
Фото: PxHere
Как, должно быть, удивительно знать, что человек, которого ты хорошо знал, прославлен Церковью в лике святых.
Сегодня мы говорим о преподобном Симеоне (Желнине) и книге протоиерея Евгения Пелешева «Перемена судьбы» и другие печерские рассказы.
Место действия — город Печоры в Псковской области, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.
Время действия — 40-е-50-е годы XX века.
В 1946 году шестнадцатилетний Евгений Пелешев поступил послушником в Псково-Печерский монастырь. После Великой Отечественной войны знаменитая обитель, лежала практически в руинах, но благодаря трудам и молитвам немногочисленной братии постепенно благоустраивалась.
Именно тогда состоялось знакомство послушника Евгения с одним из старейших насельников монастыря — иеромонахом Симеоном (Желниным).
Мы, жившие рядом с ним, кажется, не очень обращали внимание на праведность и прозорливость старца Симеона, а он действительно был провидцем, десятки и сотни людей приезжали в монастырь к нему за советом и благословением. Многим он открывал события их будущей жизни. Он и мою будущность предсказал...
Старец Симеон (в миру Василий Иванович Желнин) родился в деревне Яковлевской Псковской губернии. В 1896 году поступил послушником в Псково-Печерский монастырь, затем принял монашество, а позднее — постриг в схиму с именем Симеон. Иеросхимонах Симеон был свидетелем расцвета обители в конце XIX века и её разорения после революции XVII-го года, пережил в стенах монастыря годы гонений советской власти на Церковь и время фашистской оккупации.
В 1944 году фашисты, готовясь к отступлению, хотели отправить монахов на принудительные работы в Германию. Духовник монастыря отец Симеон призвал братию встать на молитву. Целую ночь продолжалось молитвенное стояние, а наутро оккупантам пришлось срочно покинуть Печоры из-за наступления советских войск.
Всю свою долгую жизнь старец Симеон прожил в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Пока старец мог двигаться, он служил литургию ежедневно и неустанно трудился.
Будучи восьмидесятилетним старцем, старец Симеон сам отливал из цемента фигурные столбики, которые украшали обитель. Был он и прекрасным столяром. Работая по дереву, мог творить буквально чудеса своими руками.
Старец Симеон (Желнин) скончался в 1960 году. Ему был девяносто один год, из них шестьдесят шесть лет он провёл в стенах Псково-Печерской обители. Отпевание отца Симеона стало настоящим торжеством православной веры.
Сретенская церковь не могла вместить всех пришедших печерян и приезжих из разных мест. Тысячи людей стремились попрощаться с ним, испросить его благословения и молитв уже там, пред Престолом Всевышнего. В те годы на Руси отец Симеон был почти единственным подвижником, имевшим от Господа дар предвидения. Крестным ходом его гроб был обнесён по Успенской площади, под звон колоколов внесён в пещеры и поставлен в нишу, которую он сам много лет назад себе приготовил.
В 2003 году старец Симеон (Желнин) был прославлен Церковью в лике святых. Его святые мощи покоятся в Сретенском храме Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
Поклониться святым мощам старца приходит и протоиерей Евгений Пелешев, настоятель храма святой великомученицы Татьяны в Печорах — один из старейших священников Псковской епархии. Много лет назад отец Симеон предсказал молодому послушнику Евгению, что тот станет священнослужителем — и это сбылось.
В книге «Перемена судьбы» и другие печерские рассказы протоиерей Евгений Пелешев с большой теплотой вспоминает о старце Симеоне (Желнине) — русском святом XX века.
Все выпуски программы Прообразы
Псалом 129. Богослужебные чтения

В каком месте молиться легче всего? Какая обстановка благоприятствует самому эффективному разговору с Богом? Ответ на этот вопрос находим в 129-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 129.
Песнь восхождения.
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит?
4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра, более, нежели стражи — утра.
7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
Только что прозвучавший псалом относится к числу покаянных. Начинается он с упоминания о некоей глубине, в которой находится автор, царь Давид и из которой обращается к Богу. Что это за глубина? Очевидно, что это не конкретное место в пространстве. С еврейского языка это слово можно перевести как «пучина», «бездна». И указывает оно скорее на тяжёлое душевое состояние безысходности и безнадёжности. Поэтому в других псалмах это слово используется в одном ряду с такими выражениями, как «глубокое болото» и «тина», в которых вязнет человек.
Всем нам в свою меру понятно, о чём идёт речь. Яркий пример — выходишь на улицу весной, яркое солнце, капель, природа просыпается, птички поют, а на душе тоска, мрак и горечь. Ничего не радует. Словно в яму глубокую провалился. Вот она пучина и бездна, о которой говорит псалмопевец. Нередко, чтобы вылезти из этой ямы, мы пытаемся на что-то переключить своё внимание, чем-то себя развлечь. Смотрим фильм, читаем книгу, идём к друзьям, просто гуляем. И это срабатывает. Жизнь снова начинает нас радовать.
Однако, чем взрослее мы становимся, тем больше неудовлетворённости может быть в нашей душе. Уже не радуют ни друзья, ни семья, ни отдых, ни новые покупки, ни поездки. Всё это словно перестает работать. Жизнь кажется нам безвкусной и прогорклой. Всё это и есть края той бездны, о которой говорит сегодня псалмопевец. И она готова разверзнуться прямо внутри нас во всей полноте. Это жуткое состояние сердечной пустоты. Чтобы заткнуть эту дыру, человек порой бросается во все тяжкие. Становится одержим разными зависимостями, тяжко мучается и мучает окружающих.
Очевидно, что автору псалма, царю Давиду, были не понаслышке знакомы подобные тяжёлые состояния. Но в отличие от многих, он понял, что Единственный, кто может выдернуть нас из этого ада, — это Господь. К Нему и должна быть обращён наш крик о помощи. И часто оказывается так, что молитва из этой сердечной бездны обладает куда большей силой, чем те просьбы, которые мы возносим к Творцу в состоянии внутреннего довольства и душевной сытости. Не только по той причине, что мы чувствуем, как погибаем в этой яме, а по той, что, кроме как на Бога, надеяться нам больше не на кого. Мы отчаянно цепляемся за Него как за последний шанс.
Многие из нас не дошли до такого тяжёлого состояния. Но порой мы всё же чувствуем, как эта пустота начинает заползать в наше сердце. Мы ощущаем в нём присутствие чего-то жуткого и ужасного перед чем мы бессильны. Нас парализует страх. Не будем торопиться бежать от этой пустоты. Заваливать её впечатлениями, эмоциями, заедать её или запивать. Попробуем использовать эту силу себе во благо. Признаем, что мы беспомощны и бессильны перед ней и перед этой жизнью. И из этого состояния, с этого места обратимся ко Творцу с молитвой. Удивительно, как быстро Господь даёт ответ на такую молитву. Там, где мгновение назад был мрак бездны, разливается тёплый и яркий свет Небесного Царства.
Псалом 129. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 129. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 129. На струнах Псалтири
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония,- Господи! кто устоит?
4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи - утра, более, нежели стражи - утра.
7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
20 июня. Об оправдании человеков

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни».
Об оправдании человеков — священник Захарий Савельев.
Первый человек, отец всего человеческого рода, совершил греховный поступок, поступил самолюбиво. Самолюбие в грехе Адама видится и в самом желании совершить преступление, и в самой формулировке ответа на вопрос Бога. «То есть это Ты, как бы, Господи, виноват, это Ты дал мне Еву». Скинуть вину на ближнего. И в этом как раз и заключается падение рода человеческого.
В искупительной жертве Спасителя Бог воплотился, стал одним из нас. Как говорит об этом святитель Афанасий Александрийский: «Для того чтобы всех нас искупить, для того чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти».
Человечество обретает в Спасителе перспективу обожения, перспективу спасения от греха, спасения как раз от того самолюбия, потому что Бог нарушил вот этот привычный ход вещей. Бог воплотился, стал одним из нас. Творец стал частью естественного мира ради каждого из нас.
И в этом и заключается смысл слов апостола Павла: как через одного человека все мы обречены на страдания, так же и через одного человека, Спасителя Господа Иисуса Христа, мы все имеем возможность уйти от неминуемой расплаты за грехи одного человека и за свои собственные прегрешения.
Все выпуски программы Актуальная тема