Богом и друг другом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Эльдару подготовиться к операции
Эльдару Утюшеву 37 лет, вместе с женой и двумя дочками он живёт в городе Саратове. Супруга работает учительницей в школе, а мужчина — мастер по декоративной штукатурке, занимается ремонтом. Ещё недавно Эльдар мог за месяц привести в порядок 5-6 квартир. А сейчас, в лучшем случае, одну за два месяца. Всё из-за болезни, которая в короткие сроки подкосила его здоровье.
Эльдар — человек активный, регулярно посещал спортзал. «Мне так хотелось быть примером мужчины для своих дочерей — спортивным и сильным!» — рассказывает он. Выполняя тяжёлые физические упражнения, Эльдар не подозревал, что болезнь разрушает его позвоночник. Однажды у мужчины появились боли под лопаткой. В поликлинике сказали, что это мышечные спазмы после тренировок. Но боли в спине всё нарастали. «За две недели из здорового сильного человека я превратился в лежачего инвалида», — говорит мужчина.
В ходе обследования в больнице выяснилось, что у Эльдара сдавлены позвонки в нескольких местах. Иначе говоря — компрессионный перелом позвоночника. Такое разрушение костной ткани произошло в результате миеломной болезни. Это одна из разновидностей рака.
После курса химиотерапии мужчине стало легче. Он даже встал на ноги, но всё ещё очень слаб. Радикально помочь ему может только трансплантация костного мозга. Но сперва важно подготовить организм Эльдара к операции. Для этого врачи назначили эффективное лекарство. Однако препарат в России ещё не зарегистрирован и получить бесплатно его нельзя. Поэтому Эльдару Утюшеву из Саратова необходима помощь. Сбор на дорогостоящее лекарство открыт на сайте Милосердие.ру, и вы можете его поддержать: https://www.miloserdie.ru/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к священству». о. Тимофей Чайкин
У нас в студии был настоятель московского храма святителя Николая в Заяицком священник Тимофей Чайкин.
Мы говорили с ним о его пути к священническому служению, об учебе в семинарии и об общении со знаменитым регентом архимандритом Матфеем (Мормылём).
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер