
Фото: Игорь Палкин / Пресс-служба Патриарха
Средневековые тексты мы порою воспринимаем как нечто древнее, устаревшее. Но только не тогда, когда автор талантливо описал то, что видел собственными глазами.
Сегодня мы говорим о мученике Георгии Софийском и произведении пресвитера Пейо «Повесть о Георгии Новом».
Место действия — Болгария.
Время действия — XVI век.
В конце XIV века Болгария была завоёвана Османской империей. На долгих пять столетий болгары оказались под властью турок-мусульман. В средневековой болгарской литературе значительное место занимает тема сопротивления османскому игу и рассказы о христианских мучениках, которые предпочли смерть обращению в ислам.
К числу таких произведений относится «Повесть о Георгии Новом» болгарского священника — пресвитера Пейо, жившего в XVI веке.
Отец Пейо рассказывает о своём современнике — юноше Георгии, родом из болгарского города Кратово.
В родительском доме Георгий обучился ювелирному мастерству, а когда осиротел, из опасений, как бы турки не забрали его в янычары, решил перебраться в другой город.
Впрочем, давайте послушаем, что говорит очевидец всех этих событий, пресвитер Пейо.
Будучи статным и столь красивым, что никто в городе не мог сравниться с ним в красоте лица, Георгий опасался, что его силой заберут во дворец измаильтянского царя Баязид-бега, а потому покинул родное место и перебрался в град, называемый Софией. Здесь обитал он в доме одного софийского пресвитера и прилагал добродетель к добродетели.
По мнению исследователей, Пейо и был тем самым пресвитером — христианским наставником Георгия в Софии, но из скромности не стал называть своё имя.
В пользу этой версии говорит обилие подробностей и деталей в «Повести о Георгии Новом», которые трудно придумать. В частности, автор даёт нам детальный словесный портрет Георгия.
Был же он восемнадцати лет отроду, телом высок и строен, волосами рус, лицом продолговат, брови имел густые и изогнутые, нос вытянутый, персты на руках длинные и тонкие. Нрава же был смиренного и препростого, и всегда первым кланялся, и каждого величал господином. И никогда же не похвалИлся он ни перед кем какой-либо вещью и никого не обидел.
Как-то в ювелирную мастерскую пришёл один турок и в разговоре стал убеждать Георгия принять ислам. Мол, тогда, юноша сможет найти богатую невесту и занять в городе среди мусульман высокое положение. Георгий наотрез отказался и турок затаил на него злобу. Вскоре юношу позвали в дом судьи под предлогом, что тот хочет заказать ему ювелирные украшения.
Увидев Георгия, судья подивился красоте его, подозвал поближе и заговорил тихим и умилённым голосом: «Если внемлешь словам моим, будет тебе благо, ежели ослушаешься — погибнешь злой смертью». Он спросил: «А чего хочешь ты от меня?» Судья же ответил: «Отрекись от Христа и прими нашу веру, и всеми благами насладишься и по кончине своей попадешь в рай...» Услышав это, Георгий сказал себе: «Вижу, что привели меня не ради мастерства моего, но чтобы предал я веру...»
Георгий не отрёкся от Христа. Его увели в темницу, истязали, после чего казнили.
«Повесть о Георгии Новом» стала известна на Руси уже в XVI веке, благодаря двум афонским монахам, прибывшим в новгородские земли для сбора пожертвований. Они много рассказывали о притеснениях на Балканах турками христиан, и в качестве примера поведали о новом болгарском мученике Георгии.
В житиях этого святого называют Георгием Кратовским — по месту рождения, Георгием Софийским, а чаще — святым мучеником Георгием Новым — так, как в средневековой болгарской повести пресвитера Пейо.
Все выпуски программы Прообразы
Псалом 95. Богослужебные чтения

В память о больших победах (прежде всего, народных) пишут торжественные гимны. Ветхозаветный Израиль в этом отношении исключением не был. И царь Давид, и другие библейские авторы сочиняли радостные псалмы, в которых прославляли те или иные победы, дарованные Богом. Именно таким гимном является псалом 95-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 95.
1 Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля;
2 пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его;
3 возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его;
4 ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов.
5 Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил.
6 Слава и величие пред лицом Его, сила и великолепие во святилище Его.
7 Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь;
8 воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его;
9 поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицом Его, вся земля!
10 Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде.
11 Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его;
12 да радуется поле и всё, что на нём, и да ликуют все дерева дубравные
13 пред лицом Господа; ибо идёт, ибо идёт судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей.
Существует версия, что прозвучавший псалом составил царь и пророк Давид. Но, скорее всего, псалом 95-й был составлен после возвращения древних евреев из Вавилонского плена в середине 6 века до Рождества Христова. Надписи об авторстве Давида появились позднее по причине того, что по стилю псалом напоминает произведения знаменитого царя и пророка. Автор псалма усердно старался подражать Давиду. Услышанный нами текст является настоящим гимном, прославляющим величие Божие и отражающим радость от того, что вавилонский плен завершился. А значит — у древних иудеев есть теперь возможность не только вернуться на родную землю, но и построить там храм Божий. Для автора псалма такой исход представляет собой доказательство величия Господа, превосходства истинного Бога над идолами. Или как читаем мы в псалме: «ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов. Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил». Почти 70 лет евреи находились в плену у Вавилона и смогли сохранить в этих тяжелейших условиях веру в Бога истинного.
Для автора псалма данное обстоятельство является самым настоящим чудом. Подчёркивая превосходство Господа над идолами, псалмопевец призывает иные народы одуматься, признать единственного верного Бога и отказаться от неправоты язычества. Потому что рано или поздно история этого мира закончится, и наступит час суда, когда Бог будет определять судьбы человечества. Горько тогда станет тем, кто променял истинного Господа на идольский суррогат. Речь в данном случае идёт не только о древнем язычестве. В 20-м веке человечество пережило тяжелейшее искушение безбожными утопиями — попытками построить на земле царство Божие без Бога. Тут можно вспомнить и атеистический коммунизм, и попытки вывести расу сверхлюдей в Германии, и другие опыты игры в повелителей вселенной. Какими же жертвами обернулись все перечисленные эксперименты! К какой ужасающей участи приговорили себя инициаторы подобных проектов!
Псалом 95-й призывает нас не поддаваться искушению заменить Бога истинного на Его подделку. Только следуя правде Божией, Его заповедям, мы оказываемся способны отделить истину от лжи, увидеть ясным образом цель, ради которой мы призваны в этот мир. И цель эта состоит в том, чтобы жить и действовать в любви к людям через любовь к Богу. Иного пути просто нет. Всё остальное есть уклонение от истины, приводящее к горечи поражения и утрат. От чего да убережёт нас всех Господь!
Псалом 95. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 95. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 95. На струнах Псалтири
1 Воспойте Господу песнь новую! Воспой Господу, вся земля!
2 Воспойте Господу, благословляйте имя Его, возглашайте всяк день, что в Нем спасение наше!
3 Возвещайте племенам славу Его, всем народам чудеса Его!
4 Ибо велик Господь и прославлен Он, грозен для всех богов.
5 Ибо все боги язычников бесы; а Господь небеса сотворил.
6 Славословие и красота пред Ним, святость и великолепие во святилище Его.
7 Принесите Господу дары, отцы племен, воздайте Господу славу и честь!
8 Воздайте славу имени Господа! Возьмите жертвы и входите во дворы Его!
9 Поклоняйтесь Господу во дворе святом Его! Да поколеблется пред лицом Его вся земля!
10 Скажите народам, что Господь воцарился; ибо утвердил Он вселенную, и не поколеблется она; судить будет Он народы по правде Своей.
11 Да возвеселятся небеса, и да радуется земля! Да поколеблется море и все сущее в нем!
12 Возрадуются поля и все живущие на них; тогда возрадуются все деревья дубравные пред лицом Господним;
13 Ибо Он идет, идет судить землю, судить вселенную праведно и народы — по истине Своей.
Урок доверия. Нина Юркова

Нина Юркова
Однажды во время беседы на духовные темы, которая проводилась в храме, я услышала фразу: «В трудной ситуации доверься Богу, и делай, всё, что от тебя зависит, а Господь, видя твои усилия, добавит к ним то, чего не достает для решения проблемы».
Какой простой и одновременно сложный рецепт христианского счастья: честно сделай максимум того, что можешь, а остальное доверь Господу.
Мне вспомнился случай, как я опаздывала на поезд. До отправления оставались считанные минуты, а я только вышла из вагона метро. Было совершенно ясно, что, даже если побегу, не успею за столь короткое время преодолеть путь до перрона. В отчаянии я взмолилась: «Боже, я сейчас побегу так быстро, как только смогу, а Ты задержи пожалуйста поезд хоть на несколько минут, если это возможно!» И полетела вверх по эскалатору.
Где-то на середине пути у меня закончились силы. До отправления поезда оставалось две минуты. Я в отчаянии продолжала путь уже шагом, а в голове звучала та самая фраза из духовной беседы: «Делай, что можешь, Господь добавит недостающее!»
Выйдя на перрон, с изумлением обнаружила, что поезд продолжал стоять несмотря на то, что время отправления прошло несколько минут назад. От радости прибыло сил, я побежала, и вскочила в последний вагон, ликуя: «успела!» Дедушка-проводник ободряюще улыбнулся, глядя на моё взволнованное и заплаканное лицо.
Поезд тронулся. Я смотрела в окно, и повторяла: «Благодарю! Благодарю Тебя, Господи, за этот урок доверия!»
Так часто мы не полагаемся на Бога по-настоящему, не даём Ему нам помочь. В трудных обстоятельствах предпочитаем довериться своим силам, другому человеку, или людям, но не Всесильному Богу. И как же часто это наше псевдодоверие бывает посрамлено: свои силы быстро иссякают, люди подводят, а проблема так и остаётся неразрешенной.
Но стоит лишь сказать: «Вот, Господи, я оказалась в такой ситуации, из которой не вижу выхода. Но верю, что выход видишь Ты, и попробую с Твоей помощью справиться» — и эта помощь приходит. То, что казалось запутанным, распутывается, что виделось туманным становится ясным и даже время как будто растягивается. Что невозможно человеку, возможно Богу.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение