Николай Чудотворец святой, которого я знала с детства. Главным правилом перед любой поездкой для меня всегда было — попросить помощи святителя.
Это прочно вошло в жизнь. Первый тропарь, который вспоминаю в начале пути — святому Николаю Угоднику.
А что, если его можно было бы встретить в пути? Ведь есть же истории, когда Луку Крымского видели в реанимации, а Ксенюшку Петербургскую — возле её часовенки. Я размышляла об этом порой, а однажды подруга Аня рассказала свою историю такой встречи.
Она недавно уверовала в Господа, воцерковилась. И вера ее была детской и горячей. Но святых она тогда почти не знала. Я поделилась с ней своими размышлениями о встрече со святыми, а Аня говорит — «у меня было такое»!
И начала свой рассказ:
Собралась я как-то на машине в один старинный монастырь. Как водится, помолилась и отправилась. Ехать несколько часов. В самом начале пути на оживленном шоссе увидела голосовавшего старичка. Выглядел он как бездомный — одежда изношена, из-под рваной шапки торчали седые кудри, на ногах — огромные грязные ботинки.
Все машины неслись мимо. Я тоже было промчалась, но совесть обличала — за окном промозглая осень, он одет кое-как, вероятность, что его подвезут, очень мала. А ты не на работу опаздываешь. При первой же возможности развернулась. Подъехала к этому старичку. Открыла ему переднюю дверь, предложила:
— Садитесь!
— Деточка, ты посмотри, какой я грязный, всю твою чистенькую машинку собой испачкаю. Салон вон какой светленький.
— Ничего, дедуль.
— Милая, так я ж пахну плохо.
— Ничего страшного. Не переживайте, садитесь.
— Тогда я лучше назад сяду.
— Как вам удобно.
Он сел на заднее сиденье, по диагонали от меня. Так, что в зеркале заднего вида отражались его глаза. На фоне потемневшей, видимо от грязи кожи, они казались какими-то особенно ясными. И буквально светились добротой.
Машина мгновенно наполнилась неприятным запахом. Несмотря на холод за окном, я приоткрыла окна.
А дедушка стал благодарить. Говорит:
— Давно стою, озяб уже.
— Я включила подогрев сиденья, сейчас потеплее станет.
Он молчал и улыбался. А я все смотрела украдкой на его глаза, отражавшиеся в зеркале заднего вида.
Мы проехали всего ничего, и вдруг он попросил его высадить.
— Как? Уже? Да тут же лес кругом, куда здесь идти?
— Нет-нет, деточка, мне именно здесь надо. Как тебя зовут, милая? Помолюсь о тебе.
— Анна. А Вас, дедушка, как звать?
— А меня Николай.
Выходя из машины, он почему-то сказал: «Ну, увидимся, может, ещё».
Я подумала, как странно — где нам встречаться-то?
В общем, высадила его и поехала дальше. Но впечатления от встречи никак меня не отпускали. Всё взгляд его тёплый, ласковый воспоминала.
Добралась до обители благополучно, хотя в конце пути начался страшный ливень. Дворники на лобовом стекле не справлялись с потоками воды. Слава Богу, доехала — подумала я.
Сразу зашла в храм. Уже сумерки были, а в храме светло от свечей, тепло, уютно. Брожу от иконы к иконе незнакомых святых. И вдруг вижу знакомые глаза на меня с иконы глядят. Мурашки пробежали по телу.
Рядом девушка чистила подсвечник. Обратилась к ней: «Извините, не подскажете, кто этот святой?». Она ответила: «Николай Чудотворец. Он путешествующих бережёт. Ему в поездках молятся».
Я стояла перед иконой святого Николая, а, казалось, что с образа на меня глядит мой попутчик. Тоже Николай. Который пообещал ещё встретиться.
И я подумала: в Евангелии от Матфея мы читаем: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня».
Так просто и так сложно — увидеть нуждающегося в нашей помощи и не отказать ему. Не обратить внимания на внешнее, а заметить внутренний свет. Не проглядеть святого в нищем, а Христа — в любом человеке.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 139. Богослужебные чтения
Как победить врагов и недругов, которые строят нам козни и отравляют нашу жизнь? Ответ на этот вопрос находим в 139-м псалме, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 139.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя:
3 они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань,
4 изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их.
5 Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы́ мои.
6 Гордые скрыли силки́ для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня.
7 Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих!
8 Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.
9 Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся.
10 Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.
11 Да паду́т на них горящие у́гли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали.
12 Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечёт притеснителя в погибель.
13 Знаю, что Господь сотворит суд угнетённым и справедливость бедным.
14 Так! праведные будут славить имя Твоё; непорочные будут обитать пред лицом Твоим.
Только что прозвучавший псалом — это жалоба псалмопевца Богу на злых людей. Автор просит у Господа защиты от врагов. Примечательно то, что своих недругов он представляет в образе змеи. Особенно это чувствуется в четвёртом стихе: «изощря́ют язы́к свой, как змея́; яд а́спида под уста́ми их», — говорится здесь. В тексте оригинала в этой строке присутствует фонетическая игра. Слова, которые на русский язык переведены как «изощрять», «язык», «змея», «аспид», «уста», в древнееврейском варианте содержат звуки «ш» и «с». Такой многократный повтор создает избыток шипящих и свистящих звуков. Этот литературный приём позволяет читателю представить образ змеи более отчётливо.
Ещё одна важная характеристика врагов заключается в том, что они, по словам псалмопевца, «зло́е мы́слят в се́рдце, вся́кий день ополча́ются на брань». Если перевести это буквально, то получается, что эти люди живут ради войны. Они постоянно вынашивают в своём сердце коварные планы. Для них естественно и комфортно жить в состоянии вражды, конкуренции и соперничества. Все вместе эти характеристики недругов псалмопевца намекают на образ того самого змея, под которым в Священном Писании нередко изображается сатана. Сатана — это в переводе с еврейского «противник». Тот, в ком нет мира. Кто постоянно сопротивляется. Тот, кто всегда против и пытается навязать окружающим свою волю.
Несмотря на то, что автор псалма описывает таким способом кого-то из реальных людей, если посмотреть на более широкий контекст Священного Писания, всё оказывается не так-то просто. В Послании апостола Павла к Римлянам дословно повторяется четвёртый стих прозвучавшего псалма: «яд аспида под устами их» (Рим. 3:13). При этом апостол говорит уже не о людях-противниках, которые мешают ему жить. Он вспоминает эту строчку Псалтири, рассуждая о всеобщей греховности человечества. Яд аспида носит в себе всякий человек. Всякий из нас время от времени становится коварной змеёй, которая жалит окружающих и, что важнее всего, саму себя.
Речь идёт о том, что каждый из нас оказывается в состоянии сопротивления жизни и людям. Каждый имеет привычку по делу и без дела настаивать на своём. Добиваться собственных целей, не обращая внимания на тот ущерб, который может быть нанесён окружающим и собственной душе. Находиться рядом с таким человеком — всё равно, что сидеть на пороховой бочке. Не знаешь, когда она взорвётся. Из-за этого возникает излишнее мучительное напряжение. Поэтому, когда псалмопевец просит в начале своей молитвы: «Изба́вь меня́, Го́споди, от челове́ка зло́го», — он просит не только о том, чтобы его враги исчезли и больше его не донимали. Человек злой — это наша вторая натура, тёмная, мрачная сторона нашей души, которая порой берёт верх и вносит в жизнь хаос, боль и в итоге делает её невыносимой.
Христианская традиция обращает наше внимание именно на этого врага. С ним она призывает нас бороться. Таинства Церкви, исполнение Евангельских заповедей, вся церковная дисциплина — это те инструменты, которые помогают нам снизить градус сопротивления людям, Богу и самим себе. Они помогают нам перестать носить войну в своей душе. Как говорил преподобный Серафим Саровский, приобрести мирный дух в своём сердце. Чтобы люди, которые нас окружают, не бежали от нас без оглядки, как при виде ядовитого гада, но тянулись к нам, как к источнику мягкого тепла и света.
«Храмы и музеи». Дмитрий Остроумов, Дионисий Денисов
У нас в студии были архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов и заведующий сектором научно-методической работы музея имени Андрея Рублева, искусствовед Дионисий Денисов.
Разговор шел о сохранении памятников церковного искусства и о том, как могут взаимодействовать храмы и музеи.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Первая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена смыслам храмового пространства (эфир от 03.11.2025)
Вторая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена особенностям современной храмовой архитектуры (эфир от 04.11.2025)
Третья беседа с Дмитрием Остроумовым и Дионисием Иванниковым была посвящена церковному искусству в пространстве храма (эфир от 05.11.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Доверие Богу». Надежда Космирова
У нас в гостях была многодетная мама, общественный деятель, продюсер Надежда Космирова.
Наша гостья рассказала о том, как жизненные испытания и скорби помогли ей научиться доверять Богу и почему сейчас в своей работе она старается поднимать темы, связанные с христианскими ценностями.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер







