Алушта, один из самых популярных курортов Крыма, ещё не так давно, в конце 19 столетия, был ничем не примечательным провинциальным местечком, маленькой южной деревней. Из общественных мест — только небольшой базар. Вот что писал об Алуште в те годы доктор медицины Владимир Святловский: «В Алуште грязно, в Алуште пыльно, морской берег неудобен для гулянья, нет развлечений, нет питьевой воды, нет купален, нет освещения, нет пристаней, нет хороших гостиниц — нет ничего». Так было вплоть до начала 80-х годов 19 века, пока в Алушту не приехал московский предприниматель Николай Дмитриевич Стахеев.
Он происходил из знаменитой купеческой династии Стахеевых, которая издавна славилась щедрыми благодеяниями. В Елабуге, где Николай Дмитриевич родился и некоторое время жил, он вместе со своими братьями строил храмы и монастыри, открывал школы, больницы, дома престарелых и сиротские приюты. Потом Стахеев перебрался в Белокаменную, где занялся строительством доходных домов, помня при этом о бедных и сиротах. Говорили, что на благотворительность Стахеев жертвует не меньше миллиона в год — а это были огромные деньги.
В 1900-м году Стахеев решил построить дачу в Крыму. Люди из его окружения, крупные купцы и промышленники, выбирали для дачного отдыха благоустроенные и популярные Ливадию или Ялту. А Николай Дмитриевич купил землю в маленькой, бедной Алуште — самой неосвоенной точке Южного побережья. Как опытный предприниматель, он сразу же увидел и оценил перспективы Алушты. «Здесь может быть чудесный курорт, не хуже, чем в Монте-Карло», — убеждал он местные власти. На Николая Дмитриевича смотрели, как на чудака, а он от слов быстро перешёл к делу. Променад — важная часть любого курорта, рассудил Стахеев, и начал благоустройство с набережной. Вскоре вместо диких, извилистых тропинок появилась широкая деревянная мостовая с деревьями, тенистыми беседками и ротондами. А ещё — с фонарями! Благодаря Николаю Дмитриевичу в Алуште появилось уличное освещение. И набережная была только началом — очень скоро фонари зажглись и на других улицах. Ещё одной важной частью курортной инфраструктуры были купальни. В то время прямо с берега в море не заходили. На пляжах возводились специальные домики с удобными раздевалками и спуском в воду. Однако в Алуште купален не было. Стахеев их построил. Как и набережную — на собственные деньги. Личные средства вложил Николай Дмитриевич и в реставрацию древней византийской крепости Алустон — главной достопримечательности Алушты. Другими словами, сделал всё, чтобы место стало привлекательным для туристов. Но не только. Огромный вклад Стахеев внёс в развитие алуштинской инфраструктуры. Безвозмездно уступил часть своих земель под строительство новых дорог. Построил пристань. Расчистил реку Демерджи и устроил на её берегу прогулочную аллею. Провёл водопровод. Открыл школу, больницу, аптеку и сиротский приют. Стал попечителем алуштинской церкви Фёдора Стратилата и построил рядом с нею дом для проживания священников.
Алуштинская дача Стахеева — вилла Отрада — тоже стала местной достопримечательностью. Роскошный парк с экзотическими растениями, который купец разбил вокруг особняка, был открыт для всех желающих, и стал излюбленным местом отдыха жителей и гостей Алушты. Кстати, гостей с каждым годом становилось всё больше и больше. Стали открываться гостиницы. Теперь все любовались преображённым посёлком. «Алушта изменилась к лучшему», — констатировала газета «Крымское время». Эти изменения в мае 1902 года принесли Алуште статус города. Сонная деревенька ушла в прошлое. На её месте, благодаря Николаю Дмитриевичу, появился прекрасный, развитый курорт. И сегодня экскурсоводы непременно показывают туристам Стахеевскую набережную и Стахеевский парк. И рассказывают о Николае Дмитриевиче, которого в городе называют «человеком, создавшим Алушту».
Все выпуски программы Жизнь как служение
18 ноября. О любви

В 3-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам».
О любви — протоиерей Константин Харитонов.
Любовь требует труда, любовь должна так или иначе возрастать, совершенствоваться. Для этого нужен труд, молитвы, для этого нужно определённое укрепление себя в любви. Поэтому мы должны укрепляться, преисполняться этой любви, призывать на помощь святых апостолов, призывать на помощь святых угодников Божиих, призывать на помощь своих братьев и сестёр и стараться делать дела любви, чтобы любовь в нас всё более и более укреплялась.
Даже, можно так сказать, не обращая внимания на своё внутреннее настроение, потому что часто оно нас подводит в отношении того, чтобы правильно любить своих близких. И когда человек наполнится этой любовью, он должен её и далее передавать своим детям, своим близким, потому что любовь, она не может быть зациклена сама на себе, она всегда жертвует собой ближнему человеку.
А всё остальное, мы уже знаем, как называется, — это эгоизм, который погубляет человека. Поэтому совершенствоваться нужно в любви и раздавать её, эту любовь, друг другу.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 ноября. О грехе детоубийства
Сегодня 18 ноября. В этот день в 1920 году Постановлением с лицемерным названием «Об охране здоровья женщины» в Советском Союзе были легализованы аборты.
О грехе детоубийства — протоиерей Андрей Ефанов.
Печальный пример Спарты, казалось бы, должен был научить нас беречь своё потомство. Но нет, 105 лет назад мы приняли роковое решение и на государственном уровне легализовали детоубийства, стыдливо закамуфлировав эти преступления против жизни детей и против своего народа иностранным словом «аборт».
С тех пор при поддержке государства, при самых скромных подсчётах, было убито во чреве матери больше 200 миллионов младенцев. Это больше, чем всё население нашей страны.
Возникает закономерный вопрос: доколе? До каких пор мы будем истреблять свой собственный народ? Когда прекратится это бесчеловечное уничтожение неповинных детей?
Неужели мы хотим переполнить чашу Божиего долготерпения и испить чашу Божиего гнева?
Все выпуски программы Актуальная тема
18 ноября. О значении Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов

Сегодня 18 ноября. День памяти Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов.
О значении Собора — протоиерей Игорь Филяновский.
200 лет Русская Православная Церковь была лишена канонического самоуправления. Всё это время она подвергалась самым разным ограничениям со стороны светской власти. С началом XX столетия всей церковной общественностью остро ощущалась необходимость восстановления канонического строя церковной жизни, основанного на соборных началах.
К тому времени уже не одно десятилетие писали о важности проведения Поместного Собора. Накопилось множество вопросов церковной жизни, которые требовали соборного обсуждения и разрешения. И одним из самых важных из них был вопрос восстановления патриаршества.
Отличительной чертой Собора, который открылся в 1917 году в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, было то, что помимо иерархии и духовенства, в его составе было значительное число делегатов от широкого круга мирян, представителей церковной интеллигенции.
Конечно, главным деянием Собора стало избрание Святейшего Патриарха Тихона предстоятелем Русской Православной Церкви, на долю которого выпало вести корабль Церкви в самые трагические времена преследований и гонений на веру и Церковь.
Но кроме этого исторического события, Собор оставил огромное наследие: более 50 принятых церковных документов, канонов для будущих десятилетий, множество выработанных проектов, сотни поднятых тем и обсуждений животрепещущих вопросов церковной жизни.
Многие из отцов Поместного Собора приняли мученическую смерть за Христа в начавшуюся тогда эпоху гонений, другие стали исповедниками веры в созданном большевиками безбожном государстве. Память об этих верных свидетелях веры Христовой благодарно хранится всей нашей Церковью.
Все выпуски программы Актуальная тема







