Друзья удивляются, когда видят заставку на моем телефоне. Спрашивают:
— Это что, фото монаха?
— Да — отвечаю я — иеромонаха Василия Рослякова.
— А почему такой выбор? Обычно на заставку ставят фотографии близких, родственников, ну или свои.
— А он для меня близкий человек — говорю я. Но это — целая история.
Несколько лет назад мне стала часто попадаться на глаза книга ярко-красного цвета, на обложке три монаха. Сначала я увидела её в храме в руках у одной женщины. Второй раз эту же книгу заметила в столовой. Моя знакомая ее читала.
«Пасха Красная». «Надо прочитать» — подумала я.
В один из вечеров я надела наушники и включила аудио-версию «Пасхи Красной».
Ночью меня разбудил страшный громкий мужской голос, который я услышала сквозь сон: «Братиков убили! Братиков убили!». Я вскочила с постели. На часах было 5 утра. Не похоже на будильник! Это на телефоне играла аудиокнига, которую я не выключила перед сном. Диктор с выражением читал главу, где описывается момент убийства оптинских монахов 18 апреля 1993 года.
Спать перехотелось совсем. Было ощущение, будто бы сейчас произошло какое-то очень важное событие, которое я не успела понять и осмыслить. Так и просидела до самого рассвета, слушая эту историю.
Утром поехала по делам. А в голове все прокручивала события из книги. Я ехала в метро, а душой была в Оптине. Трое наших современников. Жили обычной мирской жизнью, как мы. Ушли в монастырь, совершали духовные подвиги. И вот, они — новомучеенники. Удивительно! А отец Василий Росляков — так похож на моего папу. Отец тоже был спортсменом, тоже выдержанный, глубоко верующий. Как бы мне хотелось, чтобы отец Василий был моим духовным отцом. Но он теперь на небе. А разве там можно стать духовным отцом для кого-то из живущих на земле, если тут не успели познакомиться?
Объявили мою станцию. Новокузнецкая. Уже опаздывала на встречу с подругой, посмотрела на телефон: 10:15. На экране высветилось сообщение из ленты новостей: «Сегодня на 101-м году жизни почила монахиня Василисса (Рослякова) — мама убиенного о. Василия (Рослякова).
«Вот это — да!» — я вздрогнула. Это не совпадение.
Когда поднималась по эскалатору, телефон опять завибрировал. Совершенно из другого источника пришло смс: «Все желающие могут проститься с матушкой Василиссой сегодня в Сретенском храме в Жулебино. Гроб с телом почившей будет находиться там до самой ночи».
Первое, что я сказала подруге при встрече: «Кать, только не сочти странным. Давай доедем до одного места сейчас. Это другой конец Москвы, но мне очень надо. Я понимаю, что дела, но мы успеем туда- обратно».
Уже через 1,5 часа мы были на месте. Храм оказался закрыт и гроба матушки нигде не было. На встречу нам шел охранник:
— Вы не знаете, матушку привезли? — спросила я
— Нет ещё. Через пару часов.
— Ох... Через 2 часа мне уже надо быть в другом месте. Можно я вам оставлю свой телефон на всякий случай? Вы сможете мне сообщить, если пораньше приедут?
— Конечно — пообещал охранник.
Мы с Катей взяли машину в каршеринг, и поехали в центр. Буквально через три перекрёстка мне стала громко сигналить соседняя машина. Мужчина что-то активно показывал мне жестами. Затем открыл окно и буквально крикнул: «Девушка! Посмотрите на ваше колесо!»
Я остановилась, вышла из машины и увидела ужасную картину. Мы ехали практически на одном железном диске, а слетевшая с колеса шина болталась сбоку. Взяла телефон, чтобы позвонить в службу поддержки Каршеринга. А на экране смс с незнакомого номера: «Привезли. Возвращайтесь».
Я расплакалась. «Да, не переживай ты так из-за штрафов и поломки. Всё решится» — успокаивала меня Катя.
«Да, нет, Кать... я не поэтому. Что-то меня пробрало до мурашек. Не бывает таких совпадений. Наверное, зря мы уехали, возвращаться надо. Матушку привезли».
Мы вошли в храм одни из первых. Народу было мало. Я привыкла, что на прощании все в чёрном. Плачут. Нет. Здесь было светло. Читали псалтирь. И мне тоже дали читать в череду. Как-то по-семейному. Вроде, прощание, а для меня оно стало знакомством с мамой отца Василия, с их семьей.
Месяц спустя я впервые побывала в Оптиной Пустыне. Уже на могиле самого отца Василия. Там в часовне я говорила с ним как с живым и близким мне человеком. Для себя сделала вывод, что таким стечением «случайных событий» отец Василий ответил на моё горячее искреннее желание познакомиться с ним. А Господь помог мне найти своего духовного отца, молитвенника на небе.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 203 зач., II, 16-20.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Уже третью тысячу лет Церковь Христова устами апостолов и святых пытается донести до всего мира, что у человека нет ни малейшей возможности обрести блаженную вечность своими собственными силами. Нет и не может быть той последовательности действий, которая открыла бы нам двери Царства Небесного. Эти двери может открыть лишь Христос. Сегодня во время литургии в православных храмах мы вновь услышали эту мысль, она была взята из 2-й главы Послания апостола Павла к Галатам.
Глава 2.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Некоторые мысли апостола Павла довольно сложны для понимания, однако только что услышанные нами слова понять просто, они не нуждаются в каком-то особо глубоком комментировании: «Делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16). Эти слова — не какое-то абстрактное умозаключение, это не финальный вывод теоретических выкладок, это выражение многовекового опыта человечества, а также частного опыта любого непредвзятого к самому себе человека.
Именно таким человеком был и апостол Павел. Мы знаем, что он со времени своей юности был ревностным исполнителем закона Моисея, ради того, чтобы ни в чём не погрешить против закона, будущий апостол учился в лучшей религиозной школе своего времени — у одного из основателей талмудического иудаизма раввина Гамалиила. Учёба у этого человека лишь усилила пламень стремления к угождению Богу в душе Павла, он, наряду с другими фарисеями, всеми силами старался уничтожить то, что, как ему казалось, способно увести людей от древнего закона. Так Павел стал гонителем христиан. Здесь важно заметить, что он гнал учеников Христовых не по злобе, не ради какой-то выгоды, не по глупости и не за компанию, он боролся с христианами исключительно по причине особой религиозной ревности. Любой человек может ошибаться, и Бог в силах обратить наши ошибки во благо, в том, конечно, случае, если мы заблуждались искренне и от чистого сердца стремились к добру. Подобное произошло и с апостолом Павлом: Бог в буквальном смысле перевернул жизнь апостола. Павлу явился Господь Иисус Христос, и это явление означало то, что апостол выразил в только что прозвучавшем отрывке своего Послания к галатам: дела закона способны привести к ожесточению, к гордыне, к духовной слепоте, к надменности, много к чему ещё, но они не могут привести к спасению.
Однако не стоит понимать слова апостола как указание на отказ от закона. Нет, Павел оставался ревностным исполнителем закона, но своё спасение он видел не в своих делах, а в Господе Иисусе Христе.
Если это так, то для чего же вообще нужен закон? Для чего нужны религиозные ограничения, если они не приводят к спасению? Ответ мы находим ещё в одном месте павловых посланий, в котором говорится о невозможности оправдаться перед Богом делами закона, — в Послании к римлянам, там мысль апостола выражена чуть полнее: «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех» (Рим. 3:20). Внешний закон нужен в качестве некоего камертона, без него человечество утратило бы представление о недопустимом, а ещё он нужен, чтобы человек мог осознать собственную слабость и понять, что ему нужен Спаситель — Господь наш Иисус Христос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим»
Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим, чтобы имел я с чем предстать пред ангелами живыми.
Без живота твоего не смогу я дышать воздухом, которым дышат ангелы, не смогу вкушать хлеб, который ангелы вкушают. И вновь буду изгнан за врата Царства небесного, пред которыми лежу ныне будто расслабленный.
Прельстил меня мир хлебом своим — и засыпал душу мою камнями. Прельстил меня рыбою — и наполнил сердце скорпионами. Прельстил меня светом и окутал разум.
Нет во мне ненависти к нищему, но возненавидел я мир, который будучи нищ богатсвом кичится. Нет во мне ненависти к скупцу, но ненавижу я мир, который будучи скупцом похваляется щедростью. И к безумному нет во мне ненависти, но возненавидел я мир, который, будучи безумным, выдает себя за мудреца. Нет ненависти к больному, но возненавидел я мир, который словно чахоточный больной отравляет воду здоровым намеренно.
Господи, ненавижу лжеца и притворщика — говоря о небе, закопал он в землю жизнь мою.
Был некогда богатый торговец, и умер, и разграбили соседи лавку его, и стояла она разграбленная, лишь список дорогих товаров и имя лавочника на двери напоминали о хозяине.
Таков и я, подобен лавке той, со стыдом сказал себе. Всё ещё ношу имя жизни, а вся жизнь моя соседями моими разграблена.
Сыне Божий, Сыне Живота, напитай жизнью прах мой.
Освободи от камней душу мою, и напитай её хлебом истинным. Очисти сердце моё от скорпионов и исполни Тобою. Изгони тьму из ума моего и наполни его светом небесным.
Ибо, не ожить мне, если оживёт одна душа моя, а сердце полным смертных желаний останется. И не воскреснуть мне во Царствии Твоём, Господи, если только сердце моё очистится, ум же во мраке останется.
Воистину, пока все три источника не очистятся и не станут прозрачными, не будет жизни во мне, ибо если один только очистится два других замутят его.
Если два очистятся, довольно будет третьего, чтобы замутить два. Каждый из трёх источников во мне — или отравитель или спаситель других.
Сыне Живота, напитай жизнью прах мой. В Тебе одном мудрость моя, ибо в Тебе не только разум божественный, но и девство и святость божественная. Ибо, не был бы Ты рождён от девства божественного и святости, не стал бы мудростью, но остался бы ограниченным земным знанием и опытом мирским.
Сыне Божий, Ты еси хлеб единственный питающий жизнь мою. Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственная вода живая, утоляющая жажду пустыни жизни моей.
Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственный воздух чистый, исцеляющий расслабленность жизни моей. Помилуй, Господи и спаси мя!
«14-е воскресенье по Пятидесятнице». о. Николай Конюхов
В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского и Апостольского чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мученицы Людмилы Чешской, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподобной Ефросинии Суздальской, преподобного Илариона Оптинского, святителя Дмитрия Ростовского, пророка Ионы.
Все выпуски программы Седмица