
Светлана Бакулина
Друзья удивляются, когда видят заставку на моем телефоне. Спрашивают:
— Это что, фото монаха?
— Да — отвечаю я — иеромонаха Василия Рослякова.
— А почему такой выбор? Обычно на заставку ставят фотографии близких, родственников, ну или свои.
— А он для меня близкий человек — говорю я. Но это — целая история.
Несколько лет назад мне стала часто попадаться на глаза книга ярко-красного цвета, на обложке три монаха. Сначала я увидела её в храме в руках у одной женщины. Второй раз эту же книгу заметила в столовой. Моя знакомая ее читала.
«Пасха Красная». «Надо прочитать» — подумала я.
В один из вечеров я надела наушники и включила аудио-версию «Пасхи Красной».
Ночью меня разбудил страшный громкий мужской голос, который я услышала сквозь сон: «Братиков убили! Братиков убили!». Я вскочила с постели. На часах было 5 утра. Не похоже на будильник! Это на телефоне играла аудиокнига, которую я не выключила перед сном. Диктор с выражением читал главу, где описывается момент убийства оптинских монахов 18 апреля 1993 года.
Спать перехотелось совсем. Было ощущение, будто бы сейчас произошло какое-то очень важное событие, которое я не успела понять и осмыслить. Так и просидела до самого рассвета, слушая эту историю.
Утром поехала по делам. А в голове все прокручивала события из книги. Я ехала в метро, а душой была в Оптине. Трое наших современников. Жили обычной мирской жизнью, как мы. Ушли в монастырь, совершали духовные подвиги. И вот, они — новомучеенники. Удивительно! А отец Василий Росляков — так похож на моего папу. Отец тоже был спортсменом, тоже выдержанный, глубоко верующий. Как бы мне хотелось, чтобы отец Василий был моим духовным отцом. Но он теперь на небе. А разве там можно стать духовным отцом для кого-то из живущих на земле, если тут не успели познакомиться?
Объявили мою станцию. Новокузнецкая. Уже опаздывала на встречу с подругой, посмотрела на телефон: 10:15. На экране высветилось сообщение из ленты новостей: «Сегодня на 101-м году жизни почила монахиня Василисса (Рослякова) — мама убиенного о. Василия (Рослякова).
«Вот это — да!» — я вздрогнула. Это не совпадение.
Когда поднималась по эскалатору, телефон опять завибрировал. Совершенно из другого источника пришло смс: «Все желающие могут проститься с матушкой Василиссой сегодня в Сретенском храме в Жулебино. Гроб с телом почившей будет находиться там до самой ночи».
Первое, что я сказала подруге при встрече: «Кать, только не сочти странным. Давай доедем до одного места сейчас. Это другой конец Москвы, но мне очень надо. Я понимаю, что дела, но мы успеем туда- обратно».
Уже через 1,5 часа мы были на месте. Храм оказался закрыт и гроба матушки нигде не было. На встречу нам шел охранник:
— Вы не знаете, матушку привезли? — спросила я
— Нет ещё. Через пару часов.
— Ох... Через 2 часа мне уже надо быть в другом месте. Можно я вам оставлю свой телефон на всякий случай? Вы сможете мне сообщить, если пораньше приедут?
— Конечно — пообещал охранник.
Мы с Катей взяли машину в каршеринг, и поехали в центр. Буквально через три перекрёстка мне стала громко сигналить соседняя машина. Мужчина что-то активно показывал мне жестами. Затем открыл окно и буквально крикнул: «Девушка! Посмотрите на ваше колесо!»
Я остановилась, вышла из машины и увидела ужасную картину. Мы ехали практически на одном железном диске, а слетевшая с колеса шина болталась сбоку. Взяла телефон, чтобы позвонить в службу поддержки Каршеринга. А на экране смс с незнакомого номера: «Привезли. Возвращайтесь».
Я расплакалась. «Да, не переживай ты так из-за штрафов и поломки. Всё решится» — успокаивала меня Катя.
«Да, нет, Кать... я не поэтому. Что-то меня пробрало до мурашек. Не бывает таких совпадений. Наверное, зря мы уехали, возвращаться надо. Матушку привезли».
Мы вошли в храм одни из первых. Народу было мало. Я привыкла, что на прощании все в чёрном. Плачут. Нет. Здесь было светло. Читали псалтирь. И мне тоже дали читать в череду. Как-то по-семейному. Вроде, прощание, а для меня оно стало знакомством с мамой отца Василия, с их семьей.
Месяц спустя я впервые побывала в Оптиной Пустыне. Уже на могиле самого отца Василия. Там в часовне я говорила с ним как с живым и близким мне человеком. Для себя сделала вывод, что таким стечением «случайных событий» отец Василий ответил на моё горячее искреннее желание познакомиться с ним. А Господь помог мне найти своего духовного отца, молитвенника на небе.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 59. Богослужебные чтения

Как вы думаете, важен ли для Бога... суверенитет той или иной земли? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем 59-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
Уже слышу вопрос: а причём тут вышеупомянутый «суверенитет»? Если этот вопрос у вас возник, значит, вы... плохо слушали псалом! Иначе было бы просто невозможно удивиться, с какой настойчивостью, упорством и — я бы даже сказал, удовольствием! — перечисляет Бог земли, которыми стал владеть Его народ. В этих словах легко прочитывается ровно такая же гордость, как, например, у родителя, когда он перед друзьями начинает перечислять заслуги своего ребёнка — какие олимпиады выиграл, какие места занял, от кого получил благодарности и другие знаки признания.
Но псалом открывает перед нами ещё большую глубину — на которую обращает внимание философ Серен Кьеркегор. Цитируя образ «сапога» — который Бог «простирает» на Едом — этот философ говорит о нём как о «знаке собственности», делая вывод об «экзистенциальном присвоении»: Бог не только владеет, но и входит в наши пределы, делая каждый участок судьбы «своим».
«Свой — чужой» — очень важная категория, в том числе и для духовной жизни. Определённый не только территориальный, но и «духовный суверенитет» должен быть у каждого человека — в противном случае тотальная бесформенность, неопределённость, размазанность по плоскости исключает саму возможность «собирания воедино».
И Давид нам прекрасно показывает в своём псалме, как именно обострённое ощущение «собственничества» при внешнем противодействии превращается в пронзающую небеса молитву — от силы которой и нашему сердцу приходит радостный отклик!
Псалом 59. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 59. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 59. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!"
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
3 июня. О почитании Пресвятой Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова праведной Елисаветы о Богородице: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».
О почитании Пресвятой Богородицы — протоиерей Максим Горожанкин.
Размышляя над этими словами Святого Евангелия, мы, православные христиане, понимаем, что сложно переоценить то значение, которое православная Церковь придает почитанию Пресвятой Богородицы.
Совершая богослужения и келейно, мы читаем и слушаем слова «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Сколько слёз было пролито перед иконами Божьей Матери, сколько ответов было получено на горячие молитвы.
И предание Церковное сохранило такую историю. Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был восхищен в рай, то он увидел там святых апостолов, увидел святителей и спросил: а где же Божья Матерь? А ангелы Божии сказали ему: Её здесь нет, Она с вами на земле.
Будем же, братья и сестры, молиться Пресвятой Богородице и веровать твердо, что на все наши молитвы Она непременно ответит.
Все выпуски программы Актуальная тема