
В начале моего воцерковления я во всем искала присутствие Божие. Подтверждение своей вере. Знамений. И находила. Много удивительных историй со мной происходило в то время. Но мне всё было мало.
Я отправилась в Иерусалим. В Храм Гроба Господня.
Помню трепет, с которым зашла внутрь. Глаза после солнечной улицы с трудом различали камень помазания и толпы туристов.
Поднялась на Голгофу. В полутьме горели лампадки. Глаза привыкли к слабому освещению и различили крест. На котором распяли Христа. На том самом месте, где проходила казнь. Вот она — история двух тысяч лет в одном помещении. А как будто всё происходит в эту самую минуту.
Прости нас, Господи.
Спустилась к кувуклии — пещере, в которой находится Гроб Господень. Она — в центре храма. Тут был погребён Иисус Христос после распятия и на третий день воскрес. Евангельские события один за другим оживали в памяти.
Захожу внутрь кувуклии. В предел Ангела. Вижу камень, на котором ангел сидел, когда жёны-мироносицы пришли помазать тело Христа. А ангел сказал им, что Христос Воскрес. Вот — то место, где лежал наш Бог, каменная плита. Всё незнакомо и в то же время узнаваемо.
Едва успела приложиться ко Гробу Господню, смотритель поторопил, пригласил на выход. Людей много, задерживаться нельзя. Снова вышла в храм. Увидела группу экскурсантов и примкнула к ним.
Экскурсовод как раз рассказывала про камень, на котором Христа бичевали. Она заверила, что можно приложить ухо к стеклянной витрине, в которой стоит камень, и услышать удары кнута или шум толпы. Но не всем.
По одному люди стали подходить и прослушиваться. Кто-то говорил, что слышал, кто-то — нет. И те, кто не слышал, обвиняли услышавших в играх фантазии. Вся эта картина подогревала интерес, — услышу ли я.
Подошла моя очередь. Я склонилась над витриной и почувствовала холод стекла. Сосредоточилась. Тишина. Я чуть сдвинулась. Ничего. Повернулась другим ухом. И вдруг отчётливо услышала свист плетей и их хлёсткие удары.
Закрыла глаза и замерла от этих звуков. Я боялась дышать, хоть чуть сдвинуться, чтобы не потерять услышанное. Меня поторопили. С трудом заставила себя отлепиться. Как такое возможно? Прокручивала в голове эти звуки и не могла найти им объяснение.
Я провела в Израиле еще несколько дней. Ездила по святым местам. Напитывалась удивительной атмосферой тех земель, по которым холил Спаситель.
В день отлёта я снова вернулась в храм Гроба Господня. К тому камню. Удивительно, но людей почти не было. Доступ к камню был открыт. Я подошла, помолилась... Исследовала каждый сантиметр стеклянной витрины. Прикладывала то одно, то другое ухо. Ничего не слышно. Да что ж такое!
«Господи, дай мне знак!» — молила я. А в ответ — тишина.
Уже скоро самолёт, а я всё от камня отойти не могу. Пришлось оставить это пустое дело. Разочарованная, отправилась в обратный путь. Уже на борту самолёта я почувствовала, что у меня закладывает уши. Затем они страшно разболелись.
Дома я ещё три недели лечила отит. Врач пошутил, объясняя мне причину заболевания. Сказал: «Ты слишком долго грела об ледяное стекло над камнем».
Но я понимала, что причина и в том, что я искушала Господа. «Дай мне знамения» — кричал мой внутренний фарисей. В Евангелии от Матфея мы читаем, как дьявол искушал Христа: «если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногой Твоей». Иисус ответил ему: «написано также: не искушай Господа Бога Твоего».
Этим Христос учит нас смирению и кротости. Не искать знамений и подтверждений, а довериться Господу. Вера — это уверенность в невидимом. Она не нуждается в доказательствах.
Ничего с тех пор от Бога не требую. Урок прошла и практикой-лечением закрепила. Не искушать, но за всё благодарить.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер