Деян., 42 зач., XIX, 1-8.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В любом учебнике догматического богословия есть раздел, посвящённый учению о Духе Святом. О Духе Святом повествует Священное Писание, о Нём же мы можем прочитать и во множестве духовно-назидательных книг. А ещё у нас есть церковные праздники в честь Святого Духа. И, конечно же, мы непрестанно молимся о том, чтобы Дух Святой вселился в нас, очистил наши души от всякой скверны и привёл нас ко спасению. Но что может сказать о Святом Духе тот человек, который родился в нецерковной семье, был крещён в младенчестве лишь в силу традиции и в своей сознательной жизни не проявляет никакого интереса к христианству? Поймёт ли такой человек сам вопрос о Духе Святом? Как он отреагирует на этот вопрос? Можно с большой долей уверенности предположить, что, скорее всего, вопрос не будет понят корректно, и внятный ответ на него мы получить не сможем. Такое положение дел существенным образом отличается от свидетельств Древней Церкви, одно из которых мы можем найти в 19-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 19.
1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,
2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,
6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
7 Всех их было человек около двенадцати.
8 Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.
Крещения Иоаннова уже давно не существует, оно закончилось приблизительно тогда, когда Иоанн Креститель был взят под стражу, хотя, конечно, крестили и его ученики, но в отношении общины Иоанна оказалась абсолютно справедливой процитированная Христом фраза пророка Захарии: «Говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы!» (Зах. 13:7). Конечно, причина этого явления лишь в том, что Иоанн был Предтечей, его миссией было приготовление людей к Пришествию Христову, и приводить он должен был не к себе, а к Нему — к Воплощённому Богу. Иоанн со своей миссией справился замечательно, а потому в годы жизни апостолов всё ещё оставались люди, знавшие лишь Иоанново крещение.
В наше время таких людей не существует, и все те, кто был крещён в канонической православной Церкви крещены так, как крестили своих учеников апостолы Христовы, и всем нам был дан Дух Святой в Таинстве миропомазания. Но почему же тогда мы без специальной подготовки не в состоянии что-либо сказать о Духе? Почему мало какой человек, крестившийся в сознательном возрасте, может сказать, что крещение разделило его жизнь на «до» и «после»?
Самым простым ответом на эти вопросы стало бы утверждение, что всё церковное учение — ложь, а Новый Завет — вымысел. Однако с таким ответом будут категорически не согласны те люди, которые и в наши дни имеют общение с Духом Святым, те, для кого Дух реален насколько же, насколько реальны и они сами. Такие люди — это не какое-то чудо родом из седой древности, они наши современники, это те люди, кто вопреки расчёту и логике выбрали путь служения Церкви, те, кто, ограничивая себя во всём, служат Богу и людям, те, кто живёт с молитвой в уме и в сердце, те, для кого евангельские слова Христа не пустой звук. Всех этих людей можно назвать тем же самым словом, которым в только что прозвучавшем отрывке книги Деяний названы собеседники апостолов: словом «ученики».
Для познания Духа Святого недостаточно одних лишь правильно совершённых крещения и миропомазания, для этого необходимо ещё и обладать некоторой совокупностью знаний. Именно по этой причине Господь наш Иисус Христос перед Своим Вознесением заповедовал апостолам не только крестить, но и учить, что апостолы и делали, а потому-то крещёные ими люди в том случае, если их стремление ко Христу было искренним, получали и знание о Духе Святом, а также и дары Самого Духа, что делало их способными жить жизнью уже не плотской, но духовной.
Христиане всегда должны оставаться учениками, в этом состоит залог пребывания в Духе Святом. Дай Бог, чтобы мы об этом помнили, и чтобы у нас никогда не возникло ощущения, что мы в полной мере познали Христа и Его Евангелие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Последование. Яна Зотова
Многое в жизни происходит постепенно. Как малыш сначала учится ползать, а только потом ходить, так и в церкви — узнаешь все постепенно, сразу все объять невозможно.
Я хожу в храм с детства, и год за годом мои познания о службе, о христианской жизни расширяются. Первое время дождаться пения «Отче наш» на литургии было настоящей победой для меня. Потом по отрывкам стало проясняться то, что происходит на службе, смысл некоторых церковно-славянских слов. Например, когда дьякон или священник произносит «паки и паки миром Господу помолимся», — это означает: снова и снова помолимся. И постепенно узнаешь все больше.
Например, о том, что перед принятием Святых Христовых Таин нужно читать особые молитвы, которые называются последованием ко причастию, я узнала уже в студенческом возрасте. И, честно говоря, мне поначалу было очень непросто добавить к молитвенному правилу еще такую значительную часть необходимых к внимательному прочтению текстов. Псалмы давались с трудом. Бывало даже, смысл предложений доходил до меня лишь со второго или третьего прочтения.
Но шаг за шагом мне все понятнее становились слова, а церковно-славянский язык усиливал их значимость. Теперь эти слова я произношу от сердца, как свои, искренне сожалея о содеянных мной грехах.
Так-то оно так, но все равно человеческие немощи берут верх иногда. Бывает очень трудно заставить себя встать пораньше, чтобы успеть все прочесть все необходимые молитвы. И снова несешь на исповедь тот же грех — плохо подготовилась к Причащению.
Один батюшка посоветовал мне читать Последование вечером перед причастием. Действительно так оказалось легче. Но постепенно и это уже стало трудным для выполнения. Я что-то прочитывала про себя, часть слушала с диска в машине по дороге. Так ослабевала моя молитва.
Я очень расстраивалась по этому поводу. Но все равно у меня редко получалось прочесть все, что полагается.
И вот однажды знакомая регент попросила меня провести вместо нее службу. В этот храм меня позвали впервые. Я пришла пораньше, чтобы успеть все подготовить на новом месте: ноты, тексты, лампы. Прямо перед началом службы выяснилось, что часы перед литургией нужно читать мне. Открыла нужный текст и прочла, как полагается, 3-й и 6-й час.
Но батюшка еще не вышел с кадилом обходить храм, а это означало, что нужно продолжать чтение. Я написала своей знакомой смс с вопросом: что принято читать у них в храме? И она ответила, что можно почитать последование.
«Как чудесно!», — подумала я, — «теперь-то я точно прочту то, что не успела прочесть дома». И я читала ровно, не торопясь, стараясь понятно произносить каждое слово и мысленно благодарила Бога, что так просто и мудро решил мою давнюю проблему. Я прочла все, что нужно! Давно так не удавалось.
Акустика в этом храме была прекрасная, и казалось, что камни, из которых построен храм не просто отражают и усиливают мой голос, а помогают вместе во мной вдумчиво и осмысленно произносить каждое слово, так серьезно звучал смысл молитв в моем сердце в этот день.
Спасибо, Господи, Тебе, за помощь Твою и заботу!
Автор: Яна Зотова
Все выпуски программы Частное мнение
Помолись. Анна Тумаркина
Я преподаю на курсах иностранных языков уже много лет. Работаю как с детьми, так и со взрослыми. Тружусь с большим удовольствием, но случаются и не самые приятные, сложные ситуации.
Не так давно ко мне в группу определили ученика из тех, кого мы обычно называем «проблемными». Когда-то он уже обучался у нас, но вынужден был оставить занятия. Причина банальная: крайне непростой характер плюс полное отсутствие желания учиться. Типичная ситуация для средней школы, вот только мы — не школа, да и не удерживаем никого насильно.
Прошло время, и наш уже бывший студент захотел вернуться. А я должна была стать его новым преподавателем.
Когда мне объявили об этом по телефону, я находилась дома, в компании сына. Сын тоже когда-то занимался у нас и моего будущего ученика знал лично. Рассказала ему о том, кто теперь будет учиться в одной из моих групп. Сын искренне обеспокоился:
— Мам, знаешь, если он тебе будет срывать урок, может быть, я приеду и разберусь?
Я почувствовала его желание вступить в бой и тут же начала отговаривать:
— Ну что ты, что ты, я справлюсь, всё будет хорошо, и никто ничего не сорвет...
— Мама, — ребёнок был очень серьёзен, — Я его хорошо знаю и не хочу, чтобы он тебя обижал. Ты не должна пострадать!
Так и сказал — пострадать! Сын готов был за меня заступиться. А я почувствовала, что это хоть и приятно, но не правильно в данной ситуации.
Ко мне пришел новый ученик, а не противник. Педагог не должен входить в учебную аудиторию как на казнь или как на боксёрский ринг. Это не верный настрой. И его нужно было изменить и в моих ощущениях, и в душе моего сына. Я обратилась к своему маленькому защитнику:
— Давай лучше сделаем так: когда у меня начнется урок, ты станешь за меня молиться.
Ребенок серьёзно ответил:
— Обязательно.
На следующий день я не на шутку разволновалась. Трижды перекрестилась, прежде чем войти в собственный класс задолго до начала занятий. Отправила сыну сообщение по телефону: «Прошу молитв». Ответ был предельно лаконичен: «Молимся». Через некоторое время начался урок.
Вопреки ожиданиям, мой новый ученик не показался тяжёлым или проблемным. Отнюдь не примерный мальчик, но и не страшный сон педагога. Уставший человек, не слишком усидчивый, но в целом ничего пугающего.
Конечно же, я молилась. Молился и сын. И по мере того, как мы вместе молились, рождалась твердая установка: ко мне в класс пришла не напасть и не проблема, ко мне пришёл человек, личность. А личность всегда достойна любви и уважения. Человек — самое парадоксальное и сложное творение Божие. Но у Бога не бывает брака на производстве. Моя задача — не убегать и не обороняться от вновь пришедшего, а помочь ему. И я справлюсь.
Позже я узнала, что моему новому студенту понравилось заниматься в нашей группе. Как же я была рада! Мысленно поблагодарила Господа. И от всей души поблагодарила сына. Он ведь искренне хотел, чтобы у меня было всё хорошо. Был готов прийти на помощь. И выбрал для этого самый лучший способ — молитву.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Подарок незнакомца. Ольга Кутанина
Как же нерешительны мы бываем иногда на добрые дела.
Вот, например, можно было бы подать милостыню. А у меня деньги есть только на карте, наличные не сняла. Или тороплюсь очень. Или долго доставать из внутреннего кармана рюкзака. Или вообще человек не приглянулся.
Кто-то упал: броситься бы поднимать! Да вот другой прохожий раньше успел на помощь подбежать. Вроде как уже и не требуется моя помощь. Да и стесняюсь я подойти: ну, к чему мне ещё вмешиваться? Что я скажу этому незнакомому человеку?
Много, много нерешительности во мне! Но Господь всегда внимательно смотрит на каждого из нас, мудро и участливо помогает справиться со своими недостатками. Вот и со мной однажды случилась такая история.
Мы с маленькой дочкой пришли в магазин. Набрали тележку продуктов и встали в очередь на кассу. Перед нами оказался мужчина, вид его был неопрятен и напоминал человека, который бродяжничает. Некоторое сочувствие всколыхнулось во мне, но чем я могу помочь?
Человек этот взял какой-то напиток и большую плитку шоколада. Вот очередь дошла до него. Когда кассир назвала сумму покупки, он достал деньги из кошелька и старательно пересчитал: не хватило рублей десять. Пересчитал снова — результат тот же. Я подумала, не дать ли ему? Но как? У меня только карточка для покупки, мелочи не было совсем.
Наверняка можно было бы что-то придумать, но я снова постеснялась вмешиваться. Уж больно сложную схему, как мне показалось тогда, надо было бы изобрести и предложить, чтобы помочь этому человеку.
Но вот нашёлся другой покупатель из очереди, который помог ему расплатиться. И чек, наконец, был распечатан, а напиток и шоколадка оказались у мужчины в руках.
И тут этот человек оборачивается к нам и говорит: «А шоколад я Вашей дочке купил! Возьмите, пожалуйста, для ребёнка!» Я даже смутилась: ведь это была половина его покупки. И он отдавал это нам.
Я только хотела ему помочь, но не сделала это маленькое доброе дело. А незнакомец опередил меня и сделал куда больше. Мне стало стыдно за свою лень и нерешительность. Я поняла, что если не поторопиться, то можно просто не успеть. Бог найдёт другого человека, через которого окажет помощь, а я опять останусь в стороне от Его света.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение