
Фото: Dmitry Bukhantsov / Unsplash
«Книга Эсфирь» — единственная в Библии, где не встречается имя Бога, но при этом она всецело проникнута религиозным духом.
Сегодня мы говорим о праведной ветхозаветной жене Эсфири и драме Расина «Эсфирь».
Место действия — город Сузы, столица Персидского царства.
Время действия — V век до Рождества Христова.
События, описываемые в библейской книге «Эсфирь», происходят в Персии. В VI веке до Рождества Христова по указу персидского царя Кира евреям, когда-то уведенным в вавилонский плен, было разрешено вернуться в Палестину. Но не все они сразу же отправились на родину. В Персидском царстве ещё долго оставалась большая колония израильтян, в числе которой была семья Мардохея, служившего привратником в царском дворце.
В 466 году до Рождества Христова царица Астинь, жена персидского владыки Артаксеркса, отказалась явиться на всенародный пир, и за это была изгнана из дворца. Царь Артаксеркс решил выбрать себе новую супругу из самых красивых девушек своего царства. Выбор пал на еврейскую сироту, которая воспитывалась в семье своего дяди Мардохея. Девушка назвала себя персидским именем «Эсфирь», что значит «звезда». Ни царь, ни его придворные не знали, что новая царица по происхождению еврейка.
Случилось так, что царский советник Аман люто невзлюбил привратника Мардохея за то, что тот не хотел ему воздавать почести, как божеству. Узнав о том, что Мардохей — еврей, коварный Аман задумал погубить и его самого, и всех его соотечественников. Он внушил царю Артаксерсксу, что проживающие на территории Персии евреи — бунтари и враги государства, которых следует истребить.
Аман подготовил об этом соответствующий указ, который царю оставалось скрепить своей печатью. Но о планах хитрого царедворца вовремя узнала царица Эсфирь...
Этот полный драматизма сюжет из Ветхого Завета вдохновил известного французского писателя XVII века Жана Батиста Расина на создание пьесы «Эсфирь».
Кульминацией драмы Расина является сцена, когда Эсфирь раскрывает царю Артаксерксу глаза на козни Амана.
О царь! Отцом Эсфири
Был иудей, а ты своим указом
Погибели Израиль весь обрек,
Ты внял речам лукавым царедворца,
Врага твоей неомрачённый славы...
(показывая на Амана)
Да, это он, слуга твой недостойный,
Жестокостью и клеветой дышащий,
Прикрывшийся личиною усердья —
Перед тобой безвинных очернил.
Чтобы в полной мере оценить мужество Эсфирь, нужно вспомнить о положении женщин в Древней Персии, которые не имели права говорить с мужчинами о делах государства. И, конечно, царица Эсфирь сильно рисковала, когда осмелилась заговорить о царском указе.
Только послушайте, как свободно и вдохновенно звучит речь молодой женщины, когда она говорит о своём народе:
В чём упрекнуть ты можешь иудеев?
В каком они повинны мятеже?
Каким врагам преступно помогали?
Покорней их не знаешь ты рабов!
Под тяжестью наложенных оков,
Молясь Творцу, пославшему им кары,
Безропотно снося твои удары,
Они Ему молились за тебя
И лишь Его о помощи молили.
На виселице, которую Аман приготовил для Мардохея, был казнён сам коварный царедворец. А Мардохей стал советником царя Артаксеркса.
Православная Церковь называет Эсфирь праведной, так как она в критической ситуации проявила мужество, и спасла вой народ.
Все выпуски программы Прообразы
8 декабря. Об исполнении пророчества

В 19-й главе Евангелия от Луки есть пророчество Христа об Иерусалиме: «Не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».
Об исполнении этого пророчества — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророчество Господа об Иерусалиме исполнилось в точности. Действительно, язычники, захватив город, не оставили в нём камня на камне. Всё было снесено, а Иерусалим был перепахан и пересеян солью.
И только в IV веке, когда мать императора Константина, равноапостольная Елена, совершит своё паломничество в Иерусалим, город будет расчищен, будет обретён Честной и Животворящий Крест, и церковная жизнь в Иерусалиме, который и название своё на тот момент утратил, будет восстановлена.
Вот так Господь показал, что для народа Божия может означать отступление от Бога. Иудеи, которые кричали: «Распни, распни Его», в итоге оказались без своего города, без своих святынь и вне своей Родины. Это мощнейший урок, сильнейший урок для каждого человека, читающего Евангелие. Нужно просить Бога о том, чтобы и нас за неверие, или маловерие, или жестокосердие, или нечувствие не постигла та же участь.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестёр, со всякою чистотою».
Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем — протоиерей Максим Первозванский.
Мы увещеваем кого-то, когда, с нашей точки зрения, человек поступает неправильно. В чём-то заблуждается, возможно, живёт не так, говорит не так, думает не так. И апостол Павел противопоставляет укорению увещевание. Он говорит: старца не укоряй, но увещевай.
Укорение — это всегда с позиции такой менторской, это всегда с позиции руководителя, это всегда сверху вниз. Если можно так сказать, с позиции фарисейской, в смысле, я такой хороший, я знаю, как правильно, а ты вот, значит, послушай теперь меня.
Конечно, апостол Павел говорит о том, что наша помощь нашим близким в ситуации, когда нам кажется (это ведь ещё не факт, что на самом деле так, но нам кажется), что человек заблуждается и как-то живёт не так или думает не так, чувствует не так — это всегда позиция либо равных, либо снизу вверх. И даже если вдруг мы относимся к младшим, например, младших как братьев (то есть, мы вроде бы можем как старшие братья, но всё равно братья — это равные), то есть либо это позиция равных, либо это позиция снизу вверх. Я не знаю, но вот, извини, я хочу тебе сказать, мне кажется, что это вот так-то, так-то и так-то. То есть ни в коем случае не учительская позиция, в которую мы встаём, а позиция сострадательная и обязательно с любовью. Апостол Павел ещё говорит про молодых сестёр: молодых как сестёр увещевай, — и обязательно добавляет — со всякой чистотой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. О наследии церковных художников
Сегодня 8 декабря. Международный день художника.
О наследии церковных художников — протоиерей Владимир Быстрый.
В Международный день художника мы чествуем не только современных творцов, но и безвестных мастеров прошлого, чьи кисти возводили мост между душой и небом. Мы говорим о великом наследии церковного искусства.
В отличие от светского, где важно самовыражение, здесь художник-иконописец был проводником, а его творение — молитвой. Икона — это окно в горний мир, где через символ и цвет говорит сама вера. Вспомните «Троицу» Андрея Рублёва: это не портрет, а целое богословие в линиях и красках.
А фрески? Они были Библией для неумеющих читать. Взгляните на собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Фрески Дионисия — это не суровый суд, а светлая райская симфония. Его святые парят в золотом сиянии, а нежные лазурные и бирюзовые краски создают ощущение неземной радости. Это праздничное богословие, где всё творение ликует о спасении.
В наш стремительный цифровой век это искусство учит нас созерцательности. Оно напоминает, что мир глубже, чем кажется, что он полон скрытых смыслов, которые нам необходимо найти. И давайте в этот день вспомним этих удивительных художников-богословов. Их творчество — не реликт, а живой источник. Свидетельство того, что искусство может быть не просто украшением, а настоящей службой и дорогой к вечной красоте.
Все выпуски программы Актуальная тема











