
Анна Тумаркина
В Евангелии от Матфея Господь говорит нам: «Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное». Речь идет, конечно, не об инфантильности или сознательном подражании детскому поведению. Имеется в виду детская кротость, незлобие, искренность. Это общеизвестно, но мы, педагоги, знаем ситуации, когда необходимо быть как дети почти буквально. То есть, на время просто забыть о том, что мы уже большие и взрослые. И таких ситуаций довольно много. Рискую удивить вас, но процесс обучения детей без подобного превращения в ребенка практически невозможен.
К примеру, мне нужно объяснить детям новый материал. Если в процессе объяснения я не являюсь первооткрывателем и исследователем наравне с моими слушателями, с большой долей вероятности материал не будет усвоен. Разве что законспектирован, и то лишь самыми сознательными. Теми, кого дома накажут, если новая тема не будет «отскакивать от зубов».
Чтобы ученикам было интересно, должно быть интересно мне. Я не могу не открывать темы заново, вовлекая в процесс открытия своих учеников. Ситуация, когда учитель на уроке готов сам себе сказать: «Надо же! Я и не знал!», должна быть если не ежедневной, то, хотя бы, привычной. Привычка удивляться—ни больше, ни меньше.
Если я хочу предложить детям задание в игровой форме, то быть увлеченной игрой, как ребенок, — моя обязанность. Нет, ученикам не надо, чтобы я шумела и толкалась, ведь это естественно для них, а не для меня, детям нужна искренность. И стопроцентная вовлеченность. В противном случае игра не состоится. Дети, словно уставшие актеры, будут покорно отыгрывать свои поднадоевшие роли, а учитель молча поставит себе галочку: я провел с детьми игровое занятие.
И, наконец, самое парадоксальное. Если мне и моим ребятам нужны настоящие крепкие знания, я должна давать себе право и на ошибку . Ситуация, когда ученик поправляет учителя — нормальна. Я могу, а иногда и должна попросить у детей помощи, если вдруг обнаружила, что чего-то не знаю. Пусть обучение будет взаимным. Как и работа над ошибками.
Чтобы обучать детей, да и просто чтобы с ними полноценно общаться, мы не можем не быть, как дети. Пусть не на сто процентов, поскольку невозможен стопроцентный коэффициент полезного действия. Но Господь, как известно, и намерение целует.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — протоиерей Михаил Самохин.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О сохранении дерзновения и надежды на Бога
В 3-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова о Боге: «Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твёрдо сохраним до конца».
О сохранении дерзновения и надежды на Бога — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О нечаянной радости покаяния
Сегодня 22 декабря. День памяти Иконы Божьей Матери «Нечаянная радость».
О нечаянной радости покаяния — священник Захарий Савельев.
Все выпуски программы Актуальная тема











