
В начале моего воцерковления я во всем искала присутствие Божие. Подтверждение своей вере. Знамений. И находила. Много удивительных историй со мной происходило в то время. Но мне всё было мало.
Я отправилась в Иерусалим. В Храм Гроба Господня.
Помню трепет, с которым зашла внутрь. Глаза после солнечной улицы с трудом различали камень помазания и толпы туристов.
Поднялась на Голгофу. В полутьме горели лампадки. Глаза привыкли к слабому освещению и различили крест. На котором распяли Христа. На том самом месте, где проходила казнь. Вот она — история двух тысяч лет в одном помещении. А как будто всё происходит в эту самую минуту.
Прости нас, Господи.
Спустилась к кувуклии — пещере, в которой находится Гроб Господень. Она — в центре храма. Тут был погребён Иисус Христос после распятия и на третий день воскрес. Евангельские события один за другим оживали в памяти.
Захожу внутрь кувуклии. В предел Ангела. Вижу камень, на котором ангел сидел, когда жёны-мироносицы пришли помазать тело Христа. А ангел сказал им, что Христос Воскрес. Вот — то место, где лежал наш Бог, каменная плита. Всё незнакомо и в то же время узнаваемо.
Едва успела приложиться ко Гробу Господню, смотритель поторопил, пригласил на выход. Людей много, задерживаться нельзя. Снова вышла в храм. Увидела группу экскурсантов и примкнула к ним.
Экскурсовод как раз рассказывала про камень, на котором Христа бичевали. Она заверила, что можно приложить ухо к стеклянной витрине, в которой стоит камень, и услышать удары кнута или шум толпы. Но не всем.
По одному люди стали подходить и прослушиваться. Кто-то говорил, что слышал, кто-то — нет. И те, кто не слышал, обвиняли услышавших в играх фантазии. Вся эта картина подогревала интерес, — услышу ли я.
Подошла моя очередь. Я склонилась над витриной и почувствовала холод стекла. Сосредоточилась. Тишина. Я чуть сдвинулась. Ничего. Повернулась другим ухом. И вдруг отчётливо услышала свист плетей и их хлёсткие удары.
Закрыла глаза и замерла от этих звуков. Я боялась дышать, хоть чуть сдвинуться, чтобы не потерять услышанное. Меня поторопили. С трудом заставила себя отлепиться. Как такое возможно? Прокручивала в голове эти звуки и не могла найти им объяснение.
Я провела в Израиле еще несколько дней. Ездила по святым местам. Напитывалась удивительной атмосферой тех земель, по которым холил Спаситель.
В день отлёта я снова вернулась в храм Гроба Господня. К тому камню. Удивительно, но людей почти не было. Доступ к камню был открыт. Я подошла, помолилась... Исследовала каждый сантиметр стеклянной витрины. Прикладывала то одно, то другое ухо. Ничего не слышно. Да что ж такое!
«Господи, дай мне знак!» — молила я. А в ответ — тишина.
Уже скоро самолёт, а я всё от камня отойти не могу. Пришлось оставить это пустое дело. Разочарованная, отправилась в обратный путь. Уже на борту самолёта я почувствовала, что у меня закладывает уши. Затем они страшно разболелись.
Дома я ещё три недели лечила отит. Врач пошутил, объясняя мне причину заболевания. Сказал: «Ты слишком долго грела об ледяное стекло над камнем».
Но я понимала, что причина и в том, что я искушала Господа. «Дай мне знамения» — кричал мой внутренний фарисей. В Евангелии от Матфея мы читаем, как дьявол искушал Христа: «если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногой Твоей». Иисус ответил ему: «написано также: не искушай Господа Бога Твоего».
Этим Христос учит нас смирению и кротости. Не искать знамений и подтверждений, а довериться Господу. Вера — это уверенность в невидимом. Она не нуждается в доказательствах.
Ничего с тех пор от Бога не требую. Урок прошла и практикой-лечением закрепила. Не искушать, но за всё благодарить.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов

Деян., 25 зач., X, 21-33.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться избегать крайностей в отношениях с людьми? Как приобрести чувство меры и такта? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 10-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
21 Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?
22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.
23 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.
24 В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.
25 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.
26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.
27 И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.
28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.
29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?
30 Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде,
31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.
32 Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.
33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.
Корнилий, о котором мы только что услышали, был римским офицером, а по своей религиозной принадлежности язычником. Несмотря на это он испытывал глубокое уважение и симпатию к иудейской вере в Единого Бога. Вероятно, он собирался принять обрезание и стать полноценным иудеем. Однако Господь посылает к нему апостола Петра для того, чтобы совершить над им Таинство Крещения и сделать его участником христианской Церкви. Писание подчёркивает, что это событие далеко не случайное. Обоим было видение свыше. А потому их встречу устраивает Сам Бог.
Корнилий посылает за Петром своих слуг, и апостол вместе с ними идёт в город Кесарию. Писание говорит, что Корнилий, встретив Петра, припал к его ногам. Примечательна ответная реакция апостола: «встань; я тоже человек». Почему Пётр так говорит? Зачем препятствует благочестивому порыву? Ведь в том же самом Писании мы видим, как люди воздают почести посланцам Творца. В том числе кланяются им до земли.
Несмотря на то, что Корнилий верит в Единого Бога, по своему менталитету он ещё язычник. А язычники того времени были склонны видеть в великих людях воплощение тех или иных божественных сил. Яркий пример находим также в книге Деяний, когда именно так воспринимают апостола Филиппа самаряне. Ещё более красноречивый случай произошёл в городе Листра. Здесь люди, поражённые чудесами апостолов Павла и Варнавы, в первом распознали Гермеса, а втором — Зевса. Апостол Пётр видит в Корнилие подобные настроения, а потому и останавливает его. «Я просто человек, такой же несовершенный и ограниченный, как и ты. Со своими предрассудками, заблуждениями и недостатками. Просто Господь по Своему Промыслу действует через меня». Вот смысл его слов.
Очень интересный и важный момент. Путь веры предполагает, что мы обретаем не только то, что у нас появляется крепкая и надёжная связь с Творцом. Он также предполагает, что мы обретаем взвешенные, сбалансированные отношение с окружающими. Можно было бы назвать эти отношения трезвыми и здравомысленными. Это означает, что мы, с одной стороны, не делаем из людей небожителей и полубогов, не возносим их на пьедестал, не заискиваем и не угодничаем перед ними. С другой стороны, не унижаем их, не обесцениваем, не критикуем нещадно. Но ко всем у нас появляется нелицеприятное, ровное, доброжелательное отношение. Во всех мы начинаем видеть детей Божиих со своими достоинствами и недостатками.
Случай с Корнилием показывает, что для этого недостаточно одного доброго душевного расположения и религиозных убеждений. Для этого необходимо приобретение духовного опыта. А это происходит лишь в том случае, если мы совершаем духовную работу. Для нас, верующих во Христа, помимо участия в таинствах Церкви, это ежедневное и систематичное исполнение заповедей Евангелия. Такая работа помогает нам держать фокус своего внимания на воле Божией и на Самом Боге. В ответ Господь даёт нам Свою благодать, которая и учит нас избегать крайностей и наполняет чувством меры и такта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать детей, которые проходят лечение в больницах Петербурга

Лиля росла без родителей. Когда ей было три года, она в одиночку боролась с опухолью в больнице Санкт-Петербурга. В перерывах между химиотерапией её отправляли в детский дом. Шансов на усыновление было крайне мало — никто не хотел забирать девочку с такой тяжёлой болезнью... Жизнь малышки переменилась, когда о ней узнала волонтёр по имени Лидия.
Женщина много лет совместно с одной благотворительной организацией помогала детям-сиротам в больнице, и до этого не решалась взять ребёнка под опеку. Они с мужем уже воспитывали двоих детей, у одной из девочек была инвалидность. Но увидев Лилю, она почему-то не смогла пройти мимо. Малышка месяцами лежала в больнице, переживая сложные процедуры без поддержки взрослых. Лидия посоветовалась с мужем и детьми, и они решили забрать девочку в семью. «Благодарю Бога за то, что у нас появилось такое чудо», — говорит приёмная мама.
Сейчас Лиле уже 13 лет, она вместе с близкими живёт в деревне в Вологодской области. Здесь есть свой дом и сад, настоящая русская печь, уютные комнаты и аромат пирогов. Во всём тут чувствуется любовь и забота. Девочка учится, занимается в художественной школе и помогает маме по хозяйству, у неё есть друзья и насыщенная жизнь подростка.
Лилина болезнь всё ещё сохраняется. Она уже не лежит в больницах, но регулярно наблюдается у врачей и проходит обследования. Это нужно, чтобы контролировать опухоль.
Некоторые медицинские обследования и анализы не входят в перечень бесплатных и стоят дорого. Поэтому Лилю поддерживает фонд «Свет.Дети». Он помогает семье с оплатой этих процедур.
Поддержать фонд и его подопечных из разных городов, которые прямо сейчас проходят лечение и обследования в больницах Санкт-Петербурга, можно на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь и судьба М.А. Булгакова». Алексей Варламов

У нас в студии был ректор литературного института имени Горького Алексей Варламов.
Разговор шел о жизненном пути знаменитого писателя Михаила Афанасьевича Булгакова: о ключевых событиях, главных вызовах и отношениях с Богом.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ ко дню рождения М.А. Булгакова.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер