
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха
«Анна на шее» — есть у Антона Павловича Чехова такой рассказ. По сюжету муж главной героини получает орден Святой Анны 2-й степени. Согласно правилам, его носили на ленте, надетым на шею. Что же это за награда? Как она появилась в России? Кому и за что вручалась?
Можно сказать, что орден святой Анны возник благодаря большой любви. Великая княжна Анна Петровна, дочь российского императора Петра Первого, в 1725 году обвенчалась с Карлом Фридрихом, герцогом Гольштейн-Готторпским. Это был не просто династический брак. Семейный союз скрепляли подлинные, глубокие чувства. Супруги очень любили друг друга. Однако спустя всего три года Анна Петровна скончалась. Герцог сильно горевал. И в 1735-м, в память о любимой жене, учредил новую награду Гольштейн-Готторпского государства — Орден Святой Анны. Орден был назван в честь святой праведной Анны, матери пресвятой Богородицы. Через 4 года после этого Карл Фридрих отошёл ко Господу, совсем ненадолго пережив супругу. А единственный сын герцога и Анны Петровны, Карл Пётр Ульрих, в 1742-м году стал наследником Российского престола. У императрицы Елизаветы Петровны, его родной тётки, не было детей. И она решила передать трон племяннику. В России Карл Пётр Ульрих принял православие и стал именоваться великим князем Петром Фёдоровичем. А взойдя на престол — императором Петром Третьим. Правил он всего год. За это время несколько русских придворных получили из его рук тот самый Орден Святой Анны. Гольштейн-Готторпскую награду, учреждённую в честь матери, Пётр Фёдорович привёз с собой в Россию. Как сын герцога, он унаследовал право присуждения этого ордена.
Впрочем, иностранная награда долгое время не имела в России большого веса. До тех пор, пока 5 апреля 1797 года, в день своей коронации, император Павел Первый, сын Петра Третьего, не причислил орден Святой Анны к государственным наградам Российской Империи. В изданном в тот же день императором Павлом «Установлении об орденах» давалось описание знака Ордена: «Крест золотой, большой, на белом (...) поле, обведенном золотою каймою, изображение Святой Анны. (...) Вокруг креста (.) девиз: Любящим Правду, Благочестие, Верность». У ордена был свой праздничный день — 3 февраля. Свой храм — им стала церковь Симеона и Анны в Санкт-Петербурге, на улице Моховой. Появились 1 и 2 степени Ордена, которыми награждались высшие офицерские чины и государственные служащие за выслугу лет. Так, например, чиновники получали награду за двенадцать лет беспорочной службы в одной должности, а военные — за восемь лет в чине не ниже штабс-капитана. Знак Ордена 3-й степени был исключительно военной наградой и вручался за храбрость, проявленную в бою. Он представлял собой маленький крестик, который крепился на эфес шпаги. В 1815 году, при императоре Александре I, немного изменился статут — то есть положение об ордене. Крест для ношения на оружии перешёл в 4-ю степень награды. А знаком ордена третьей степени стал нагрудный крест с бантом. Он тоже вручался за военные заслуги.
Орден Святой Анны стал первым орденом великого полководца Александра Васильевича Суворова. В 1789 году этой награды удостоился и будущий фельдмаршал Михаил Кутузов. После революции 1917-го года большевики упразднили орден. Впоследствии он возродился за рубежом, в среде русской эмиграции, но, к сожалению, лишь как символическая награда, не имеющая официального государственного статуса.
Все выпуски программы Открываем историю
«Почему Бог не отвечает?»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма всех святых в земле Российской просиявших протоиерей Григорий Крыжановский, заместитель руководителя пациентской организации «Содействие больным саркомой» Александр Бочаров и педагог, блогер Яни Ролански размышляли о том, почему иногда кажется, что Бог не отвечает на молитвы и почему не всегда дает просимое. Многие слышали о чудесах, которые происходят по молитвам, как Бог помогает и в большом, и в малом, но при этом приходится сталкиваться и с тем, что Господь не дает просимое: больной не выздоравливает, проблема не решается, — ответ, как будто не приходит. Почему так бывает, как принять такую волю Божию? Об этом, в частности, и шла дискуссия в этой программе.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема











