Буквально в нескольких километрах от Сергиевска, на берегу Волжского притока – речки с необычным названием Сок, стоит старинное село Павловка. Шумное и богатое некогда, сегодня оно оказалось на обочине жизни. С каждым годом здесь все меньше жителей, ветшают дома, зарастают тропинки. И символом этого угасания стоит на возвышенности полуразрушенный деревянный храм.
Эту церковь сельчане построили на свои средства на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков и освятили в честь Архангела Михаила. В восемнадцатом столетии жители поселков, расположенных, как и Павловка, вдоль череды оборонительных крепостей Ново-Закамской линии, часто посвящали храмы Небесному Архистратигу – видимо, уповая на его защиту в случае нападения кочевников. Почему павловцы в мирное время выбрали Архангела–воина небесным покровителем своего села – сказать трудно. Может быть, Михаилом звали кого-то из инициаторов строительства сельского храма. А может быть, люди предчувствовали, что мирные, безмятежные годы продлятся недолго.
Нет, Михайло-Архангельский храм не был закрыт по распоряжению безбожных властей. Беда подкралась с другой стороны. Один из жителей села, потерявший в революционной свистопляске человеческий облик, ночью ворвался с топором в священнический дом и убил батюшку с матушкой. Злодей надеялся поживиться здесь, но все, что ему удалось найти в бедной избе – это мешок дробленой крупы. В Павловку приехала комиссия для проведения расследования. Однако вместо того, чтобы наказать убийцу, следователи приняли решение выселить из дома дочку погибшего священника. Односельчане заступились за девушку. Отстояли они и родную церковь.
Оставшись без настоятеля, храм стал постепенно разрушаться. Его никто не пытался уничтожить, наоборот – жители приходили сюда группами и поодиночке, чтобы помолиться под святыми сводами. Но церковь-сирота таяла, как свечка, с каждым годом и с каждым днем.
Сейчас она стоит, чуть накренившись на бок. Внутри нет ни пола, ни потолка. Стены насквозь продуваются ветром. Но вот что удивительно – на его сводах уцелело большое количество фресок. Конечно, они тоже пострадали от времени, но многие иконы, выдержанные в академическом стиле, сохранились до мельчайших деталей. В ветхом, многострадальном здании церкви жива евангельская история – Архангел возвещает Захарии о рождении Иоанна Крестителя, Христос молится на камне в Гефсиманском саду, преподобный Сергий Радонежский держит в руках Святую Чашу… Вот только внимать этой истории некому.
Наверное, нужно смириться с тем, что все в этом мире имеет свой конец. Только почему-то стыдно смотреть в глаза святым, изображенным на фресках брошенного храма. Может быть, судьба этого храма всё-таки изменится?
9 января. О духовном смысле Рождественских святок
Сегодня 9 января. Рождественские святки.
О духовном смысле этих святых дней — протоиерей Андрей Ефанов.
9 января. О смирении Святителя Феодора I, архиепископа Константинопольского
Сегодня 9 января. День памяти Святителя Феодора I, архиепископа Константинопольского.
О его смирении — священник Августин Соколовски.
9 января. О будущем в творчестве писателя Карела Чапека
Сегодня 9 января. В этот день в 1890 году родился чешский писатель Карел Чапек.
О будущем в творчестве писателя — протоиерей Артемий Владимиров.