
Порой мне кажется, что наша вера крепла в очередях. В особых очередях. За самым главным. За благодатью.
В тот период, когда происходило моё воцерковление, в Россию часто привозили христианские святыни из других стран. Из Греции, Италии, Святой Земли, Черногории. Мощи, чудотворные иконы, духовные реликвии. Поклониться святыням приходило великое множество людей. В том числе те, кто считал себя далёким от церковной жизни.
На самом деле, такими они казались, когда вставали в очередь. За несколько проведённых в ней часов человек получал не только начальную теоретическую подготовку по Православию, если можно так сказать. Он тут же применял эти знания на практике. Я имею в виду терпение, смирение и взаимную поддержку тех, кто стоял в очередях к святыням. И, конечно, молитву. Никогда прежде не молившиеся читали и даже пели акафисты вместе с более опытными братьями и сёстрами.
Так что очереди были похожи на многолюдные и многочасовые крестные ходы. Уверена — тот, кто совершал этот маленький подвиг веры, вспоминает сейчас не физическую усталость, а духовную радость и благодать.
Обо всём этом довелось мне поразмышлять вот в какой ситуации. В один из московских монастырей из музея на праздник привозили чудотворную икону Божией Матери. Я заехала сюда перед важным для меня делом, чтобы испросить у Богородицы на него благословение. Время вроде рассчитала с запасом.
Как же я удивилась, увидев неожиданно большую очередь! Если в прошлые годы она не выходила из собора, то в этот раз протянулась почти до монастырских ворот. Сам по себе факт радостный. Но у меня появились серьёзные опасения, что я не успею подойти к иконе за оставшееся у меня «рассчитанное» время. «Ну что ж, —решила я, — постою, сколько смогу, помолюсь. Матерь Божия видит, что я к Ней приехала».
Но... Как бы мне ни было стыдно, признаюсь. Поддалась искушению пройти к святыне без очереди. «Я же не по лености, у меня просто нет возможности долго стоять», — оправдывала я себя. Знакомая мне женщина, помогающая в монастыре с уборкой, провела за ограждение. Моё неожиданное появление в самом начале очереди заметили и, конечно, не одобрили те, кто, в отличие от меня, её отстоял. Не желая вводить их в искушение, я быстро ретировалась и вернулась на свое место на улице.
Достала акафист. Прочитала. Достала помянник. Помянула. На часы посматривала, конечно.
Вот я уже и в самом храме. Пою вместе со всеми Богородичные песнопения и приближаюсь к заветной цели. Ставлю свечу на большой подсвечник. Делаю Матери Божией земной поклон. И целую чудотворный образ.
Смотрю на часы — вот теперь мне точно пора уходить. Времени осталось ровно столько, сколько необходимо, чтобы дойти до нужного мне места. Сердцем почувствовала, что Матерь Божия меня благословила.
В тот день я снова убедилась — дорог любой наш труд ради Божией славы. Даже малый, но совершенный от чистого сердца. Господь непременно воздаст гораздо большим.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 27. Богослужебные чтения

Вера в Бога предполагает не только радость, но и верность имеющимся принципам. Не зря апостол Павел пишет, что признаком истинного служителя Божия является терпение. Не мягкотелость, а именно стойкость, умение переносить вызовы жизни. Таким терпением, безусловно, обладал царь и пророк Давид. Об этом мы можем судить на основании псалма 27-го, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 27.
Псалом Давида.
1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
7 Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею.
8 Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!
Жизнь царя и пророка Давида редко когда была спокойной. Сначала его преследовал безумный правитель Саул. Потом на Давида поднял руку его собственный сын — Авессалом. Последний находился в убеждении, что делает правое дело, защищает справедливость. А ещё некоторые предательски настроенные подданные убедили Авессалома в том, что он станет правителем лучшим, чем его отец. Вспыхнуло восстание. Давид, не желая устраивать гражданскую войну, скрылся, начал скитаться, прячась от собственного сына. Конечно, царю было очень тяжело. Он молится Богу: «К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу».
Поддавшись чувствам, Давид вполне по-ветхозаветному сначала просит Господа об отмщении: «Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими». Не в этом псалме, правда, а в иных, написанных в тот же период, царь оговаривается и просит Бога вразумить противников, но не лишать их жизни. Что совершенно понятно. Кто захочет гибели собственного ребёнка? Даже если ребёнок встал на путь зла.
Продолжая свою молитву, пророк ясно говорит, что единственной его опорой в жизни является Господь Бог. Только Он способен защитить от зла. Только Он может показать всё бессилие лжи, даже если она коварно прикрывается рассуждениями о мире и справедливости. Бог всё тайное обязательно сделает явным. Давид проникновенно пишет: «Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею».
Просьбы, которые Давид обращает к Господу, не стоит воспринимать как проявление исключительно его личного желания сохранить жизнь. Давид рассматривает собственное бытие сквозь призму судьбы народа, над которым Бог поставил его царствовать. Царствовать не в смысле беспечно пользоваться благами власти, а служить счастью людей, заботиться об их нуждах. И Давид понимает, что только опираясь на правду Божию, он способен исполнить возложенную на него миссию. Иначе царь точно не справится. Ведь искушение властью велико. Ему поддался Авессалом, решивший стать узурпатором. Давид же взывает к Богу и искренне просит Его о помощи, поддержке: «Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего. Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!»
Молитвы Давида были услышаны. Бунт Авессалома завершился провалом. Сам же неразумный царевич погиб, потому что до конца решил служить своей гордости. Давид очень горевал по поводу смерти сына, но мы сами — распорядители своей судьбы. Будем помнить об этом, и ни в коем случае не станем отступать от правды Божией.
Псалом 27. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 27. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 27. На струнах Псалтири
1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
7 Господь - крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнью моею.
8 Господь - крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их во веки!
16 июня. О заботах человека

В 6-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем».
О заботах человека — священник Алексий Дудин.
Мы все с вами прекрасно знаем, что человек — это не бабочка-однодневка, и заботиться о будущем для человека — естественно. Он, безусловно, должен думать о будущем себя самого. Он должен думать о будущем своей семьи, должен думать о будущем своей церкви, должен думать о будущем своего Отечества.
Так почему же Христос сказал именно эти слова и именно таким образом? А это объясняется следующим образом: человеку свойственно подменять тяжелое более легким, и заботу о небесном и духовном подменять заботой о земном. Поэтому для того, чтобы человек не скатывался в постоянную заботу о земном, Господь провёл такую духовную границу безопасности.
Господь, во-первых, знает и говорит нам о том, что все благое, что мы творим на этой земле, мы можем сделать только с помощью Божией. И человек, опытно знающий об этом, всегда просит Бога, чтобы Господь благословил его дела. Без этого благословения не получится ничего доброго.
Не нужно излишне заботиться о завтрашнем дне, но в каждом своем деле помнить, что успех человека зависит не только от его собственного произволения, но зависит от этого произволения и того благословения, которое должен дать Бог. И в этой формуле это благословение является решающим фактором.
Все выпуски программы Актуальная тема