
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 89 зач., V, 10-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является главным препятствием человека на пути к Богу и Царству Небесному? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.
12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.
13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.
14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.
15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.
16 И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений.
Идея, которую в только что прозвучавшем отрывке сообщает нам апостол Павел, — это одна из фундаментальных истин христианской веры. Суть её в следующем: «как из-за греха Адама все люди потеряли единство с Богом, так и через подвиг Иисуса Христа каждый из нас имеет возможность вернуться в тесное общение с Творцом». В основе мысли Павла лежит важная духовная закономерность, согласно которой человеческий род — это единый организм. Нарушил заповедь Адам, однако последствия его поступка тяжким бременем легли на каждого из нас. Не потому, что мы лично виновны в преступлении. Но потому, что от осинки не родятся апельсинки. По естественному закону мы наследовали от прародителей склонность ко греху. В чём же проявляется эта склонность?
Каждый из нас на самом глубинном уровне своего существа одержим двумя страхами: страхом потерять своё и страхом не получить желаемого. Эти страхи превращает всякого человека в потребителя. Вместо того, чтобы отдавать, он гребёт под себя. Каждый это делает на своём уровне. В разных ситуациях по-разному. Бывает осознанно, бывает неосознанно. Бывает в открытую, а бывает, прикрываясь высокими и благородными лозунгами. Мы потребляем вещи, эмоции, людей. Внутри нас словно работает без остановки огромный пылесос. Мы становимся одержимы идеями и состояниями. Поэтому наша душа словно усадьба гоголевского Плюшкина забита всяким барахлом. Там очень мало света и Бога. А где нет Бога, там в итоге мрак, пустота и смерть. И это состояние мы передаём дальше по эстафете как окружающим нас людям, так и, конечно же, своим детям. Подобным образом смерть распространяется от каждого из нас концентрическими кругами как в пространстве, так и во времени. И чем дальше, тем больше, подобно лавине. Мы страдаем, но не знаем, как самостоятельно выйти из этой колеи.
Христос пришёл именно для того, чтобы остановить этот снежный ком. Своей проповедью и жизнью Он показал, как можно жить, не потребляя и не нагребая под себя, но отдавая. Более того, Он дал нам силы идти навстречу своему патологическому страху потерять, упустить, лишится и не успеть. Евангельские заповеди именно об этом. Это о том, как отпускать своё ради исполнения воли Бога и ради другого человека. Это о том, как раз за разом шагать навстречу своим эгоистичным фобиям, которые шепчут, что, если ты будешь жить по воле Творца, тебе обязательно сядут на шею, будут вытирать о тебя ноги, ты станешь терпилой, а в итоге превратишься в дырку от бублика. Оказывается, эта пустота небытия, которой нас пугает наша больная самость, иллюзорна. Если доверимся Богу и ежедневно будем находить в себе силы во всякой ситуации со всяким человеком делать шаг в эту неизвестность, в этот страх стать никем, то вскоре обнаружим, что наши боязни — это всего лишь ширма, это дверь, за которой нас ждёт Господь и где открывается широта и простор скрытого в нас самих Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 129. Богослужебные чтения

В каком месте молиться легче всего? Какая обстановка благоприятствует самому эффективному разговору с Богом? Ответ на этот вопрос находим в 129-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 129.
Песнь восхождения.
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит?
4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра, более, нежели стражи — утра.
7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
Только что прозвучавший псалом относится к числу покаянных. Начинается он с упоминания о некоей глубине, в которой находится автор, царь Давид и из которой обращается к Богу. Что это за глубина? Очевидно, что это не конкретное место в пространстве. С еврейского языка это слово можно перевести как «пучина», «бездна». И указывает оно скорее на тяжёлое душевое состояние безысходности и безнадёжности. Поэтому в других псалмах это слово используется в одном ряду с такими выражениями, как «глубокое болото» и «тина», в которых вязнет человек.
Всем нам в свою меру понятно, о чём идёт речь. Яркий пример — выходишь на улицу весной, яркое солнце, капель, природа просыпается, птички поют, а на душе тоска, мрак и горечь. Ничего не радует. Словно в яму глубокую провалился. Вот она пучина и бездна, о которой говорит псалмопевец. Нередко, чтобы вылезти из этой ямы, мы пытаемся на что-то переключить своё внимание, чем-то себя развлечь. Смотрим фильм, читаем книгу, идём к друзьям, просто гуляем. И это срабатывает. Жизнь снова начинает нас радовать.
Однако, чем взрослее мы становимся, тем больше неудовлетворённости может быть в нашей душе. Уже не радуют ни друзья, ни семья, ни отдых, ни новые покупки, ни поездки. Всё это словно перестает работать. Жизнь кажется нам безвкусной и прогорклой. Всё это и есть края той бездны, о которой говорит сегодня псалмопевец. И она готова разверзнуться прямо внутри нас во всей полноте. Это жуткое состояние сердечной пустоты. Чтобы заткнуть эту дыру, человек порой бросается во все тяжкие. Становится одержим разными зависимостями, тяжко мучается и мучает окружающих.
Очевидно, что автору псалма, царю Давиду, были не понаслышке знакомы подобные тяжёлые состояния. Но в отличие от многих, он понял, что Единственный, кто может выдернуть нас из этого ада, — это Господь. К Нему и должна быть обращён наш крик о помощи. И часто оказывается так, что молитва из этой сердечной бездны обладает куда большей силой, чем те просьбы, которые мы возносим к Творцу в состоянии внутреннего довольства и душевной сытости. Не только по той причине, что мы чувствуем, как погибаем в этой яме, а по той, что, кроме как на Бога, надеяться нам больше не на кого. Мы отчаянно цепляемся за Него как за последний шанс.
Многие из нас не дошли до такого тяжёлого состояния. Но порой мы всё же чувствуем, как эта пустота начинает заползать в наше сердце. Мы ощущаем в нём присутствие чего-то жуткого и ужасного перед чем мы бессильны. Нас парализует страх. Не будем торопиться бежать от этой пустоты. Заваливать её впечатлениями, эмоциями, заедать её или запивать. Попробуем использовать эту силу себе во благо. Признаем, что мы беспомощны и бессильны перед ней и перед этой жизнью. И из этого состояния, с этого места обратимся ко Творцу с молитвой. Удивительно, как быстро Господь даёт ответ на такую молитву. Там, где мгновение назад был мрак бездны, разливается тёплый и яркий свет Небесного Царства.
Псалом 129. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 129. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 129. На струнах Псалтири
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония,- Господи! кто устоит?
4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи - утра, более, нежели стражи - утра.
7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
20 июня. Об оправдании человеков

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни».
Об оправдании человеков — священник Захарий Савельев.
Первый человек, отец всего человеческого рода, совершил греховный поступок, поступил самолюбиво. Самолюбие в грехе Адама видится и в самом желании совершить преступление, и в самой формулировке ответа на вопрос Бога. «То есть это Ты, как бы, Господи, виноват, это Ты дал мне Еву». Скинуть вину на ближнего. И в этом как раз и заключается падение рода человеческого.
В искупительной жертве Спасителя Бог воплотился, стал одним из нас. Как говорит об этом святитель Афанасий Александрийский: «Для того чтобы всех нас искупить, для того чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти».
Человечество обретает в Спасителе перспективу обожения, перспективу спасения от греха, спасения как раз от того самолюбия, потому что Бог нарушил вот этот привычный ход вещей. Бог воплотился, стал одним из нас. Творец стал частью естественного мира ради каждого из нас.
И в этом и заключается смысл слов апостола Павла: как через одного человека все мы обречены на страдания, так же и через одного человека, Спасителя Господа Иисуса Христа, мы все имеем возможность уйти от неминуемой расплаты за грехи одного человека и за свои собственные прегрешения.
Все выпуски программы Актуальная тема