
Фото: Игорь Палкин / Пресс-служба Патриарха
Средневековые тексты мы порою воспринимаем как нечто древнее, устаревшее. Но только не тогда, когда автор талантливо описал то, что видел собственными глазами.
Сегодня мы говорим о мученике Георгии Софийском и произведении пресвитера Пейо «Повесть о Георгии Новом».
Место действия — Болгария.
Время действия — XVI век.
В конце XIV века Болгария была завоёвана Османской империей. На долгих пять столетий болгары оказались под властью турок-мусульман. В средневековой болгарской литературе значительное место занимает тема сопротивления османскому игу и рассказы о христианских мучениках, которые предпочли смерть обращению в ислам.
К числу таких произведений относится «Повесть о Георгии Новом» болгарского священника — пресвитера Пейо, жившего в XVI веке.
Отец Пейо рассказывает о своём современнике — юноше Георгии, родом из болгарского города Кратово.
В родительском доме Георгий обучился ювелирному мастерству, а когда осиротел, из опасений, как бы турки не забрали его в янычары, решил перебраться в другой город.
Впрочем, давайте послушаем, что говорит очевидец всех этих событий, пресвитер Пейо.
Будучи статным и столь красивым, что никто в городе не мог сравниться с ним в красоте лица, Георгий опасался, что его силой заберут во дворец измаильтянского царя Баязид-бега, а потому покинул родное место и перебрался в град, называемый Софией. Здесь обитал он в доме одного софийского пресвитера и прилагал добродетель к добродетели.
По мнению исследователей, Пейо и был тем самым пресвитером — христианским наставником Георгия в Софии, но из скромности не стал называть своё имя.
В пользу этой версии говорит обилие подробностей и деталей в «Повести о Георгии Новом», которые трудно придумать. В частности, автор даёт нам детальный словесный портрет Георгия.
Был же он восемнадцати лет отроду, телом высок и строен, волосами рус, лицом продолговат, брови имел густые и изогнутые, нос вытянутый, персты на руках длинные и тонкие. Нрава же был смиренного и препростого, и всегда первым кланялся, и каждого величал господином. И никогда же не похвалИлся он ни перед кем какой-либо вещью и никого не обидел.
Как-то в ювелирную мастерскую пришёл один турок и в разговоре стал убеждать Георгия принять ислам. Мол, тогда, юноша сможет найти богатую невесту и занять в городе среди мусульман высокое положение. Георгий наотрез отказался и турок затаил на него злобу. Вскоре юношу позвали в дом судьи под предлогом, что тот хочет заказать ему ювелирные украшения.
Увидев Георгия, судья подивился красоте его, подозвал поближе и заговорил тихим и умилённым голосом: «Если внемлешь словам моим, будет тебе благо, ежели ослушаешься — погибнешь злой смертью». Он спросил: «А чего хочешь ты от меня?» Судья же ответил: «Отрекись от Христа и прими нашу веру, и всеми благами насладишься и по кончине своей попадешь в рай...» Услышав это, Георгий сказал себе: «Вижу, что привели меня не ради мастерства моего, но чтобы предал я веру...»
Георгий не отрёкся от Христа. Его увели в темницу, истязали, после чего казнили.
«Повесть о Георгии Новом» стала известна на Руси уже в XVI веке, благодаря двум афонским монахам, прибывшим в новгородские земли для сбора пожертвований. Они много рассказывали о притеснениях на Балканах турками христиан, и в качестве примера поведали о новом болгарском мученике Георгии.
В житиях этого святого называют Георгием Кратовским — по месту рождения, Георгием Софийским, а чаще — святым мучеником Георгием Новым — так, как в средневековой болгарской повести пресвитера Пейо.
Все выпуски программы Прообразы
Тайный Угодник

Фото: Piqsels
Решили мы как-то с моим 10-летним сыном Егором разгадать загадку. Дело было на даче. Ранним утром на террасе дома мы ожидали Тайного Угодника. Так мы прозвали того, кто тайно наполнял водой бочку в нашей бане.
Мы приехали из города два дня назад, вечером, и оказалось, что воды в посёлке нет из-за ремонта. В таких случаях мы обычно используем запас из банной бочки. Однако в этот раз ёмкость оказалась пустой. Это я забыл долить в неё воду в прошлый раз. Посетовав на свою забывчивость, я оставил решение проблемы на утро. А утром... бочка оказалась полной! И следующим утром кто-то снова заполнил её доверху.
В том, кто это сделал и была загадка, которую мы хотели разгадать. Следующим утром сын специально встал пораньше и затаился под террасой, откуда просматривался вход в баню.
И вот, ровно в шесть утра появился он — Тайный Угодник. Им оказался... соседский мальчишка Коля. Между нашими участками нет забора, и он пробрался через кусты. В руках у подростка были два ведра. Егор выскочил к нему навстречу и, кажется, напугал. Я поспешил сгладить ситуацию:
— И откуда же ты носишь воду, Коля? — спросил я с улыбкой, спускаясь с террасы.
— С колодца возле лодочной станции, — сказал подросток и, краснея, опустил глаза. — Простите, пожалуйста... Нам в воскресной школе дали задание на лето — сделать какое-то доброе дело, но тайно, чтобы никто не узнал. Я случайно услышал ваш разговор про бочку и вот...
Мы переглянулись с Егором и одновременно засмеялись.
— А мы тебя так и прозвали — Тайным угодником, — объяснил мой сын.
Коля смущённо улыбнулся, и мы все вместе отправились на кухню пить чай.
Текст Клим Палеха читает Илья Дрознин
Все выпуски программы Утро в прозе
Случайная попутчица

Фото: Piqsels
Солнце только поднимается над городом, а я уже отправился в путь. Сижу на скамейке на пригородной станции и жду свою электричку. Собрался на выходные на дачу, к семье. В дорогу прихватил новенькую книгу. И с удовольствием приступил к чтению, не дожидаясь начала поездки. Через полчаса подъехала моя электричка. Стоянка на этой станции всего несколько минут. Я нехотя оторвался от книги и уже собирался было подойти к дверям вагона, как вдруг меня окликнула пожилая женщина. «Мужчина, не поможете мне сумку занести?», — «Конечно, помогу». Наконец-то мы зашли, и поезд тронулся. Женщина с сумкой села на лавочку. А я устроился напротив и потянулся в рюкзак за книгой. Но вдруг понял, что впопыхах оставил её на станции, на скамейке... Меня охватило чувство досады. А моя случайная попутчица, видимо заметив мой удручённый вид, решилась со мной заговорить. Поначалу я отвечал неохотно, но слово за слово, и мы разговорились. Эта милая пожилая женщина напомнила мне мою бабушку... Дорогую, любимую бабушку, которой давно не стало. Но, которая, сейчас, в данную минуту была очень близко. Чувство детской искренней радости наполнило моё сердце. И я мысленно поблагодарил Бога за близких людей и за тех, кого Он посылает мне на пути. Как же всё-таки хорошо, что я забыл свою книгу!
Текст Дарья Никольская читает Илья Дрознин
Все выпуски программы Утро в прозе
Свет Рождества

Фото: Piqsels
Однажды я заболела в самый канун Рождества. Так ждала праздничной службы в храме, а в итоге осталась дома с температурой. Настроение было испорчено, и молитвенный настрой покинул сердце. В расстроенных чувствах я легла спать пораньше.
Когда проснулась, уже наступило Рождественское утро. Меня разбудил звонок в дверь. На пороге стояли мама с сестрой. В руках у мамы — ароматный пирог с капустой, мой любимый. Оказывается, они успели и на службе побывать, и нашли время, чтобы меня порадовать. Мама зажгла перед иконами лампаду, и все вместе мы спели тропарь, короткое праздничное песнопение. А потом устроили чаепитие за столом возле нарядной ёлки. Близкие наполнили мой дом теплом, заботой и праздничным духом! И хотя болезнь всё ещё давала о себе знать — ко мне вернулись бодрость, хорошее настроение. Свет Христова Рождества коснулся моего сердца.
Текст Дарья Никольская читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе











