
Фото: Leonid Antsiferov / Unsplash
18 августа 1854 года, к берегам российского города Петропавловск-Камчатский в Авачинской бухте Тихого океана, подошла англо-французская эскадра — несколько крупных военных судов. Они приблизились к порту и открыли огонь. С берега им ответила русская артиллерия. Иностранные суда были вынуждены отойти на безопасное расстояние. Они встали на якорь поодаль, выжидая. У англичан и французов был план: уничтожить русские военные корабли в Петропавловском порту, а потом захватить город и сжечь его. В Авачинской бухте состоялась битва, которая вошла в историю как Петропавловская оборона — одно из героических сражений Крымской войны 1853-1856 годов.
Может показаться нелогичным: война — Крымская, а противник пришёл в Петропавловск-Камчатский. Город, расположенный почти за восемь тысяч километров от основного театра военных действий, фактически — на другом конце страны. На самом деле во время Крымской кампании, которую ещё называли Восточной войной, неприятель атаковал Российскую Империю с разных сторон. Русская Камчатка не давала покоя западным странам ещё с 17 века, когда на тихоокеанском берегу появились наши первые поселения. Многие мечтали вытеснить Россию с богатых природными ресурсами дальневосточных земель. И вот, в августе 1854-го года, англичане и французы рискнули это сделать. Их расчёт был прост: порт Петропавловска охраняли всего несколько судов, сильно уступающих по мощности кораблям противника. К тому же вторжения там не ожидали. За счёт превосходящей силы и эффекта неожиданности враг надеялся одержать лёгкую победу.
20-го августа неприятель предпринял новую попытку атаки. Англичанам и французам удалось высадить на берег десант. Однако далеко продвинуться не пришлось — русские стрелки достойно встретили врага и не дали ему войти в город. И всё же враг не отступил. Через четыре дня, 24-го августа, произошло решающее сражение. «Неприятель громил порт ещё более, нежели в первые два раза», — писал об этом дне в своём докладе камчатский окружной судебный секретарь Михаил Говоров. Англо-французская эскадра насчитывала 218 орудий и более двух с половиной тысяч человек. Против них всего с двадцатью семью орудиями встали 960 героических защитников Петропавловска. Не только моряки, но и добровольцы из местного населения — крестьяне, казаки, купцы, мещане и даже каторжники. Не осталось в стороне и духовенство. К примеру, священник Петропавловского собора Георгий Логинов во время бомбардировок города был среди бойцов. Подвергая собственную жизнь опасности, он воодушевлял их молитвой и благословлял на защиту русской земли. Впоследствии за храбрость и доблесть священнослужитель удостоился награды — золотого наперсного креста на Георгиевской ленте. Более двух часов длился ожесточённый бой за город. Русские стояли насмерть. Несмотря на неравные силы, потери в стане противника оказались велики. Оставшийся в живых вражеский десант спешно вернулся на корабли. Англо-французская эскадра отошла от Петропавловска, и 27 августа покинула Авачинскую бухту.
О событиях тех августовских дней 1854-го года замечательно высказался Петропавловский уездный начальник и журналист Антон Сильницкий. Он писал: «Защита Петропавловска доказала всему миру, что русские, даже застигнутые врасплох вчетверо сильнейшим неприятелем, побеждают его с честью и славою, так свойственными русскому имени».
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 66. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Псалтыри есть ряд псалмов, которые возвещают грядущее прославление Бога всеми народами. При этом в них ничего не говорится о, так сказать, технической стороне вопроса: каким образом все народы придут к познанию Бога? Когда это произойдёт? И кто сумеет привести народы к такому единству? Сегодня в православных храмах во время богослужения звучит 66-й псалом. Это пророческий мессианский псалом, и он возвещает будущее всеобщее поклонение Единому Истинному Богу.
Псалом 66.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом. Песнь.
2 Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицом Твоим,
3 дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твоё.
4 Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все.
5 Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.
6 Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все.
7 Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.
8 Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли.
Современный русский язык различает между собой понятия «иудей» и «еврей». Первое из них говорит о религиозной принадлежности человека, второе — о национальной. Однако такое разделение появилось относительно недавно, и есть оно далеко не во всех языках, нет его и в иврите. Причина кроется в Ветхом Завете: согласно книгам Моисея, евреем может стать любой человек, который согласится жить по данному Богом закону. То есть здесь мы видим полное тождество религии и национальности.
Если помнить об этих постановлениях закона Моисея и не верить во Христа, то прозвучавший только что псалом становится очень странным: получается, что для прославления Бога всеми народами все народы должны, простите за тавтологию, перестать быть всеми народами. Иными словами, все люди должны стать евреями, подчинившись закону Моисея. Ещё дохристианские толкователи Псалтыри понимали, что такое невозможно, а потому в псалме речь идёт о какой-то иной реальности, каком-то ином законе и о каком-то ином богопочитании, как минимум, то прославление Бога, которое подразумевает псалом, не должно уничтожать национальные различия.
Для нас очевидно, что псалом говорит о Христе и о христианах. Никто, становясь христианином, не утрачивает своей национальной идентичности. По этой причине у нас есть Поместные Церкви, есть национальное богослужение, есть множество языков молитвы, есть свои уникальные христианские традиции в каждом народе. Церковь никогда не пыталась привести всё это к некоему единому виду, а если нечто подобное когда-то где-то и происходило, то воспринималось оно церковной полнотой как грубая ошибка, нуждающаяся в исправлении.
Кроме того, в прозвучавшем только что псалме есть такая строка: «Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами» (Пс. 66:5). Веселие и радость здесь поставлены в зависимость от праведного суда над народами. Однако ещё раннехристианский святой блаженный Иероним Стридонский замечал, что «везде, где справедливость и суд, там не радость, а боязнь греха», здесь же мы видим нечто иное: справедливость и суд — причина радости. Так может быть только в одном случае — если грех был истреблён, а это было сделано Христом, и потому радость — это совершенно естественное состояние искупленного Спасителем человечества. Да, у нас остаётся тяготение ко греху, у нас есть и сами грехи, но подтверждённая делами вера во Христа освобождает нас от них, и любой, кто осознаёт и чувствует это, не может не ликовать и не славить Бога.
Псалом 66. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 66. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 66. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом. Песнь.
2 Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицем Твоим,
3 дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое.
4 Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все.
5 Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.
6 Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все.
7 Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.
8 Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли.
Большие и маленькие. Ольга Кутанина

Там, где нас любят и с тем, кто нас любит, мы как будто становимся больше, значимей. А вот среди незнакомых людей, бывает, чувствуем себя неловко, внутренне сжимаемся. Как маленькие.
Сделать это открытие помог мой ребёнок. Однажды я собирала детей на улицу. Помогала одеваться, обсуждала с ними, куда пойдём и чем займёмся на прогулке. И вдруг трехлетний сын серьёзно так говорит: «Мама, дома я большой, а на улице маленький».
— Почему же ты дома большой? — удивилась я.
— Потому что меня тут любят.
Вот это новость! Как точно! Дома его любят, дома он бесконечно дорог и знает об этом. Здесь он единственный и неповторимый, второго такого ребёнка нет и не может быть! Дома безопасно и уютно, потому он большой.
Но стоит малышу выйти на улицу, как он видит огромный мир. Много людей, много домов, много машин. Никто им особо не интересуется. И ребёнок сразу ощущает себя маленьким, незащищённым.
Я взрослый человек. Но и для меня так же: дома, среди близких и родных, я как-то больше. На работе, говорят, незаменимых людей нет. А для близких, в семье, каждый незаменим.
Так же и в общении с Небесным Отцом, когда понимаю, как Он любит меня, как дорожит своим творением, когда осознаю, что каждый человек, и я в том числе, совершенно уникален. И за каждого Господь пострадал на кресте.
Короткий диалог с сыном взбодрил меня. Напомнил о Христе. Я шла по улице, вела за руки детей, смотрела по сторонам и пыталась понять, где я большая, а где маленькая.
Вот что пришло мне на ум. Когда Бог для нас — некто далёкий, мы маленькие в этом мире. Беспомощные и уязвимые. Если же любим Бога всей душой, то становимся больше, сильнее и увереннее. Ведь с нами рядом сам Творец вселенной и мы Ему не чужие!
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение