
Порой мне кажется, что наша вера крепла в очередях. В особых очередях. За самым главным. За благодатью.
В тот период, когда происходило моё воцерковление, в Россию часто привозили христианские святыни из других стран. Из Греции, Италии, Святой Земли, Черногории. Мощи, чудотворные иконы, духовные реликвии. Поклониться святыням приходило великое множество людей. В том числе те, кто считал себя далёким от церковной жизни.
На самом деле, такими они казались, когда вставали в очередь. За несколько проведённых в ней часов человек получал не только начальную теоретическую подготовку по Православию, если можно так сказать. Он тут же применял эти знания на практике. Я имею в виду терпение, смирение и взаимную поддержку тех, кто стоял в очередях к святыням. И, конечно, молитву. Никогда прежде не молившиеся читали и даже пели акафисты вместе с более опытными братьями и сёстрами.
Так что очереди были похожи на многолюдные и многочасовые крестные ходы. Уверена — тот, кто совершал этот маленький подвиг веры, вспоминает сейчас не физическую усталость, а духовную радость и благодать.
Обо всём этом довелось мне поразмышлять вот в какой ситуации. В один из московских монастырей из музея на праздник привозили чудотворную икону Божией Матери. Я заехала сюда перед важным для меня делом, чтобы испросить у Богородицы на него благословение. Время вроде рассчитала с запасом.
Как же я удивилась, увидев неожиданно большую очередь! Если в прошлые годы она не выходила из собора, то в этот раз протянулась почти до монастырских ворот. Сам по себе факт радостный. Но у меня появились серьёзные опасения, что я не успею подойти к иконе за оставшееся у меня «рассчитанное» время. «Ну что ж, —решила я, — постою, сколько смогу, помолюсь. Матерь Божия видит, что я к Ней приехала».
Но... Как бы мне ни было стыдно, признаюсь. Поддалась искушению пройти к святыне без очереди. «Я же не по лености, у меня просто нет возможности долго стоять», — оправдывала я себя. Знакомая мне женщина, помогающая в монастыре с уборкой, провела за ограждение. Моё неожиданное появление в самом начале очереди заметили и, конечно, не одобрили те, кто, в отличие от меня, её отстоял. Не желая вводить их в искушение, я быстро ретировалась и вернулась на свое место на улице.
Достала акафист. Прочитала. Достала помянник. Помянула. На часы посматривала, конечно.
Вот я уже и в самом храме. Пою вместе со всеми Богородичные песнопения и приближаюсь к заветной цели. Ставлю свечу на большой подсвечник. Делаю Матери Божией земной поклон. И целую чудотворный образ.
Смотрю на часы — вот теперь мне точно пора уходить. Времени осталось ровно столько, сколько необходимо, чтобы дойти до нужного мне места. Сердцем почувствовала, что Матерь Божия меня благословила.
В тот день я снова убедилась — дорог любой наш труд ради Божией славы. Даже малый, но совершенный от чистого сердца. Господь непременно воздаст гораздо большим.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
9 сентября. Об Общемосковском Крестном ходе

7 сентября, в день Собора Московских Святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
По окончании Литургии предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом, посвященным началу Общемосковского Крестного хода.
С XVI века русские цари и московские митрополиты ходили Крестным ходом от Кремля до Новодевичьего монастыря в честь принесения иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии, защитницы западных рубежей нашего Отечества. Богоборцы, поработившие на какое-то время нашу страну, прекратили, прервали эту замечательную духовную традицию.
И сегодня в обновлённой России, имея полную свободу совершать богослужения, исповедовать свою веру, мы восстанавливаем этот древний обычай. А почему? Да потому что Крестные ходы свидетельствовали о глубокой вере наших людей, в том числе, конечно, и москвичей, которые возглавили в то время историческое объединение Руси и её борьбу за самостоятельность и независимость.
Всё бы это было невозможно без помощи Божией, которая непременно приходит к тем, кто в молитве пребывает, совершая её за самого себя, за своих родных, близких и, конечно, за Отечество своё.
В наши непростые времена, когда брошен какой-то вызов исторической Руси, многие из нас это хорошо чувствуют, даже знакомясь просто с публикациями в средствах массовой информации, смотря новостные передачи. Действительно, такое впечатление, что кто-то снова пытается разделить Церковь, восставить её народы, российские друг против друга. Ну вот, так уж было неоднократно в прошлом в истории нашего Отечества.
Ну а чем же мы всегда отвечали? Отвечали не только решительными действиями, не только мобилизацией всех сил, не только мужеством в отражении нашествия иноплеменников, но и горячей молитвой к Богу.
Я очень радуюсь сегодня, мои дорогие, что вижу всех вас, ваши лица, по которым уже можно прочитать, что вы душой сопричастны с этим знаменательным историческим событием. Крестный ход — ведь это не только движение, не только прохождение по улицам города. Это выражение нашей готовности совершать прежде всего духовный подвиг, движение, но не по улицам только, а к Богу, к исполнению Его заповедей в нашей жизни. Без искреннего намерения измениться, без нравственного преображения, ведь нет подлинного движения к Богу.
Вот есть ещё нечто очень важное, что хотел бы сегодня сказать. В молитвенных шествиях такого рода издревле участвовали семьями. Семья — это ведь малая церковь. Если она ослабевает, то и жизнь народная ослабевает, то оскудевает и большая церковь.
Нынешний Крестный ход — это, кроме того, ещё и свидетельство того, что Москва — реально православная столица нашего Отечества.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О том, почему Господь проповедовал в притчах

В 4-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все».
О том, почему Господь проповедовал в притчах — священник Николай Дубинин.
В Евангелии не раз упоминается о том, что Господь говорит притчами. Что такое притча? Это иносказание, это рассказ, который содержит в себе аналогии из жизни, примеры из жизни, для того чтобы человек по аналогии мог лучше понимать суть произносимого.
И, учитывая, что сами ученики были плоть от плоти того народа, к которому пришёл Христос (это были галилейские рыбаки), то и ученикам Господь наедине разъяснял всё, что Он говорил народу в притчах.
Это форма заботы, когда Господь, ну, буквально три года взращивал своих будущих апостолов, чтобы они пошли в мир и имели вот этот навык проповедования, в том числе в образах и притчах, для простого народа.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О свидетелях о Христе

В 13-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «При устах двух или трёх свидетелей будет твёрдо всякое слово».
О свидетелях о Христе — игумен Назарий (Рыпин).
Апостол Павел говорит нам о реалиях ветхозаветного ещё закона или, скажем, реалиях делопроизводства судебного, которое производилось в Ветхом Завете. То есть если кто-то на кого-то свидетельствовал, обвиняя кого-то в чём-либо, то должно было быть два или три свидетеля, чтобы подтвердить его слова как истину.
А в силу того, что он в третий раз пришёл к коринфянам, обличая их в неких прегрешениях, то об этом он и говорит, что вот, даже в законе говорится, что при двух или трёх свидетелях будет твердо всякое слово; если по-русски, то тем самым его обличение, они тоже имеют особую силу в данном случае, потому что он приходит уже в третий раз свидетельствовать им.
Но для нас важно, чтобы мы не были ложными свидетелями, потому что зачастую это свидетельство, которое даётся нам от Бога, тоже подтверждено очень многими свидетелями. Это и святые: лик апостольский и сонм святых, поэтому важно укореняться в принятии Слова Божия, потому что оно для нас засвидетельствовано именно очень многими свидетельствами, чудесами, знамениями и имеет огромный авторитет в нашей с вами христианской духовной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема