Однажды на съёмочной площадке я повстречала Клару. Женщину лет сорока пяти. Оказалось, что она в кино совсем не давно. Мне стало интересно, каким образом человек может изменить свою жизнь после сорока и прийти в новую профессию. Мы разговорились. Клара поведала мне свою историю:
В детстве она мечтала работать в кино. Но с мечтой пришлось расстаться, как только появилась семья. В тяжелые девяностые с мужем торговали одеждой на рынке. Поэтому она знала, как быстро почистить, привести в порядок костюм, если нужно. На торговле удалось заработать. Супруг основал собственную компанию. Клара занималась домом и детьми.
Казалось, такая жизнь будет продолжаться вечно: достаток, любящий муж, сын, дом — полная чаша. Что ещё пожелать?
Однажды вечером, вернулась с дачи. Вошла в квартиру и обмерла — муж лежал без сознания. Бросилась звонить в скорую. Приехали врачи, носилки, сирена, больница... Через 2 дня муж умер.
Кларе было 40 лет. В один миг лишилась любимого, опоры, достатка. Как жить? Что делать? Однажды вечером, не в силах больше переживать боль утраты, вышла на улицу. Тоска гнала прочь, ноги сами довели до Ленинградского вокзала. Там села в поезд и поехала в Санкт-Петербург. Почему именно туда? Не объяснить.
Приехала в Питер, позвонила давней знакомой. Та приютила, успокоила, посоветовала пойти в Александро-Невскую лавру.
Клара пошла. Долго молилась у мощей святого Александра Невского. Потом села на лавочку у стены, погрузилась в себя.
И вдруг заметила, что пространство вокруг огораживают лентой. Пришла съёмочная группа, отделила эту часть собора и начала снимать кино. При этом Клара оказалась на съёмочной площадке. Ее не выгнали, хотя других людей внутрь огороженного периметра не пускали.
Сначала она не обращала внимания на киношников. Но те всё время сновали туда-сюда, и Клара невольно стала наблюдать за ними. В какой-то момент у главной актрисы на светлом пальто появилось пятно. Все переполошились, костюмера найти не могли. Сердитый мужчина режиссёр, уже начал повышать голос. И тогда Клара на автомате достала влажную салфетку и предложила помочь. Для нее не было никакой сложности в удалении пятен — пригодился опыт работы с одеждой. Удивленные киношники поблагодарили.
В следующей сцене заметила, что костюм героя сидит не очень опрятно и помогла привести в порядок. Для кинематографистов участие Клары в процессе стало подарком! Ей предложили остаться.
За съёмочным процессом день пролетел незаметно. И только вечером выходя из храма, моя приятельница заметила, что впервые за много месяцев, напевает что-то себе под нос.
Три дня она снимала кино в Санкт-Петербурге, не в силах поверить в это. Вернулась в Москву вместе с киношниками. И съёмочный процесс продолжился. Потом появилось предложение работать на новом кинофильме. А следом пришло желание учиться и развиваться в новой интересной профессии.
Еще пару месяцев назад казалось, что жизнь потеряла смысл. Но с помощью святого Александра Невского открылась новая дверь, появились люди, которым оказались необходимы умения и навыки Клары. Пришло желание жить и творить.
Сейчас из просто помощника реквизитора она доросла до художника по костюмам. Работает на съемках исторические сериалов с самыми сложными костюмами.
А я не перестаю дивиться промыслу Бога и том, как Он может утешить, помочь пережить утрату и дать человеку именно то, что сделает счастливым — возможность реализовать свои таланты.
Автор: Светлана Душевная
Все выпуски программы Частное мнение
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Окончание года и его итоги;
— Влияние жизненных испытаний на приход в Церковь;
— Новогодние традиции и христианство.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 27.12.2024». Алексей Соколов, Арсений Федоров
- «Взаимоотношения Древней Руси с другими государствами». Максим Дробышев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 27.12.2024». Алексей Соколов, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Анна Леонтьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров обсуждали то, как подводить итоги уходящего года и за что можно было бы поблагодарить этот год и Бога.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева
Все выпуски программы Журнал
Василий Поленов. «Осень в Абрамцеве»
— Как я рада, Андрей, что мы выбрались с тобой сюда, под Тулу, в усадьбу Поленово! Отрадно побродить в тишине по тропинкам заповедника, насладиться картинами Василия Поленова в его доме-музее. Жалко, что заканчивается такой прекрасный день! Куда бы ещё нам съездить в следующие выходные?
— Вот, картина на стене подсказывает, сестрёнка, что можно махнуть в Абрамцево. Это в шестидесяти километрах от Москвы.
— Полотно называется «Осень в Абрамцеве». Удивительный пейзаж — яркий, сочный! Художник запечатлел то, что называют буйством осенних красок. В речушке отражаются зелёные ели, золотые берёзы, красные осины. Благодаря богатой палитре лесной уголок выглядит уютным. В Абрамцево правда так красиво осенью?
— В любое время года! Недаром в конце девятнадцатого века усадьба служила источником вдохновения для многих художников. В имении, принадлежавшем меценату Савве Мамонтову, любили бывать Илья Репин, Валентин Серов, Михаил Нестеров, братья Васнецовы.
— И Василий Поленов тоже?
— Безусловно! В жизни этого живописца Абрамцево сыграло особую роль. Именно там он познакомился со своей будущей женой, Натальей Якунчиковой. Она была двоюродной сестрой хозяйки поместья, Елизаветы Григорьевны.
— Это в каком году было?
— В 1881-ом. Мамонтовы тогда как раз задумали поставить в своём имении церковь, и гости-художники с воодушевлением принялись за реализацию этой идеи. Принимали участие в общей работе и Василий Дмитриевич с Натальей. Поленов делал эскизы хоругвей — церковных знамён, а Наталья вышивала лики святых по его прорисям. И полюбила художника всем сердцем.
— Первая полюбила?
— Да. За несколько лет до встречи с Натальей Василий пережил трагедию — любимая им девушка, княжна Маруся Оболенская, скоропостижно скончалась. После этого он как будто запер сердце на замок. И не сразу заметил, каким восторженным взором смотрит на него юная вышивальщица.
— Но все-таки откликнулся на её чувства?
— Откликнулся, да. В 1882 году Василий и Наталья повенчались в том самом храме, над благоустройством которого трудились.
— Картина «Осень в Абрамцеве» именно тогда была написана?
— Нет, через несколько лет. Это полотно связано со скорбной страницей биографии Поленовых. В 1886 году Василий и Наталья похоронили своего первенца, двухлетнего Федюшку. Друзья настояли, чтобы художник с женой приехали в Абрамцево. Там супруги, переживая горе, уединялись в лесном уголке, который мы видим на изображении.
— И Поленов находил в себе силы работать над полотном?
— Нет, тогда работать у художника не получалось. Он сделал несколько набросков, и лишь спустя годы, в 1890-ом, написал по ним картину. Между собой Поленовы называли её «Федюшкино воспоминание».
— Удивительно, но работа получилась светлой.
— Василий Поленов прошёл нелёгкий путь преодоления горя. Он черпал силы в вере в Бога, в любви к своей жене, в творчестве, в заботе о новых родившихся детях. И весь этот опыт отразился в произведении «Осень в Абрамцеве». Пусть от тёмных зарослей хвои на изображении веет тревогой, но алые сполохи осин рассеивают её, словно вспышки радости. А щедрое золото берёз шепчет о том, что Божия благодать врачует любые раны.
Картину Василия Поленова «Осень в Абрамцеве» можно увидеть в усадьбе Поленово — Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике Василия Поленова, в Тульской области.
Все выпуски программы: Краски России