Писатель Иван Сергеевич Шмелёв в своём романе «Лето Господне» рассказывал, как ребёнком внимательно слушал на Литургии молитву Символ веры. В радостных словах: «чаю Воскресения мертвых» маленькому мальчику слышалось приглашение к чаю. «Я думал, что это там дают по воскресеньям чаю, как нам», — писал Шмелёв. Такая ассоциация наверняка возникла у писателя не случайно. Чай в русской традиции уже тогда был символом гостеприимства и домашнего тепла. Как же это произошло, и каким был путь чая на русскую землю?
Впервые в 1567 году об удивительном отваре, который дарит бодрость, рассказали царю Ивану III атаманы Ялышев и Петров, побывавшие в Китае. А спустя семь десятков лет, в 1638-м, чай привёз из западной Монголии царский посол Василий Старков, как дар царю Михаилу Фёдоровичу от монгольского правителя Алтын-хана. Постоянные же поставки ароматного напитка в Россию начались уже при Алексее Михайловиче. По легенде, царя мучили боли в животе. Никакие лекарственные отвары не помогали, и только чай принёс государю исцеление. После этого Алексей Михайлович приказал организовать регулярные закупки чудесного напитка.
Веками чай везли в Россию из Китая. Важное значение в чайной торговле имел небольшой пограничный бурятский городок Кяхта. Там товар упаковывали и распределяли по направлениям — в Москву, Казань, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Иркутск. Напиток так полюбился россиянам, что отодвинул на второй план традиционные и популярные прежде сбитень, квас, кисель и взвар. Французский писатель и путешественник Астольф де Кюстин, посетивший Россию в первой половине XIX века, делился впечатлениями: «Русские, даже самые бедные, имеют дома чайник и медный самовар и по утрам и вечерам пьют чай в кругу семьи», — писал он. Действительно, в России чаепитие стало по-настоящему семейной традицией. За кипящим самоваром домочадцы делились новостями, обсуждали насущные дела и важные вопросы.
В России стали появляться целые династии чаеторговцев — «чайников», как их тогда называли. Знаменитыми московскими «чайными королями» были, к примеру, купцы Сабашниковы, Поповы, Перловы. Кстати, именно Сергей Перлов открыл в Первопрестольной, на улице Мясницкой, знаменитый чайный магазин, напоминающий китайский дворец. А в китайском городе Ухань в конце XIX века именно русские чаеторговцы построили на свои средства православный храм в честь святого праведного князя Александра Невского.
В начале ХХ века Россия в употреблении чая опередила даже родину напитка — Китай. Тогда же была предпринята первая попытка выращивать отечественный чай. В 1907 году агроном и селекционер Иуда Антонович Кошман заложил самую северную в мире плантацию — в селе Солохаул недалеко от Сочи. И вошел в историю как основоположник краснодарского чая. Семена и саженцы с плантации Кошмана дали начало практически всем краснодарским чайным хозяйствам. В 1930-ые чайное производство появилось в советских республиках Грузии и Азербайджане. И по сей день чай остаётся важной частью русской культуры. Тёплый, согревающий и полезный напиток, как и несколько веков назад, собирает за столом семьи, друзей и коллег и дарит радостные моменты душевного единения.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 317 зач., VII, 18-25.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Строить новые автомобильные дороги и ремонтировать старые можно по-разному. Можно, например, соблюдать технологию, а можно её игнорировать, и довольно глупо будет выглядеть тот человек, который, нарушив технологию строительства дорог, будет винить эту самую технологию тогда, когда дорога начнёт чрезвычайно быстро разрушаться. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 7-й главы Послания святого апостола Павла к Евреям. В этом отрывке мы ничего не услышим о дорогах и о технологии их строительства, но мы услышим о законе Ветхого Завета, к которому, как может показаться, апостол выдвигает весьма серьёзные претензии.
Глава 7.
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
20 И как сие было не без клятвы,
21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,
22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус.
23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;
24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,
25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
Этот отрывок Послания к Евреям начинается с довольно странных слов: «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине её немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довёл до совершенства» (Евр. 7:18). С одной стороны, действительно, закон Ветхого Завета никого не сделал совершенным в том смысле, что он не был способен освободить человека от грехов и даровать ему всецелое прощение. Но точно ли он был немощен и бесполезен? Да и как вообще стоит понимать услышанные нами слова?
Для ответа на эти вопросы нам стоит вернуться к ранее упомянутому несоблюдению технологии строительства дорог, ведь с законом Ветхого Завета произошло нечто подобное: закон немощен и бесполезен не сам по себе, а по той причине, что люди оказались неспособны его должным образом исполнять. И это в самом деле так, здесь достаточно вспомнить многочисленные дискуссии Спасителя с исказившими понимание закона фарисеями, и вспомнить слова Спасителя по результатам этих дискуссий: «Всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:3). Христос, как мы знаем из Евангелия, никого не призывал пренебрегать законом, и Сам Он тоже его исполнял. Конечно же, автор Послания к Евреям знал об этом не хуже нас, а потому его слова о законе стоит понимать не как уничижение закона Ветхого Завета, а как указание на новый, более совершенный закон, такой закон, который может даровать человеку оставление грехов и привести его в Царство Небесное: «Но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр. 7:19). Если же продолжить начатую аналогию слов Послания к Евреям с технологией строительства дорог, то можно сказать, что здесь речь идёт не о том, насколько плоха старая технология, а о том, что есть другая, более совершенная, та, которая основывается на не существовавших ранее материалах и методах ведения работ.
Странно выглядят те люди, которые, зная о новом и совершенном, продолжают держаться устаревшего и неэффективного лишь по той причине, что так делали предки. Конечно, нет никакого греха в том, чтобы использовать, скажем, традиционные методы земледелия, но если речь идёт не о временной жизни, а о вечности, то держаться того, что не способно привести к Царству Небесному не только странно, но и в высшей степени глупо. Эту мысль и пыталось донести Послание к Евреям до своих адресатов. В какой степени это удалось — вопрос дискуссионный, но так как отрывок из этого послания звучит в рождественские дни в православных храмах, то и воспринимать его стоит обращённым к нам, ведь верность закону Ветхого Завета можно понимать и как веру в спасение собственными силами, а такая вера иногда заражает и умы христиан. Дай Бог, чтобы с нами этого не произошло, и чтобы мы остались верны Господу нашему Иисусу Христу, Который «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы пожилые люди прожили зиму в тепле
Уже 10 лет в рамках акции «Подари дрова» волонтёры тверского общественного движения «Доброе дело» приходят на выручку пожилым людям из глубинки Тверской области. При участии неравнодушных людей добровольцы закупают для одиноких пенсионеров дрова и тем самым помогают им пережить холода. За всё время акции поддержку получили больше 1500 человек.
Нина Александровна — одна из тех, к кому приезжают волонтёры. Ей 87 лет. Одинокая бабушка живёт в старом и большом доме. Для его отопления необходимо много дров — это почти 8 грузовых машин на сезон. Стоимость одной партии дров примерно 20 000 рублей. Но пенсии Нины Александровны не хватает даже на половину нужного объёма. Поэтому участники акции «Подари дрова» взяли бабушку под опеку. Уже несколько лет они привозят по два КАМАЗа берёзовых дров, чтобы согревать её дом.
Этой зимой волонтёры тверского общественного движения «Доброе дело» уже успели обеспечить теплом Нину Александровну и ещё больше 200 подопечных. Однако впереди у команды добровольцев по-прежнему много работы. Всё ещё остаются одинокие пенсионеры, которые тоже нуждаются в дровах. Поэтому так важно участие отзывчивых людей.
Если вы хотите подарить тепло бабушкам и дедушкам из глубинки, переходите на сайт акции «Подари дрова».
Также помочь можно, отправив СМС на номер 3434 со словом «Дрова» и любой суммой. Например, «Дрова 300».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Рождество Христово и «Хроники Нарнии». Священник Александр Сатомский
В этой программе мы вместе с настоятелем Богоявленского храма в Ярославле священником Александром Сатомским читали и обсуждали фрагменты из книги Клайва Стейплза Льюиса «Хроники Нарнии», а также говорили о том, как рождественские сюжеты находят свое отражение в художественной литературе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер