
Фото: PxHere
«Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то...». Так слышал имя своей Родины поэт Сергей Александрович Есенин. А что же в действительности означает слово «Россия»? Когда и как оно появилось?
Русь — таким было изначальное название нашей страны. О его происхождении историки спорят ещё с XVIII-го столетия, и дискуссия до сих пор продолжается. Наиболее достоверными и аргументированными на сегодняшний день можно назвать две версии. По одной из них, термин «русь» восходит к финскому глаголу ruotsi, что означает «грести». Так именовали себя дружины викингов, приходившие в Восточную Европу на гребных судах. Предположительно, на восточнославянской почве слово трансформировалась в «русь», и скандинавская династия Рюриковичей дала это название всему государству и народу, проживавшему в нём. По другой, «южной» версии, термин русь происходит от иранского корня, означающего «светлый», «белый». Так могла именоваться территория в Среднем Поднепровье — долине Днепра от устья Десны до острова Хортица — еще до появления там скандинавов.
Так или иначе, к Х веку «Русь», «Русская земля» — это крепкое государство с центром в Киеве. Однако в XII-м столетии начался период раздробленности. Государство распалось на ряд независимых земель, которые не подчинялись киевским князьям. Но даже в такой ситуации все эти земли продолжали называться единым именем. Свидетельство тому — один из ярчайших памятников древнерусской литературы — «Слово о погибели Русской земли», составленный в XIII веке. В нём Русь воспевается как единое целое: «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: ... бесчисленными городами великими, селениями славными, ... храмами Божьими и князьями грозными... Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!» Несмотря на раздробленность, княжеские междоусобицы, зависимость от Орды, представление о единстве русского народа сохранялось в умах людей. И в итоге помогло возрождению Русского государства, когда в XIV веке разрозненные земли стали вновь объединяться, теперь уже — вокруг Москвы.
Именно в это время имя «Россия» появляется в русских исторических источниках. Это — греческий, византийский вариант названия Руси. Первым его использовал митрополит Киприан. 24 апреля 1387 года в константинопольском Студийском монастыре он закончил переписывать на русский язык Лествицу — духовный труд преподобного Иоанна Синайского. В конце рукописи митрополит сделал запись: «... свершишися сия книги... Киприаном смереннымъ митрополитом Киевскимъ и всея Росия». Это самое первое из ныне известных упоминание в русском, а не греческом тексте. Уже в XV веке термин стал применяться и в титулах светских правителей — Иван III, один из главных собирателей русских земель, первым стал называться в текстах великим князем всея России. После воссоединения России с Левобережной Украиной в XVII веке, при царе Алексее Михайловиче, титул царя поменялся официально. Он стал звучать так: «всея Великия и Малыя Росии самодержец», вместо старинного «государь вся Руси». Под именем Россия наше государство росло, приумножалось землями. И по сей день в этом слове слышится сила и мощь великой державы.
Все выпуски программы Открываем историю
16 июля. О почитании святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси

Сегодня 16 июля. Церковь празднует Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, жившего в 17 веке.
О его почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Его земная жизнь трагически прервалась в 1569 году по воле царя Иоанна Грозного, чьего гнева он не устрашился, обличая беззаконие.
Божьим промыслом в 1646 году Патриарх Иосиф повелел торжественно открыть мощи святителя Филиппа на Соловках. Они были переложены в новую раку и выставлены для поклонения в Преображенском соборе.
А в 1652 году наступил момент великого покаяния и торжества правды. Будущий патриарх Никон, тогда митрополит Новгородский, предложил перенести мощи святых мучеников и иерархов, включая Филиппа, в Москву.
И вот, по благословению патриарха, владыка Никон лично отправился за мощами святителя Филиппа в далёкие Соловки. Путь святыни в столицу стал триумфом истины над неправдой.
Царь Алексей Михайлович, праправнук Грозного, вложил в руку святителя покаянную грамоту, моля о прощении грехов своего предка, символически склоняя царскую власть пред властью небесной правды.
Москва с ликованием встретила своего невинно изгнанного пастыря. Десять дней его мощи пребывали в центре Успенского собора под непрерывный пасхальный звон колоколов, а затем обрели вечное упокоение у южной двери алтаря.
И память об этой встрече жива до ныне. На том самом месте, где москвичи впервые поклонились возвращённой святыне, был воздвигнут крест. Отсюда пошло название «Крестовская застава» — вечный памятник покаянию, торжеству святости и незыблемости духовного подвига святителя Филиппа.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер