
Фото: Birmingham Museums Trust / Unsplash
Эта история произошла со мной в детстве. В студии детского творчества, куда нас водили с сестрой Юлей, мы праздновали Рождество Христово. Накануне вечером наша мама специально напекла печенья. Положив угощенье в корзинку и прикрыв полотенцем, мы взяли его с собой на праздник. Какой славный был вечер! Мы вместе пели колядки, водили вокруг ёлки хоровод, читали стихи о том, как родился Младенец Христос. А потом мама взяла корзинку, от которой вкусно пахло корицей и мандариновой корочкой, и начала угощать всех печеньем. Людей собралось много, а корзинка была небольшая. Поэтому мама раздала каждому по одной печеньке. Однако угощение ещё оставалось, поэтому мама раздала ещё по три штучки. Но печенье всё не заканчивалось. И тогда мама раздала ещё по пять печенек каждому. И потом ещё по половинке. И тогда кто-то сказал, что произошло настоящее чудо, как в Евангелии, когда Христос накормил пять тысяч человек двумя рыбками и пятью хлебами. И дети, и взрослые радовались, а мы с Юлей были самыми счастливыми, потому что печенье испекла наша чудесная мама.
Я всегда вспоминаю эту историю в Рождество. Одно из праздничных песнопений, которое поётся в этот день, очень точно передаёт мои чувства и радость Божьего чуда, произошедшего в детстве, — это праздничный антифон Рождества Христова. Слово «антифон» переводится с греческого языка «звук напротив» или «отвечающий звуком на звук». В древние времена антифоны пели поочерёдно двумя хорами — то есть хоры будто отвечали друг другу. Всего Рождественских антифонов два. Они исполняются друг за другом в начале литургии — главного христианского богослужения, во время которого совершается Таинство Евхаристии (то есть Причастие). Первый из антифонов, о котором мне хотелось бы рассказать, основан на тексте 110 псалма царя Давида и состоит из четырёх стихов — коротких строчек, соединённых общим припевом: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас». Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Первая строчка песнопения звучит так: «Прославлю Тебя, Господи, всем сердцем моим, поведаю все чудеса Твои» или по-церковнославянски «Испове́мся Тебе́, Го́споди, всем се́рдцем мои́м,/ пове́м вся чудеса́ Твоя́».
Давайте послушаем первую часть песнопения:
После припева следует вторая строка: «Среди собрания праведных и среди общины велики дела Господни» или по-церковнославянски «В сове́те пра́вых и со́нме/ ве́лия дела́ Госпо́дня».
Послушаем вторую часть:
Третья строчка звучит так: «О них размышляют все, кто любит Его» или по-церковнославянски «Изы́скана/ во всех во́лях Его́».
Послушаем третью часть:
Текст четвёртой строки песнопения таков: «Хвала и великолепие — дело Его, и правда Его пребывает из века в век» или по-церковнославянски «Испове́дание и великоле́пие де́ло Его́,/ и пра́вда Его́ пребыва́ет в век ве́ка».
Послушаем четвёртую часть песнопения:)
Рождественское песнопение завершается словами «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь» и припевом «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас».
Предлагаю ещё раз вместе послушать антифон Рождества Христова полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема